Сказочный терем, средневековый замок и ханский дворец: 9 самых красивых жд вокзалов России

Здания вокзалов зачастую превращают в настоящие архитектурные шедевры. Собрали самые красивые вокзалы России. 

Вокзал — это не просто место прибытия и отправления. Это своего рода «ворота в город», которые формируют первое впечатление о нем.

Слюдянка 

Вид на железнодорожную станцию вокзала Слюдянка
Привокзальная площадь в Слюдянке

Вокзал небольшого городка Слюдянка, расположенного на западном берегу озера Байкал, похож на средневековый замок. Он целиком сложен из нешлифованного белого и розового мрамора, которым богаты эти края. В солнечную погоду мраморные стены выглядят очень красиво.

Построили вокзал в 1904 году — в то время неподалеку от железнодорожной станции работал мраморный разрез, из которого и брали камень. Инициатором строительства был министр путей сообщения Михаил Хилков, его бюст установлен перед главным входом в вокзал. 

В ожидании поезда сходите на интерактивную выставку, посвященную Байкалу. Она расположена прямо в здании вокзала: на стенах висят «цифровые картины» с пейзажами озера, под ногами «плавают» представители байкальской фауны, а проекции на потолке показывают, как может выглядеть небо над озером. 

Неподалеку от вокзала есть рынок, где продают свежевыловленную рыбу. А по переулку, расположенному перпендикулярно зданию вокзала, можно выйти на берег озера и увидеть байкальских нерп — они часто охотятся в окрестностях Листвянки.

Иваново 

Вокзал Иваново самый красивый единственный в России вокзал в стиле конструктивизма
Вокзал Иваново в стиле конструктивизма / фото с официального сайта вокзала

Здесь сохранился единственный в России вокзал и несколько привокзальных зданий в стиле конструктивизма. Выглядит он очень брутально: массивное здание с грубыми геометрическими формами, панорамные окна и двери с полукруглыми стеклами. 

Его строили в начале 30-х годов прошлого века — в то время город считался столицей конструктивизма и активно застраивался зданиями из стекла и бетона. За свою историю вокзал пережил несколько реконструкций, менявших его облик. Но во время последнего ремонта в 2020 году зданию вернули его первоначальный вид.

Внутри два зала — синий и красный. Синий используется как зал ожидания, а в красном проходят различные выставки и мероприятия. Интерьер в обоих залах просто великолепен: при реконструкции восстановили все мозаики и узоры, обновили барельефы на стенах, а в центре синего зала установили настоящий ткацкий станок как символ истории города.

Есть мнение, что ивановский вокзал – самый красивый в России.

Вместе с вокзалом в Иванове восстановили вокзал в соседней Шуе, построенный в 1896 году.

Поезд около железнодорожного вокзала в Шуе
Шуйский вокзал во время новогодних праздников / фото Сергея Махлова

Частично кирпичный, частично деревянный, он похож на сказочный терем с узорными наличниками, резными карнизами и ажурными подзорами по краю крыши. Над входом со стороны города красуется башенка со шпилем и часами. Внутри — украшенный лепниной потолок, огромное настенное фотопанно с видом Шуи начала ХХ века стеклянные витрины с образцами униформы железнодорожников разных эпох. 

В новогодние праздники между Иваново и Шуей курсирует празднично украшенный туристический ретропоезд под паровой тягой.

Волгоград 

Вид на огромное здание вокзала в Волгограде – красивые вокзалы России
Здание вокзала в Волгограде

Огромное здание Волгоградского вокзала видно издалека — вместе со шпилем его высота составляет 67 метров, что равно высоте 22-этажного дома. Над центральной частью возвышается башня с часами, диаметр которых — более 4-х метров, а размах стрелок — более 2-х метров. Шпиль башни увенчан сверкающей на солнце позолоченной звездой. 

По обе стороны центрального входа установлены рельефы, изображающие сцены Сталинградской битвы, а в арке над дверями расположена скульптура «Родина-мать надевает лавровый венок на победителей». В 1997 году здание вокзала признали памятником архитектуры. 

Внутри вокзал тоже красив — залы украшают мраморные колонны, лепнина и расписные потолки. 

Сочи

Роскошное здание Сочинского вокзала
Сочинский вокзал с 55-метровой башней / фото с официального сайта железнодорожной станции Сочи

Роскошное здание вокзала с 55-метровой башней со шпилем — один из символов Сочи. Если не знать что это вокзал, можно подумать, что это ханский дворец с огромными арками и колоннами в античном стиле, скульптурами и фонтанами во внутренних двориках и интерьером с лепниной. 

Здание построили в 50-е годы прошлого века. В то время курортные вокзалы-дворцы символизировали «ворота в рай» — увидев белоснежный дворец, советский гражданин, приехавший на отдых, должен был сразу понять что у него начинается настоящий отпуск. 

У сочинского вокзала есть брат-близнец — вокзал в Симферополе. Оба здания спроектировал архитектор Алексей Душкин, но симферопольский вокзал, построенный годом ранее, выглядит, на мой взгляд, как «проба пера». 

Новосибирск

Вокзал в Новосибирске – крупнейший в Сибири
Вид на жд вокзал в Новосибирске

Крупнейший вокзал в Сибири построен в 1930 году. Он занимает площадь в 30 тысяч квадратных метров и считается памятником архитектуры регионального значения. 

Красивое здание бирюзового цвета выполнено в стиле конструктивизма. Издалека вокзал похож на огромный старинный паровоз, который мчится по Транссибу на восток страны. 

Внутри — огромные залы ожидания, мраморные лестница и гигантские хрустальные люстры. В центральном зале (там, где большая застекленная арка) есть даже зимний сад. 

В западной части вокзала, в стеклянном павильоне стоит деревянный макет паровоза «Проворный», работавшего в 1840-х годах на Царскосельской железной дороге. 

Казань

Центральный Казанский вокзал построенный из красного кирпича
Центральный вокзал Казани

Железнодорожных вокзалов в Казани два. Я расскажу о центральном, который еще называют Казань-1. Вокзал построили в 1896 году по проекту главного городского архитектора Генриха Руша. 

Двухэтажное здание из красного кирпича узорной кладки напоминает сказочный замок с башнями. Его фасад украшают фонари и барельефы с гербами российских губерний, а вход «охраняют» белые барсы — две скульптуры из мрамора. Крылатые белые барсы –  символ республики Татарстан. 

Вечером, когда на здании включают подсветку, вокзал особенно красив. Узорная кладка на фасаде становится еще более впечатляющей, делая здание объемным и рельефным.

Внутри тоже красиво: круглые колонны, арки, лепнина и многоярусные люстры.

Ярославский вокзал в Москве 

Вид на Ярославский вокзал – красивые вокзалы России
Ярославский вокзал в Москве с которого начинается путешествие по Транссибирской магистрали

Вокзал напоминает русский терем, именно отсюда начинается путешествие по Транссибирской магистрали. Рассматривать фасад можно долго — по всему периметру здание опоясывает широкий керамический фриз с узорами, а над крышей возвышаются кованые украшения.

Здание вокзала построено в конце XIX века, а в начале XX века реконструировано по проекту знаменитого московского зодчего Федора Шехтеля. Он проектировал не только само здание, по его рисункам оформлялись и интерьеры. Кстати, изначально стены вокзала были украшены картинами импрессиониста Константина Коровина. Однако впоследствии полотна передали в Третьяковскую галерею. 

Брат-близнец Ярославского вокзала — Железнодорожный вокзал Владивостока, конечного пункта Транссиба. Задумка была в том, чтобы пассажиров поездов «Москва-Владивосток» в начале и конце пути встречали похожие здания. 

Витебский вокзал в Санкт-Петербурге

Витебский вокзал – самый красивый вокзал Санкт-петербурга
Витебский вокзал в Санкт-Петербурге

Это самый красивый вокзал Санкт-Петербурга и старейший вокзал России. Именно отсюда в 1837 году отправился в Царское село первый в истории нашей страны пассажирский поезд. Конечно, тогда вокзал был еще деревянным, да и назывался не Витебским, а Царскосельским. 

Вокзал, который мы видим сейчас, построен в 1904 году. Тогда в архитектуре господствовал модерн, поэтому вся отделка здания выполнена в этом стиле. Снаружи вокзал украшает башня с часами, огромное арочное окно и купол. Кованое ограждение балконов на втором этаже рисунком напоминает лиру. 

Внутри — интерьеры царских времен: светлые вестибюли, витражи, парадная лестница с мраморными перилами и лепнина на стенах. 

Железнодорожные пути расположены на уровне второго этажа. Над ними возвышаются арочные металлические перекрытия, которые очень любят фотографы и кинематографисты — платформу Витебского вокзала можно увидеть более чем в 100 фильмах. Среди них «Анна Каренина», «Вокзал для двоих» и мой любимый — «Серебряные коньки». 

Во время строительства вокзала рядом с ним построили Императорский павильон для поездов царской семьи — одноэтажное здание с роскошной отделкой из бронзы. Внутри размещались залы для совещаний, апартаменты и комнаты персонала, а на платформу прямо из вестибюля вела широкая деревянная лестница. 

Новый Петергоф 

Вокзал Новый Петергоф - архитектурный шедевр в окрестностях Санкт-Петербурга
Новый Петергоф – шедевр в окрестностях Санкт-Петербурга

Еще один архитектурный шедевр в окрестностях Санкт-Петербурга — вокзал Новый Петергоф. Его построили в редком для России неоготическом стиле, вокзал похож на средневековый итальянский замок со стрельчатыми арками и высокой центральной башней.

Железнодорожную станцию построили в 1857 году по проекту главного архитектора Петергофа Николая Бенуа. До революции здесь проходили званые вечера — рядом с платформами располагались ресторан, винный погреб и даже бальная зала. Интересно, что изначально станция была тупиковой, но после продления путей в сторону Ораниенбаума, одну стену разобрали и вокзал стал сквозным.

Сейчас вокзал не действует, но здесь часто проводят фотосессии, а в период новогодних праздников сюда прибывает поезда Деда Мороза.

Экономист и опытный путешественник. Знает как организовать путешествие куда-угодно, чтобы не разориться, разбирается в законодательстве, умеет находить общий язык с местными органами. Проехала на автомобиле через весь Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан, объездила всю европейскую часть России, включая Калининградскую область.

Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Dorogi-ne-dorogi.ru
Добавить комментарий