На территории современной Мангистауской области находится огромное количество исторических памятников разных эпох. Их даже не считал никто. Мы посетили три святых места: Шакпак-ата, Султан-епе и Кенты-баба. Это всё древние некрополи. Они расположены недалеко друг от друга и все можно объехать за один раз.
Часть 3: Древние некрополи Мангистау
Предыдущая часть: Поле шаровых конкреций
Полный отчет: Устюрт 2016
Мангистау населяет казахский род, который называется Адай. Адаи почитают предков своего племени, которые жили на Мангистау. В разных легендах их количество варьируется: то ли их было 360, то ли 362, то ли 365. Здесь стоит заметить совпадение с числом дней в году – 365. Места захоронения святых предков это места паломничества. Конечно, где находятся захоронения всех 365 святых никто не знает. Известна лишь малая их часть.
Шакпак-Ата
Основные культовые места на Мангстау доступны любому путешественнику. Не обязательно приезжать сюда на внедорожнике, чтобы увидеть древние некрополи, пещерные мечети и другие, почитаемые казахами объекты. В первую очередь мы поехали смотреть некрополь Шакпак-ата. Потому, что он был по пути и, по совету Татьяны с Володей, это место гораздо душевней и приятней, чем популярный Бекет-ата.
В 14 веке на севере полуострова Тюб-Караган жил старец Шахмардан. Не было такой болезни, с которой он не мог бы справится. Он исцелял огнём, высекаемым из камня. За эту способность его стали называть Шакпак-ата, что значит старец добывающий огонь. Однажды он шёл мимо одного аула и увидел, как муж избивает свою жену. Женщина никак не могла родить ему детей. Шахмардан вступился за несчастную и она, не желая больше терпеть унижения, отправилась за старцем. Они остановились около небольшой скалы в сухой степи. В том месте из земли стали бить родники, а с неба проливаться дожди. Люди приходили в то место в надежде излечиться от своих болезней, а само место стало называться Шакпак-ата.
Древняя легенда
Сейчас здесь мечеть, устроенная в скале над некрополем, а так же несколько древних захоронений. Мечеть датируется 9-м – 10-м веком.
Подъезжаем к воротам некрополя, вокруг ни души. Ворота закрыты цепочкой, но это для автомобилей, пешком заходить можно.
Несмотря на то, что здесь никого нет, надо помнить, что со своим уставом в чужой монастырь не ходят. Нужно соблюдать обычаи ислама.
В мечети и на территории некрополя нельзя сквернословить. Женщинам нужно покрыть голову, одежда должна быть с длинным рукавом. Когда войдёте внутрь, обязательно нужно разуться.
В Шакпак-Ата берите обувь с собой – в мечети с противоположенной стороны есть выход наверх – на скалу.
Внутри, по обе стороны от центрального зала есть две большие ниши – в правой молятся мужчины, в левой женщины. Переночевать здесь можно неподалёку – в единственном на всю округу доме. Его хорошо видно от ворот некрополя. Однако, только тот, кто проведёт ночь в самой мечети, сможет побороть болезнь. Для этого там есть отдельное помещение слева от входа.
В конце основного зала мечети есть лестница, которая ведёт наверх – на скалу. Там можно посидеть на скамейке, в тени небольшой постройки, посмотреть сверху на бескрайнюю степь и подумать о чём-то приятном. Не обязательно быть мусульманином, чтобы почувствовать покой этого места, послушать тишину, которую нарушает только ветер. Здесь нет множества туристов, охраны, гидов, – здесь только вы и старец Шакпак-ата, который при должном отношении к нему, обязательно позаботится о вашем здоровье.
Султан-епе
Другое интересное место – подземная мечеть Султан-епе. Она расположена на краю высокого каньона. Рядом есть колодец, на многие метры уходящий в скалу. Если сравнить уровень воды в нём с глубиной каньона, то видно, что вода стоит выше. Как так получается не понятно. Вода здесь пресная, чистая. Колодец оборудован ведром. Сама мечеть находится чуть дальше за небольшой оградой. Внутри очень темно – нужно брать фонари. Часть помещений обрушилась, но периодически приезжают археологи и реставрируют мечеть, открывая всё новые залы. Внутри тоже нужно разуваться – всё застелено коврами. Снять обувь можно внизу, там есть небольшая площадка на которой можно стоять обутым. Потолки в мечети низкие, я пару раз ударился головой. А чтобы попасть в некоторые помещения нужно вообще ползти на животе через узкий проход.
Чуть в стороне расположено захоронение. За низкой изгородью округлой формы сделан небольшой каменный курган. Из него торчат высокие деревянные шесты, которые связывают мир живых и мёртвых. К шестам привязывают ленточки, это просьба о помощи у предков. Султан-епе считается покровителем мореплавателей.
Когда мы собирались уезжать, нам встретился местный мулла. Он рассказывал о том, кто такой Султан-епе и каково его место в исламе. Мулла очень приятный человек, следит тут за порядком.
Кенты-баба
Кенты-баба – это ещё один древний некрополь с маленькой степной мечетью. Самое интересное здесь – это мавзолей прямо напротив центрального входа. Двери могут быть закрыты, но если замка нет, вы можете войти. Только нужно оставить здесь всё как было, этому месту почти 1000 лет.
Внутри, в правой стене мавзолея есть небольшой проход и лестница наверх к небольшой площадке. Если сомневаетесь в своих габаритах – лучше туда не лезть – проход очень узкий. Поднявшись наверх, можно поднять руки к небу и загадать желание – здесь Аллах услышит. Раньше по этой лесенке поднимался муэдзин и сверху читал молитвы.
Вокруг мавзолея множество древних могил. Если присмотреться к надгробиям, то видно, что на них высечено изображение сабли. Это значит, что под камнем лежит воин.
Фотографии некрополей Казахстана
Дальше наш путь лежал в сторону Каспийского моря, к Голубой бухте – большому песчаному пляжу усеянному ракушками. Там был настоящий отдых. Все наконец-то выспались, искупались, наелись и окончательно обгорели. Но об этом в следующий раз…