Конечная точка нашего путешествия и самая дальняя от дома – пещера Балаюк. По пути туда и начались все приключения.
Утром, так и не оправившись полностью от ожогов, мы направились из Актау в сторону посёлка Жанаозен. На небе, как всегда, не было ни облачка и Солнце жарило как могло. Но все уже были научены прогулками по Тузбаиру и отдыхом на пляже – одежда должна закрывать всё тело, иначе спать придётся стоя.
Жана-Озен по-русски означает Новая река. Ак-Тау – Белая гора.
Обед в чайхане
На въезде в Жанаозен, по совету местных Володи с Таней, заезжаем в чайхану. Оказалось не зря. Во-первых, там настоящая казахская еда, приготовленная традиционным способом. В частности, советую попробовать самсу. Во-вторых, внутри, кроме столиков есть отдельные кабинки. В кабинках стоит настоящий дастархан.
Дастархан – стол высотой до пятидесяти сантиметров или скатерть, уложенная на топчан. Используется для трапезы в странах Средней Азии.
Едят здесь сидя на полу. Перед тем как войти нужно обязательно разуться. Сам процесс приёма пищи в таком положении с непривычки не очень удобный. Особенно когда ешь что-то жидкое, например суп. Однако, вся трапеза приобретает необычный колорит и после еды очень удобно откинуться от стола назад.
После Жанаозена на пути встречается лишь один посёлок Узень, а дальше всё – сотни километров сплошной степи на 360 градусов вокруг, палящее солнце, пыль и никого. Поэтому мы взяли с собой приличный запас воды и топлива. Последняя заправка у нас была в Жанаозене на какой-то непонятной заправке. Как окажется позже она-то и подвела. Но это потом. А пока мы по степным просёлкам стараемся выдерживать направление на точку около впадины Карынжарык. Постепенно в ровной степи появляется какой-то рельеф и относительно высокая растительность.
Движение по степи можно сравнить с морским путешествием. Кругом ровная гладь до горизонта и ехать можно в любом направлении.
Заминка на кордоне
К вечеру на фоне каких-то сопок нарисовалась погранзастава, а чуть в стороне кордон природоохраны, от которого отделился автомобиль в нашем направлении. Мы остановились и решили их подождать. Подъехала “Буханка” из которой вышли три товарища в форме, стали спрашивать: кто, куда и зачем мы тут едем. Сказали, что дальше нельзя и мы должны следовать за ними на кордон. На кордоне на улице ждал егерь – начальник смены. Он спросил пропуск и сказал, что если он нас и пропустит, то пограничники нет – дальше граница с Туркменистаном.
Казахи со всеми здороваются за руку, а иногда и за две. Поначалу непривычно – подъехали егеря, сначала со всеми перездоровались, а уже потом начались расспросы. Встретили местных в Кенты-баба – все перездоровались и пошли дальше по своим делам. Некоторые казахи даже с гаишниками за руку здороваются, когда их останавливают.
Начальнику смены пришлось объяснять, что мы туристы, в Туркменистан нам не надо, что проехали мы 4000 километров до сюда и что нам очень надо попасть в пещеру Балаюк.
Тут надо сказать спасибо экипажу спортейджа, которые в основном и занимались переговорами. Егерь был твёрд, но под уговорами Татьяны начал потихоньку поддаваться.
Для проезда к впадине Карынжарык и её окрестностям нужен пропуск – там заповедник. По древнему русскому обычаю, мы пропуск получать не стали и поехали так. Выезжали мы в воскресенье – у администрации заповедника выходной. Володя созвонился с кем-то, в трубку ему сказали “Да пропустят!” и мы поехали.
“Езжайте на заставу – договаривайтесь с пограничниками” – сказал егерь – если они пропустят, я тоже пропущу.
Сергей с Володей отправились на одной машине к заставе, а мы остались с егерем. Ждали их недолго.
Пограничники не против, сказали, что сообщат на другую заставу, что мы можем появится. После этого согласился и егерь. Сматываемся с кордона пока он не передумал.
После кордона начались приключения. Причём почти сразу. По-началу всё шло гладко – приятный тихий вечер, мы едем по хорошей ровной грунтовке, за окном какие-то сопки. Вдруг первая машина в рацию сообщает, что дальше дороги нет. Подъезжаем и видим что потоком воды грунтовку размыло и высота ступени такая, что на автомобиле туда не въехать. Вышли осмотреться. Оказалось, что справа на холме идёт колея, на которую чуть ранее был заезд. Задним ходом отползаем к нему. Первым идёт экипаж КИА. У них ходы подвески короткие и попытка свернуть с дороги сразу на крутой подъём приводит к диагональному вывешиванию. Однако, водитель с ситуацией справился самостоятельно и попытки с третьей заезжает наверх. Ховеры это место проходят с первого раза, хоть и с отрывом одного из колёс.
Снова хорошая дорога. В навигаторе стоит точка “пещера Балаюк”, расстояние до неё около 45 километров. Никаких дорог навигатор, естественно, не показывает. Темнеет.
В сумерках теряем дорогу, какой-то участок проезжаем по степи и снова её находим. Уже в темноте КИА останавливается, выходим спросить в чём дело, оказалось троит двигатель. Но машина едет, двигаемся дальше. На очередном подъёме Володя – пилот КИА, сообщает в рацию, что он еле ползёт на пониженной – мощности нет совсем.
Похоже пора ужинать и спать. Сразу после подъёма находим ровную площадку на скале около дороги и разбиваем лагерь. Утром посмотрим.
Вообще ситуация была не сильно хорошая: 30 километров до конечной точки нашей экспедиции. Один из автомобилей почти не двигается. Если утром не удастся выяснить причину неисправности, его придётся по буеракам буксировать в Жанаозен, а это примерно 150 км.
За ужином прикинули, что заправились мы на какой-то непонятной заправке и КИА – единственный автомобиль на 95-м бензине (Ховеры употребляют 92-й).
Вариантов на утро было три:
– один из Ховеров берёт Спортейдж на буксир и тащит его обратно в Жанаозен, а второй едет к пещере и потом догоняет остальных,
– два Ховера едут к пещере, а экипаж КИА тем временем прочищает топливную систему.
– все вместе возвращаемся в Жанаозен.
В итоге утром решили – к пещере ехать.
Тут надо сказать спасибо Сергею и Татьяне на втором Ховере. Изначально они ехать в пещеру не хотели, но всё-таки согласились к нам присоединиться. Иначе 30 км по степи ехать одним в жару после поломки Спортейджа было страшновато. Ближайшие к нам люди – это три егеря на кордоне в 15 километрах в противоположенную сторону. Сотовой связи нет уже второй день, а рация берёт не далее пары километров.
Утром оставляем экипаж КИА Спортейдж на месте стоянки и отправляемся дальше в степь. Примерно полпути едем по дороге, потом она сворачивает куда-то не туда. Мы находим ближайшую отворотку примерно в нашем направлении и сворачиваем на неё. Это повторяется несколько раз. По пути во все глаза следим за навигатором, чтобы случайно не пересечь границу Туркменистана. В конце концов дорога растворяется в степи – пофиг – идём по азимуту ещё около 10 километров.
Наконец, среди ровной степи замечаем невысокий деревянный столб – пещера. Ура – Добрались! Прошли почти 4000 километров пути, две страны, 10 областей и республик. Осталось только подъехать и спустится. Это как подарок на новый год – ты что-то давно хотел, открываешь упаковку и уже видишь, что там именно то, о чём мечтал. Осталось только взять это в руки и радоваться. Приехали!
Берём фонарики и вперёд, в темноту. В пещере оказывается не так уж и холодно. Можно одеваться полегче. Идём по огромным обломкам камней всё глубже под землю. В какой-то момент я оглянулся – солнечный свет от входа ещё был виден. Ещё несколько метров вниз и всё – позади только сплошная чернота.
Пещера начинается с небольшой галереи, которая очень быстро идёт вниз, расширяется и выводит в первый зал на глубине 28 метров. Дальше снова галерея и ещё один зал на глубине 75 метров. После него крутой спуск почти лазаньем на несколько метров и снова галерея, которая упирается в третий зал на глубине 120 метров. В этом зале находится озеро с водой красивого голубого цвета. Несколько фотографий и… купаться. Вода тут ледяная. Нижний зал образует своды почти правильной формы на высоте примерно 10 – 15-и метров.
Наверху умываемся, переодеваемся и едем обратно к месту ночёвки. Снова идём по степи – по собственному треку. Кругом всё одинаковое, дорогу видно только в навигаторе.
Экипаж Спортейджа уже готов двигаться дальше. У них забились форсунки двигателя. Все четыре. Всё-таки 95-й бензин подвёл. Но Володя всё промыл, собрал и заработало!
Бензин в Казахстане намного хуже, чем в России. Он хуже даже на сетевых заправочных комплексах. Ни в коем случае нельзя заправляться на местных подозрительных заправках. Можно вообще никуда не уехать потом. Содержимое вашего бака может оказаться любым. Экстрактом компостной кучи, например.