Современные театральные режиссеры: путеводитель по городам и именам

Театральный туризм

Я расскажу о современных режиссерах, чьи спектакли вы можете посмотреть в российских городах, о тех, кто заправляет театральными процессами в нашей стране и управляет театральной погодой в российском театре. Спектакли этих режиссеров — участники множества фестивалей, обладатели призов и дипломов и очень любимы зрителями.

Александр Баргман

Александр Львович Баргман — бывший артист Александринки, любимец театрального Петербурга, лауреат Государственной премии РФ, неоднократный лауреат театральной премии «Золотой софит», дважды номинант на «Золотую маску». А еще он русский голос Джонни Дэппа.

Когда Александру стало тесно в актерских рамках, он вместе с группой единомышленников в 2002 году организовал в Петербурге «Такой театр». Затем начал активно ездить по городам России и ставить спектакли. Постановки Баргмана часто становятся заметным явлением в театральной жизни городов, где они поставлены.

Спектакли Баргмана — всегда гимн театру. Какую бы пьесу он ни ставил, это всегда красиво, очень театрально, чувственно и глубоко.

Где посмотреть спектакли Баргмана

  • Омский академический театр драмы — «Лжец» К. Гольдони, «На чемоданах» Х. Левина, «Дон-Жуан, или Любовь к геометрии» М. Фриша.
  • Свердловский академический театр драмы (Екатеринбург) — «Дни Турбиных» М. Булгакова, «Двенадцатая ночь, или Что угодно» У. Шекспира. В репертуаре театра есть спектакль «Чайка» А. П. Чехова, где Баргман играет одну из центральных ролей (режиссер — Г. Козлов).
  • Новосибирский академический театр «Красный факел» — «Жар и холод, или Идея господина Дома» Ф. Кроммелинка.
  • Тюменский Большой драматический театр — «Три товарища» Э. М. Ремарка, «Карнавальная ночь» Б. Ласкина и В. Полякова, «Ветер в тополях» Ж. Сиблейроса, «С любимыми не расставайтесь» А. Володина.
  • Ростовский академический молодежный театр — «Амадей» П. Шеффера,
  • Санкт-Петербургский академический театр им. В. Комиссаржевской — «Анна в тропиках» Н. Круза, «Графоман» по А. Володину, «Ночь Гельвера» И. Вилквиста, «Прикинь, что ты — Бог» М. Вишнека.
  • Санкт-Петербургский «Такой театр» — «Время и семья Конвей» Д. Пристли, «Жан и Беатрис» К. Фрешетт, «Иванов» А. П. Чехова, «Тестостерон» А. Сарамоновича, «Человек случая» Я. Реза, «Каин», «История медведей панда, рассказанная саксофонистом, у которого есть подружка во Франкфурте» М. Вишнека.
  • Санкт-Петербургский театр «Мастерская» Г. Козлова — «Сирано де Бержерак» Э. Ростана.
  • Санкт-Петербургский театр на Васильевском — «Орфей спускается в ад» Т. Уильямса.
  • Санкт-Петербургский БДТ им. Г. Товстоногова — «Летние осы кусают нас даже в ноябре» И. Вырыпаева.

Уланбек Баялиев

В 2006 году окончил режиссерскую мастерскую С. Женовача в ГИТИСе и начал активную режиссерскую деятельность. Поставив несколько громких спектаклей в Москве, отправился на постановки в российские города. С тех пор совмещает работу в столице и различных городах страны.

Спектакли У. Баялиева вы можете посмотреть:

  • В Государственном академическом театре им. Е. Вахтангова — «Гроза» А. Островского, «Ромул Великий» Ф. Дюрренматта.
  • В Санкт-Петербургском ТЮЗе им. Брянцева — «Зимняя сказка» В. Шекспира.
  • В Свердловском академическом театре драмы (Екатеринбург) — «Железнова Васса. Мать» М. Горького.
  • В сезоне 2022-23 гг. готовится постановка спектакля «Генрих IV» Л. Пиранделло в Омском академическом театре драмы.

Денис Бокурадзе

Имя режиссера Дениса Бокурадзе ярко прозвучало в 2015 году, когда на «Золотую маску» приехал спектакль Новокуйбышевского театра-студии «Грань» «Корабль дураков» по средневековым фарсам. С тех пор спектаклей Бокурадзе ждут.

Денис Бокурадзе берется за сложную и редкую литературу.

Где смотреть спектакли Бокурадзе:

В Новокуйбышевском театре-студии «Грань» — «Корабль дураков» по средневековым фарсам, «В сапоге у бабки играл фокстрот» С. Пелтола, «Манкурт» по Ч. Айтматову, «Король Лир» В. Шекспира, «Дракон» Е. Шварца, «Театр мудрого Дурачины» М. Сервантеса.

Михаил Бычков

Это маститый постановщик и крупный театральный деятель, основатель Воронежского Камерного театра, создатель Платоновского фестиваля искусств.

Режиссура М. Бычкова соединяет в себе острый взгляд художника-современника на наш сегодняшний мир с его резкими ритмами и вычурными формами и мощную школу русского психологического театра. В спектаклях Бычкова — точнейший разбор пьесы, острая форма и неожиданные смыслы. Спектакли, поставленные М. Бычковым, частые участники и лауреаты Национального театрального фестиваля «Золотая маска».

Спектакли Михаила Бычкова нужно искать:

  • В Воронежском Камерном театре — «Антигона» Ж. Ануя, «Дядя Ваня» А. П. Чехова, «Дураки на периферии» А. Платонова, «Гроза» А. Н. Островского, «День города» (вербатим), «Кабала святош» М. Булгакова.
  • В Санкт-Петербургском театре «Приют комедианта» — «Трамвай «Желание» Т. Уильямса, «Человек из Подольска» Д. Данилова.

Марат Гацалов

Режиссер громко заявил о себе в 2010 году, когда окончил режиссерский факультет ГИТИСа и поставил свой первый спектакль «Жизнь удалась», удостоенный спецприза «Золотой маски». Тесно сотрудничал с Театром.doc, Центром драматургии и режиссуры, возглавлял Новую сцену Александринского театра.

Марат Гацалов с самого начала своего режиссерского пути говорил, что ставит только современную драматургию. А между тем в последние годы все чаще обращается к классике. Мало того, что он ставит спектакли в драматических и экспериментальных театрах по всей стране, с 2019 года работает главным режиссером Пермского академического театра оперы и балета им. Чайковского.

Режиссерская школа М. Гацалова соединяет знание и владение русским психологическим театром и тяготение к острой театральной форме.

Спектакли М. Гацалова надо смотреть:

  • В Театре наций — «Утопия» М. Дурненкова, «Дыхание» Д. Макмиллана.
  • В Омском академическом театре драмы — «Дракон» Е. Шварца.
  • В Новосибирском академическом молодежном театре «Глобус» — «Русский роман» М. Ивашкявичуса.
  • В Пермском академическом Театре-Театре — «Пьяные» И. Вырыпаева.
  • В Мариинском театре — «Саломея» Р. Штрауса.
  • В Норильском заполярном театре драмы — «Иванов» А.П. Чехова.
  • В Пермском академическом театре оперы и балета им. П.И. Чайковского — «Дон Жуан» В.А. Моцарта.

Дмитрий Егоров

Он родился в питерской театральной семье: отец — режиссер, мать — театральный критик. Сначала поступил на театроведческий факультет СПбГАТИ, затем перешел на режиссуру в мастерскую Г. М. Козлова. Однажды Егоров дал себе зарок не ставить спектаклей в Петербурге и стал бесконечно колесить по городам и весям нашей страны.

Даже в классических текстах Дмитрий Егоров выискивает сегодняшний ритм жизни и сегодняшние смыслы. Скрупулезная работа с актерами приводит к прекрасным творческим результатам: спектакли Егорова трогают душу, долго не отпускают, заставляют смотреть их не по одному разу.

Спектакли Егорова вы найдете:

  • В Никитинском театре (Воронеж) — «Чернобыльская молитва» С. Алексиевич.
  • В Свердловском академическом театре драмы (Екатеринбург) — «Республика ШКИД» Л. Пантелеева.
  • В Омском академическом театре драмы — «Время секонд-хэнд» С. Алексиевич.
  • В Новосибирском академическом театре «Красный факел» — «Довлатов. Анекдоты» по прозе С. Довлатова, «Дело» А. Сухово-Кобылина.
  • В Новосибирском академическом молодежном театре «Глобус» — «Послезавтра» по рассказам Р. Бредбери.
  • В Краснодарском «Один-театре» — «Я умер от варенья» по стихам О. Григорьева.
  • В Томском ТЮЗе — «Крестьяне о писателях» А. Топорова.
  • В Стерлитамакском русском драматическом театре — «Жизель Ботаническая» Э. Кочергина.

Павел Зобнин

Коренной москвич, закончил режиссуру в мастерской С. Женовача в ГИТИСе и сразу уехал ставить в провинцию. Работать в столице не хочет из принципа, считая, что театральная жизнь делается в региональных театрах. С тех пор ездит по большим и малым городам, участвует в театральных лабораториях.

О режиссуре П. Зобнина писала театральный критик М. Дмитревская: «Павел Зобнин ставит пьесы. Не композиции, не коллажи, не прозу и не поэзию. Он ставит драматургию, что нынче, в эпоху микстов, вообще не принято…».

Зобнин — сторонник точнейшего и тончайшего разбора, он адепт классической русской театральной школы, что не мешает ему браться за современную драматургию, которую он прекрасно ставит наравне с классическими текстами. Но как в работе над классикой, так и в постановках по современным авторам, этот режиссер не старается выразить себя. Ему важнее автор, выраженный через актеров.

Спектакли Зобнина — это подробно разобранные, стильно и по автору оформленные и азартно сыгранные истории. Они достоверны, живы и убедительны.

Спектакли П. Зобнина смотрите:

  • В Омском академическом театре драмы — «Отец» А. Стриндберга, «Аркадия» Т. Стоппарда, «Новая жизнь» Д. Алигьери.
  • В Березниковском драматическом театре — «Герб города Эн» С. Баженовой.
  • В Томском ТЮЗе — «Подлинная история фрекен Хильдур Бок, ровесницы века» О. Михайлова.
  • В Ростовском академическом молодежном театре — «Каштанка» А. П. Чехова.
  • Во Владикавказском театре драмы им. Е. Вахтангова — «Метод Гренхольма» Ж. Гальсерана.
  • В Псковском драматическом театре готовится постановка «Дяди Вани» А. П. Чехова.
современные театральные режиссеры

Владимир Золотарь

Выпускник питерской театральной академии. Он поступил к А. А. Музилю, после его смерти курс подхватил М. В. Сулимов, выпускал же этих режиссеров уже Г. Р. Тростянецкий. Три ярких педагога создали из В. Золотаря режиссера, умеющего точно вычитывать текст, облекать его в яркую форму, увлекающего актеров своим замыслом.

Спектакли В. Золотаря зрелищны, эмоциональны и точны по мысли. В 2021 году он назначен главным режиссером Ульяновского драматического театра им. И. Гончарова.

Где искать спектакли В. Золотаря:

  • В Омском ТЮЗе — «Танцплощадка — 41/45» (танцевальные этюды о войне), «1984» Дж. Оруэлла, «Веревка» П. Гамильтона, «Централ Парк Вест» В. Алена.
  • В Пермском академическом Театре-Театре — «Анна Каренина» Л. Толстого.
  • В Новосибирском академическом театре «Красный факел» — «Только для женщин» А. МакКартина, С. Синклэра, Ж. Коллара, готовится к постановке спектакль «Достоевский. Miracle Impossible» А. Куралеха.
  • В Ульяновском театре драмы им. И. Гончарова — «Ножницы» П. Портнера, «Бесприданница» А.Н. Островского.
  • В Алтайском театре драмы им. В. Шукшина (Барнаул) — «Жар и холод, или Идея господина Дома» Ф. Кроммелинка.
  • В Саратовском ТЮЗе им. Ю. Киселева — «Отцы и дети» И. Тургенева.
  • В Ижевском русском драматическом театре — «Инспектор на десерт» Д. Нигро.

Максим Кальсин

Биография Максима Кальсина бурная: помимо режиссуры, он занимался книжным бизнесом, ленд-артом, кино и телевидением. Он ученик Камы Гинкаса, точно знает, чего хочет и умеет рисковать.

Спектакли Кальсина — это вкус и умение работать с материалом. Кальсин умеет ставить и кассовые спектакли, и экспериментировать с литературой.

Долгое время М. Кальсин возглавлял Магнитогорский драматический театр им. А. С. Пушкина, с 2021 года — главный режиссер Омского государственного Пятого театра.

Спектакли М. Кальсина стоят в репертуаре следующих театров:

  • В Омском Пятом театре — «Географ глобус пропил» А. Иванова, «Перемирие» А. Куралеха, «Апрельский романс» Д. Рябова.
  • В Магнитогорском драматическом театре им. А. С. Пушкина — «Примадонны» К. Людвига, «Весы» Е. Гришковца.

Тимофей Кулябин

Имя Тимофея Кулябина хорошо известно театралам. Особенно громко оно прозвучало после скандального закрытия спектакля Новосибирского театра оперы и балета «Тангейзер». Тогда к молодому режиссеру обратились с помощью директор Большого театра В. Урин и руководитель московского «Ленкома» М. Захаров.

Кулябин, выпускник режиссерской мастерской О. Кудряшова в ГИТИСе, всегда работал вдумчиво, спокойно и глубоко, вовсе не думая о скандалах и хайпе.

Режиссура Т. Кулябина — часто замысловатый ребус, затейливая форма, в которой содержание наполняется новыми смыслами и неожиданными открытиями классических произведений.

Тимофей Кулябин — главный режиссер Новосибирского «Красного факела». На постановки он выезжает только в Москву и за рубеж, много ставит в своем театре. Постановки Т. Кулябина — частые номинанты и лауреаты «Золотой маски».

Спектакли Т. Кулябина можно увидеть:

  • В Театре наций — «Иванов» А. П. Чехова, «Разбитый кувшин» Г. Ф. Клейста.
  • В Большом театре России — «Русалка» А. Дворжака, «Дон Паскуале» Г. Доницетти.
  • В Новосибирском академическом театре «Красный факел» — «Онегин» А. С. Пушкина, «Дети солнца» М. Горького, «Три сестры» А. П. Чехова, «Маскарад» М. Лермонтова.

Алексей Крикливый

Он известен сибирским театралам как вдумчивый и деликатный режиссер, который умеет воплощать на сцене литературу. Ученик Л. Хейфеца (мастерская в ГИТИСе), последовательный исследователь русской психологической школы.

В работе режиссер нетороплив, скрупулезен, точен и тактичен по отношению к автору. Он часто берется за постановку таких сложных текстов, которые, казалось бы, не должны найти дорогу на сцену, но результаты этого риска очевидны.

Спектакли А. Крикливого — частые участники и лауреаты крупных театральных фестивалей. Его постановки это погружение в мир автора и полноценные характеры.

Спектакли А. Крикливого стоит поискать:

  • В Омском академическом театре драмы — «Время женщин» Е. Чижовой.
  • В Новосибирском академическом молодежном театре «Глобус» — «Крейцерова соната» Л. Толстого, «Генерал и его семья» Т. Кибирова, «Одна абсолютно счастливая деревня» Б. Вахтина, «104 страницы про любовь» Э. Радзинского, «Толстая тетрадь» А. Кристофф.
  • В Красноярском драматическом театре им. А.С. Пушкина — «Русский роман» М. Ивашкявичюса.

Евгений Марчелли

Его спектакли всегда провокация. Этот режиссер долго работал в провинции: много лет возглавлял небольшой «Тильзит-театр» в Советске Калининградской области, затем несколько лет руководил Омским академическим театром драмы, после стоял у руля Ярославского академического театра драмы им. Ф. Волкова. Сегодня Евгений Марчелли — художественный руководитель Московского академического театра им. Моссовета.

Спектакли Марчелли — номинанты и лауреаты премии «Золотая маска», многократные участники и лауреаты крупных европейских фестивалей.

Спектакли Е. Марчелли идут:

  • В Ярославском театре драмы им. Ф. Волкова — «Иван-царевич» Ю. Кима, «Чудеса на Змеином болоте» Ю. Кима.
  • В Тильзит-театре — «Зойкина квартира» М. Булгакова, «Цианистый калий… с молоком или без» Х. Х. А. Мильяна.
  • В Театре наций — «Страсти по Фоме» Ф. Достоевского, «ГРОЗАГРОЗА» по А. Н. Островскому.
  • В Московском театре «Сатирикон» — «Шутники» А.Н. Островского.
  • В Московском театре им. Ермоловой — «Дачники» М. Горького.
  • В Московском академическом театре им. Моссовета — «Фрекен Жюли» А. Стриндберга, «Жестокие игры» А. Арбузова.

Борис Павлович

О режиссере-интеллектуале Борисе Павловиче театральная публика услышала в 2006 году, когда он возглавил Кировский «Театр на Спасской» и сделал этот театр известным. Страстная любовь к чтению, прекрасное понимание сути театра (по первому образованию Павлович театровед) помогают ему выбирать для своих постановок мало кому известные или уже изрядно забытые произведения и формировать интересную афишу для театра.

После Кирова Павлович несколько лет проработал в БДТ им. Товстоногова, где активно занимался социальными проектами. Сейчас сотрудничает с фондом «Антон тут рядом» (Центр системной поддержки людей с аутизмом), много ставит в городах России.

Спектакли Б. Павловича создаются только на хорошей литературе. Это тонкий и изысканный сплав глубокой авторской мысли, сегодняшнего взгляда на мир, неожиданного подхода к теме.

Спектакли, поставленные Б. Павловичем, можно увидеть:

  • В Новосибирском академическом молодежном театре «Глобус» — «Пианисты» К. Бьернстада.
  • В БДТ им. Г. Товстоногова — «Язык птиц» Ф. Аттара.
  • В Петербургском фонде «Альма Матер» — мюзикл «Жаль, что тебя здесь нет».
  • В Санкт-Петербургском театре на Литейном — «Лавр» Е. Водолазкина.
  • В Санкт-Петербургском театре «Karlsson Haus» — «Вещественные доказательства».
  • В Хабаровском ТЮЗе — «Жизнеописания трубадуров» по средневековой поэзии.
  • В Московском электротеатре «Станиславский» — музыкальный спектакль «Ноябрь» (проект О. Нестерова).
  • В Ярославском академическом театре драмы им. Ф. Волкова — «Циолковский» Б. Павловича.

Андрей Прикотенко

В 1998 году окончил мастерскую В. Фильштинского в РГИСИ, и уже в 2003 году его спектакль «Эдип царь» был удостоен «Золотой маски». Режиссер начинает много ставить в Петербурге, Москве, в других городах России. С 2007 по 2009 гг. был главным режиссером Рижского театра русской драмы. С 2017 года руководит Новосибирским театром «Старый дом».

Спектакли Прикотенко — яркая острая форма и очень внятное содержание. О высоком режиссер старается говорить ясно, просто, избегая ненужного пафоса. Внимание зрителя постановщик держит неожиданными ходами, новым взглядом на привычное, не чураясь трюков, которые всегда старается наполнять смыслом.

Где смотреть спектакли А. Прикотенко:

  • БДТ им. Товстоногова — «Калека с острова Инишмаан» М. МакДонаха, «Лето одного года» Э. Томпсона.
  • В Московском академическом театре Сатиры — «ОПЕРАНИЩИХ» по пьесе Дж. Гея.
  • В Новосибирском театре «Старый дом» — «Идиот» Ф. Достоевского, «Анна Каренина» по Л. Толстому, «Петерс» по рассказу Т. Толстой, «Sociopath/Гамлет» по У. Шекспиру, «Вишневый сад» по А. П. Чехову.
современные театральные режиссеры

Данил Чащин

За Данилом Чащиным в последние годы не угнаться. При этом многие его спектакли стали событиями сезона.

Он выпустился с режиссерским дипломом Тюменской академии культуры, искусств и соцтехнологий в 2011 году и активно начал завоевывать театральное пространство всей страны. Его спектакли — частые участники лонг-листа и номинанты «Золотой маски».

Д. Чащин умеет работать со сценическим пространством. Его спектакли всегда зрелищны. Часто он работает с текстами современных авторов, но берется и за классику.

Посмотреть спектакли Д. Чащина можно:

  • В Театре наций — «Живой Т.» (по «Живому трупу» Л. Толстого).
  • В Московском театре на Таганке — «Горка» А. Житковского.
  • В Московском театре им. Ермоловой — «Леди Макбет Мценского уезда» Н. Лескова.
  • В Челябинском театре драмы им. Н. Орлова — «Номер 6» (по рассказу А.Чехова «Палата № 6»), «Убийца» А. Молчанова.
  • В Пермском академическом Театре-театре — «Загадочное ночное убийство собаки» С. Стивенса, «Лесная биржа» Э. Матвеева.
  • В Саратовском академическом театре драмы им. И. Слонова — «доХХХод» по А.Н. Островскому.
  • В Тюменском Большом драматическом театре — «Молодость» по И. Тургеневу.
  • В Омском академическом театре драмы — «Обманщики» М. Карне.

Петр Шерешевский

Коренной ленинградец. Окончил режиссерскую мастерскую И. Малочевской в Санкт-Петербургской академии театрального искусства и сразу стал ставить в театре им. Комиссажевской. В 2000-х руководил театрами в Новокузнецке и Ижевске. С 2015 года — главный режиссер Санкт-Петербургского Камерного театра Малыщицкого. При этом активно ездит по стране и ставит во многих российских театрах.

Спектакли П. Шерешевского — частые номинанты и лауреаты «Золотой маски» и других крупных фестивалей.

Смелость взгляда, точный расчет, неожиданный подход к пьесе — отличительные черты постановок П. Шерешевского.

Увидеть спектакли П. Шерешевского вы можете:

  • В Санкт-Петербургском Камерном театре Малыщицкого — «Герб города Эн» С. Баженовой, «Дания тюрьма» А. Волошиной, «Чайка» А. П. Чехова, «Киллер Джо» Т. Леттса, «Замок» Ф. Кафки, «Глаза дня/Мата Хари» Е. Греминой, «Гамлет.eXistenZ» по У. Шекспиру, «Обыкновенное чудо» Е. Шварца, «Конформист» А. Моравиа.
  • В Новосибирском академическом театре «Красный факел» — «Тайм-аут» М. Крапивиной.
  • В Международном театральном «Чехов-центре» (Южно-Сахалинск) — «Экстремалы» Ф. Шмидта.
  • В Русском драматическом театре Удмуртии (Ижевск) — «Вечера на хуторе близ Диканьки» по Н. Гоголю, «Визит старой дамы» Ф. Дюренматта, «Король Лир» У. Шекспира.
  • В Псковском академическом театре драмы им. А.С. Пушкина — «Ревизор» Н. Гоголя.
  • В Нижнетагильском драматическом театре им. Д. Мамина-Сибиряка — «Молоко» Е. Мавроматис.
  • В Театре драмы Республики Карелия «Творческая Мастерская» (Петрозаводск) — «ПетерБУРГ» по роману А. Белого.

Заслуженный артист России, актер Омского театра. Знает и любит Италию, особенно Венецию. Бывал во многих городах Сибири.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Dorogi-ne-dorogi.ru
Добавить комментарий