Вы читаете
Как я поехала на Байкал на машине вдвоем с собакой – отчет

Как я поехала на Байкал на машине вдвоем с собакой – отчет

Привет, ребята. Сегодня я хочу рассказать вам о своем путешествии на Байкал. Ездила я одна. Вернее, не совсем одна, а в сопровождении четырехмесячного щенка Дарика. Средство передвижения — автомобиль Лада Калина. Время путешествия — ноябрь 2020 года.

Все у меня сложилось очень спонтанно. Отправляясь в путь, я была не уверена, что достигну главной цели поездки. Тем не менее, все получилось, и было очень-очень здорово. А как именно — об этом ниже.

Содержание:

Сборы в поездку

Попасть на Байкал я мечтала уже очень давно, но совершенно не собиралась туда именно в этот год, да еще и поздней осенью. Но эмоции — такая вещь, которой не прикажешь.

Если вы заядлые путешественники, то знаете, что эта болезнь надолго. Считай, навсегда. Едешь в какую-нибудь поездку, возвращается довольный, некоторое время наслаждаешься воспоминаниями, а потом проходит некоторое время, и ты уже снова чувствуешь: пора! Дали зовут. И ты снова начинаешь собираться в путь.

Вот так вышло и у меня. Наступила осень, за ней забрезжила холодная и длинная зима и я решила, что надо бы до этого куда-нибудь съездить. И идея была — Крым. Я была в украинском Крыму, но еще не была в российском. Тем более, не видела так быстро возведенного там чудо-моста. И я засобиралась в Крым. На авто. Погреться на солнышке.

Но пока я туда собиралась, стало еще холоднее, выпал снег и летние колеса автомобиля пришлось срочно поменять на зимние. А если с зимними шинами ехать в теплое место, то, глядишь, все шипы порастеряешь. Жалко. Значит, надо искать северное направление. Что у нас есть северного? Карелия? Так я там была. Что еще? Сибирь? О, вот это интереснее! А что есть в Сибири? Байкал! Ура, подойдет.

Вот так я вместо Крыма отправилась на Байкал.

Планы

В дороге / На Байкал на машине отчет
В дороге / фото автора

Собираясь в путь, я всегда составляю план поездки. Куда пойду, что посмотрю, сколько это займет времени. И в данном случае, хотя у меня на планирование была всего лишь неделя, я за это время успела изучить с помощью Интернета, чего в той стороне есть интересного, куда бы я хотела поехать, и как в такой ситуации лучше всего составить маршрут.

План был следующим:

1. Доехать до Байкала. Не зря это выделено в отдельный пункт, потому что путь-то туда достаточно длинный — примерно 4500 км в одну сторону от моего родного Кирова. По дороге попадались следующие города, которые я хоть мельком, да собиралась посмотреть: Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Омск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск.

2. Листвянка. Заехать в это место нужно было обязательно, потому что кто бы что ни рассказывал о Байкале, Листвянку обязательно упоминает. Что именно там есть, я не очень представляла, но мне казалось, что это что-то типа курорта.

3. Ольхон. Побывать на Байкале и не посетить остров Ольхон — это было бы кощунством. Что за остров и как оно там, я тоже имела очень смутное представление. Знала только, что туда можно добраться лишь паромной переправой и очень переживала: а вдруг она будет закрыта, например, по причине шторма. Обидно будет проехать такую уйму километров и уехать обратно не солоно хлебавши.

4. Кругобайкальская железная дорога. Одно из самых знаменитых мест Байкала — железная дорога, идущая по самому берегу. Виды на озеро и окружающую природу там такие, что не оторваться. Называется эта железная дорога «Кругобайкальская». На самом деле ни о каком круге и речи быть не может — продолжительность ее всего 69 км по юго-западной оконечности озера. Идет она от порта Байкал (рядом с Листвянкой) до Слюдянки (юг озера). Я хотела по ней если не проехаться, то хотя бы пройтись, чтобы поглазеть на пейзаж и сделать красивые фотографии.

5. Восточное побережье Байкала — то, что со стороны Бурятии. Этот пункт был у меня в самой слабой разработке. Потому что время на подготовку вышло, пора была отправляться в путь и искать какую-то более подробную информацию оказалось уже некогда.

6. Северобайкальск. Это город на северо-западной оконечности озера. Самый северный город на Байкале. Как писали в отзывах, в самом городе ничего особенного нет. Ну, разве что, ощущение застывшей истории — там все такое СССРовское, старое. Что по поводу природы, то там красиво, но как везде на Байкале. А вот ради чего туда стоит ехать, так это ради старой дороги, ведущей к нему.

К Северобайкальску ведут две дороги — одна длиннющая, в объезд. От Иркутска это примерно 1300 км. Но она хороша — нормальная трасса с асфальтом и бензозаправками.

Вторая значительно короче — около 800 км, но она грунтовая (или вся, или часть ее — это я не поняла). На этих грунтовых участках никаких заправок нет. Но зато там очень красиво. Мне хотелось проехать по этой дороге, но я не знала, рискну ли я поехать в такую даль по бездорожью, поздней осенью со снегом и совершенно одна.

Как все сложилось

Мой щенок Дарик
Мой щенок Дарик — 4 месяца на момент поездки /фото автора

Определила я основной маршрут, забронировала гостиницы и отправилась в путь. Отправилась я в него в очень подвешенном состоянии — доеду ли я до конца, было совершенно неизвестно. А причина — мой щенок Дарик.

Дарик (Дарий, Дар) — восточно-европейская овчарка. На момент выезда ему было всего 4,5 месяца. Это для путешествия маловато — он же еще глупенький, не очень дрессированный, не очень послушный. Плюс к этому у него была очень неподходящая для автомобильных путешествий проблема — его укачивало в машине. Даже на небольшие расстояния. А чего же говорить о тех, которые нужно было преодолеть, чтобы добраться до Байкала.

Вот по этой причине я колебалась некоторое время, ехать ли, но потом решила все-таки ехать, но с оговоркой. Постараюсь добраться хотя бы до ближайшего большого города — Перми, а там видно будет. Если уж псу будет совсем плохо в дороге, то я там переночую и поеду обратно. А если ничего, то постараемся таки попасть на Байкал.

И вы знаете, чудо, но все сложилось. Мы проехали 30 км, остановились погулять. Потом проехали 50 км и остановились погулять. Потом проехали еще 100 и снова остановились. А потом Дарик утомился и уснул. С этого момента все как рукой сняло — больше в машине его не подташнивало. Весь остальной путь мы проделали с удовольствием и буквально душа в душу.

А сейчас пробегусь по запланированным пунктам.

Листвянка

Вид на Байкал в Листвянке
Вид на Байкал в Листвянке / фото автора

Поселок Листвянка

Находится на берегу Байкала, всего в 70 км от Иркутска. Когда местные говорят, поеду отдыхать на Байкал, они чаще всего имеют в виду именно Листвянку.

До поездки я считала, что Листвянка — курорт. В общем, так оно и есть, но с натяжкой. Листвянка просто малюсенький поселочек без какой-либо курортной инфраструктуры. Вернее, из нее присутствуют магазинчики, сувенирчики, кафешечки и это все. Ну, еще небольшая набережная. Есть пляж, но пляжная полоса узкая, и если летом наплыв народа, то я не знаю, как они там отдыхают.

Осенью Листвянка была пуста и безлюдна. Встречались время от времени местные жители, но очень немного. Туристов вообще не было. А когда я спрашивала, куда все подевались, народ мне отвечал, что, дескать, коронавирус. Никто никуда не едет. Таких ответов мне было дано штук пять, а потом одна дама сказала: «Да какой коронавирус! Просто не сезон! К нам ездят летом и зимой. А сейчас не время».

Возможно, она права. Потому что на Байкале хорошо во время летнего солнечного тепла, хорошо ранней осенью, когда стоят разноцветные деревья, интересно зимой, когда вода превращается в абсолютно прозрачный лед, сквозь который, говорят, можно даже разглядеть дно и рыб. А вот поздней осенью, когда листья уже опали, дует холодный ветер, но красивого льда еще нет, ехать на Байкал, может, и не время.

Но, с другой стороны, интересно было увидеть Байкал без людей. Это, наверное, редкая возможность насладиться общением с ним без того, чтобы каждую минуту сталкиваться локтями и носами с другими туристами, жаждущими такого же общения.

Большая Байкальская тропа

В Листвянке я хотела посмотреть не только сам поселок, но и Большую Байкальскую тропу. Идет она из Листвянки до поселка Большие Коты (забавное название, да?) и длится примерно 25 км. Цель ее существования — провести туристов по красивому берегу Байкала.

Когда видишь фотографии, то там обычно показана обычная тропинка, идущая по краю обрыва, по ней бредет турист с рюкзаком и наслаждается красотой вокруг — видом на бесконечный простор Байкала и сосны на фоне неба.

Чужие картинки впечатляют. Я подумала, что неплохо бы пройтись по этой тропе. Метров так триста. Ну, может, пятьсот. Заснять красоты и потом обратно.

И я попыталась это сделать. Ужас. Если бы я только знала, как оно все обстоит на самом деле. Если идти триста метров или даже пятьсот, то никаких байкальских красот не увидишь — там просто лес. Это тропа так обходит горы на побережье. Но при этом подъем все время идет вверх — нужно подняться на перевал.

Ближе к нему — через 2-3 км, подъем становится очень крутым. Таким, что обычным походным шагом не пойдешь, надо двигаться чуть ли не с остановками. Или очень медленно — так как ходят в горах при крутом подъеме. И вот если ты все это преодолеешь, то да. Красоты будут. Но до них 4-5 км пути.

Я, конечно, под впечатлением от сосен на фоне неба, от голубой воды Байкала, сливающейся на горизонте с небом, от лучей закатного солнца, чудесным образом окрасивших все вокруг в теплый мягкий свет. Но если бы я знала, сколько времени и сил потребуется на то, чтобы сюда забраться, то не уверена, что решилась бы на это.

И, кстати, как же хорошо, что я не знала, потому что иначе я все это так и не увидела.

Ольхон

Ольхон, паромная переправа
Ольхон, паромная переправа / фото автора

Ольхон мне очень понравился. Отправляясь туда, я даже не знала, что меня будет ждать. Природа Ольхона не похожа на всю остальную природу Байкала. Я даже не знаю, как это объяснить. Больше всего это похоже на пустыню с громадными барханами. Наверное, это тоже горы. Но они песчано-коричневого цвета и барханами перетекают одна в другую.

А еще на Ольхоне великолепные, широкие песчаные пляжи. Думаю, что летом на них отдыхающих тьма тьмущая. И из-за комфортного отдыха, и из-за того, что Ольхон — очень солнечный остров. Говорят, там светит солнце около 350 дней в году.

Вид на Ольхон
Вид на Ольхон / фото автора

Когда я там была, тоже светило солнце и там вообще не было снега. Хотя и в Иркутске, и в Листвянке он уже выпал и лег на землю пусть и не плотным, но все-таки основательным покрывалом.

На Ольхоне есть и скалы. И очень живописные, между прочим. Особенно чудесно они смотрятся в виду полного отсутствия людей. Стоишь на такой скале и кажется, что ты вообще один в этом мире. Что здесь и сейчас есть только ты и великий, величественный Байкал. Возникает полное ощущение слияния с природой. А это в наш цивилизованный век, заполненный городами и людьми в них, достаточно редкое ощущение.

Кругобайкальская железная дорога

Кругобайкальская железная дорога
Та самая железная дорога вдоль Байкала / фото автора

Да. Она классная. Мне таки удалось пройтись по ней. Только не из Листвянки. Оттуда нужно было бы переправиться через Ангару паромом в порт Байкал, где железная дорога и начинается. А из поселочка Култук.

Читайте также

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) действительно идет по самому берегу Байкала. Вот прямо по самому краешку обрыва, за которым начинается Байкал. И это так чудесно. Потому что красота вокруг неописуемая.

Мне опять повезло еще и в том плане, что в Култуке не было снега. Температура минусовая, а снега нет совсем. Поэтому желто-рыжий от осенней травы берег Байкала чудесно сочетался с голубизной воды и неба. Плюс к этому солнышко с теплыми лучами, и ощущение конца ноября пропадало. Казалось, что вокруг стоит ранний сентябрь.

Я прошла по КБЖД примерно 8 км в одну сторону и столько же обратно. Всего 16 км. Для меня многовато, я столько не планировала. Но уж очень мне хотелось посмотреть не только рельсы по краю обрыва, но еще знаменитые тоннели и мосты этой дороги. И я их посмотрела. Это тоже очень-очень интересно.

Восточное побережье Байкала

Байкал в Бурятии. На Байкал на машине отчет
Байкал в Бурятии / фото автора

Восточное побережье менее развито, чем западное. Там меньше таких знаковых мест, куда непременно жаждут попасть туристы. Да и добираться до него, если ехать из Иркутска, далековато.

Но западная часть Байкала находится в Бурятии. Поэтому, если прилетать в Улан-Уде — столицу Бурятии, все становится намного ближе. От Улан-Удэ до озера около 100 км.

Уехав из Иркутска, я остановилась в Улан-Удэ на ночевку, а потом просто поехала прокатиться вдоль западного побережья.

Я доехала примерно до середины озера — до города Горячинска, который так называется из-за горячих источников в городе и санатория, на них расположенного.

Восточное побережье отличается от западного. Оно показалось мне более равнинным, чем скалистый запад. Но, возможно, я ошибаюсь, потому что проехала я его все-таки не до конца.

Байкал показался мне тут совсем в другом виде, чем раньше. Здесь к моменту моего приезда уже наступила настоящая зима, выпал снег и Байкал начал покрываться льдом. Пока только у самого берега, но все-таки. Плюс к этому плывущие по небу мрачные свинцовые тучи, пронзительный ветер, бурные волны, набегающие на берег. Суров оказался Байкал. Суров и могуч. Но даже такой он очень и очень хорош.

Северобайкальск

А вот в Северобайкальск я не поехала. Объезжать вкруговую по хорошей дороге, набирая лишние километры, не хотелось, а по короткой и грунтовой я побоялась ехать. Зима как-никак, а я одна на обычной машинке. Мало ли чего. Вдруг по этой дороге никто не ездит, кто меня тогда будет спасать в случае каких проблем?

В Иркутске я попыталась поспрашивать местных водителей, но никто не мог мне дать вразумительного ответа — проезжая ли там дорога. Большинство советовали поехать в объезд. Потому я махнула рукой и отправилась в обратный путь.

Может быть, Северобайкальск окажется потом поводом, чтобы еще раз побывать на Байкале.

Итоги и технические моменты

Итак, я съездила на Байкал, благополучно вернулась и очень-очень довольна своим путешествием. Моя давняя мечта наконец-то сбылась.

Байкал чудесный, замечательный, великолепный. Он хорош во всех своих проявлениях — и в солнечную погоду, и в пасмурную. И даже в период межсезонья.

Технические моменты поездки:

  • Средство передвижения — автомобиль Лада Калина.
  • Путешественники — я и мой 4-х месячный щенок восточно-европейской овчарки Дарик.
  • Продолжительность — 17 дней.
  • Пройдено — 11 000 км
  • Затрачено — 50 000 руб.

Расходы:

  • Бензин — 27 000 руб.
  • Гостиницы — 17 000 руб.
  • Еда — 6 000 руб. (с учетом того, что кое-что из еды я брала с собой из дома — консервы, тушенка).

Читайте также мой рассказ о поездке в Териберку


Хороших путешествий всем читателям dorogi-ne-dorogi. Ездите, летайте, смотрите. И ничего не бойтесь. Все трудности преодолимы, все в этом мире возможно. Главное — идти за мечтой и она сбудется.

2 комментария
  • Здравствуйте, Елена! Я с Североморска Мурманской области, прочитала Ваши удивительные рассказы о путешествии на Байкал и Териберку. Я тоже купила билеты до Иркутска, в аэропорту беру машину в прокат и еду куда глаза глядят, даже не знаю, бронировать мне жильё или на месте найти. Немного волнительно и в то же время жду с нетерпением. Кстати, у нас сейчас полярный день, но я больше люблю полярную ночь, а вот в полярный день очень удобно ехать в отпуск на автомобиле. С уважением, Анна

    • Ух ты! Класс! Это так здорово!
      А меня в вашей стороне все-таки не полярная ночь, а полярный день впечатлил. Это такое чудо, что всегда день! А вот полярной ночью мне очень хочется посмотреть северное сияние. Но ни разу еще не удалось.
      А вам — хорошего путешествия! Надеюсь, все будет чудесно и замечательно.
      А вы едете одна? Никого с собой не звали? Как вы вообще решились ехать одна?

Оставьте ответ

Ваш email будет скрыт.

Ⓒ2013 – 2021 Сайт о путешествиях Dorogi-ne-dorogi.ru Все права защищены.

Копирование любых материалов разрешено только с указанием прямой, активной и открытой к индексации ссылки на Dorogi-ne-dorogi.ru.