В российской истории есть эпизоды, отношение к которым радикально менялось в зависимости от конъюнктуры. Один из них – начало XVII века, Смутное время. В царской России вместе с днем Казанской иконы Божией Матери праздновали начало воцарения династии Романовых. В советский период позорные и героические события русской истории пролистывались без должного к ним внимания. Позже, когда Польша стала страной соцлагеря, некоторые моменты и вовсе замалчивались. В современной России 4 ноября отмечают День народного единства. Что это за праздник и откуда он взялся? Будем разбираться.
Но что это за гарнизон Речи Посполитой в сердце России? Что он делал в Кремле и почему Романовы придавали такое значение этому празднику? Кто такие Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский и за что их имена золотом высечены на скрижалях русской истории?
Попробуем ответить на эти вопросы, пройдя дорогами Смутного времени с помощью исторического путеводителя Dorogi-ne-dorogi.ru
Как поляки оказались в Москве
Уже давно между собою враждуют эти племена;
Не раз клонилась под грозою то их, то наша сторона.
Кто устоит в неравном споре: кичливый лях, иль верный росс?
А. Пушкин, «Клеветникам России»
Александр Сергеевич в своем стихотворении коротко и точно выразил взаимоотношения русских и поляков. На протяжении веков две родственные ветви славянского народа враждовали и мирились, спорили из-за территории и вступали в династические союзы. Наша история настолько тесно переплетена, взаимные обиды уходят корнями в столь далекие времена, что добраться до причин разногласий порой невозможно.
Места Смутного времени на карте:
Что происходило в Европе к концу XVI века
Появившееся относительно недавно государство, созданное из Королевства Польского и Великого княжества Литовского, Речь Посполитая (польск. Rzeczpospolita) начинает диктовать свою волю окружающим территориям. Почти вековой русско-польский конфликт обостряется до предела. Масла в огонь подливает участие в нем формирующегося шведского государства. В результате Ливонской войны (1558—1583) Россия начинает терять свое влияние по всей границе от Балтийского до Черного морей, теряет ряд западных и северо-западных территорий.
Смерть Ивана Грозного в марте 1584 г. радует шведов, литовцев и поляков. Последние даже заявляют о намерениях занять Москву в том же году. На юге ситуация не менее тревожна. В 1591 году крымский хан Казы-Гирей с войском стоял под Москвой, был отброшен, но набеги продолжаются.
Внутренняя политика России находится в не менее плачевном состоянии. На троне немощный царь Федор Иоаннович и все подобравший под себя царский шурин Борис Годунов. Раскол элит, отмена Юрьева дня и окончательное закрепощение крестьян.
Прелюдией Смутного времени становится внезапная гибель юного царевича Димитрия – последнего наследника рода Рюриковичей.
Храм в Угличе на месте убийства Димитрия
Младший сын Ивана Грозного, рожденный в браке с седьмой женой Марией Нагой, жил с матерью и дворней в выделенном им наделе – Угличе.
15 мая 1591 г., по одной из версий, восьмилетнего мальчика зарезали подосланные Борисом Годуновым наемные убийцы. Согласно другой версии, царевич закололся сам, упав на ножик во время игры с дворовыми мальчишками, в припадке падучей болезни, от которой страдал с рождения.
Со смерти царевича обычно начинают отсчет календаря Смутного времени. Тайна его гибели способствовала появлению на Руси целой плеяды Лжедмитриев, которых впоследствии пронумеровали. Наиболее заметными считаются I, II, III, IV.
На месте происшествия тем же летом возводится часовня, позднее, в 1630 году деревянная церковь, а еще через полвека освящается ныне действующий храм Димитрия на Крови. С 2001 г. эта церковь — кандидат на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
С крутого берега Волги храм смотрится кровавым кораблем, взмывающим в небо. Такое ощущение дает выстроенная в традиции русской шатровой архитектуры XVII века колокольня, уравновешенная бесстолпным четвериком с синекупольным пятиглавием. Южный фасад церкви остался неизменным со дня постройки. К северному в наше время пристроили придел, который сильно выделяется на фоне задумки архитекторов прошлого.
Росписи XVIII века, сохранившиеся на стенах внутри храма, повествуют о страстях, некогда кипевших на месте храма: смерть мальчика и самосуд над убийцами. Димитрий Углицкий (Димитрий Иоаннович) канонизирован в 1606 г. Обратите внимание на дату.
Моральное состояние патриархально настроенного народа деградировало год от года. Люди привыкли жить под суровой, но отеческой дланью царя, помазанника Божия. А на престоле прочно воцарился царский шурин Борис Годунов, ненавидимый большинством. Материальное состояние большинства крестьян, торгового и служилого люда было еще хуже. Разоренные податями, забитые опричниной, ограбленные соседями, русские люди маргинализировались до предела.
Но ошибается тот, кто думает, что это уже дно. В 1601 году разразился Великий голод, продлившийся три года.
Первый «подарок» из Польши: Лжедмитрий I
В 1603 году в Польше всплывает царевич Димитрий, якобы чудом уцелевший.
Ему не более 25 лет. Он молод, полон сил и желает взойти на русский престол. Годом позже поляки снабжают самозванца деньгами, войском и отправляют в Россию. В 1605 году внезапно умирает Борис Годунов – последний русский правитель, имевший хотя бы призрачную легитимность. Далее события начинают развиваться с сумасшедшей скоростью.
В течение одного года:
- московское повстанцы убивают вдову и наследника Годунова, шестнадцатилетнего Федора,
- инокиня Марфа (в миру Мария Нагая) признает в самозванце своего сына,
- Лжедмитрий вступает в Москву, женится на Марине Мнишек,
- Лжедмитрия убивают,
- Мнишек бежит (но недалеко),
- царем избирают Василия Шуйского.
Лобное место (предположительно XVI в)
Это место впервые упоминается в летописях в 1549 г.
Изначально оно было сделано из кирпича, но в годы царствования Бориса Годунова перестроено из камня. Это круглый каменный помост высотой 1 м, диаметром 13 м. Сейчас расположено напротив Спасской башни Кремля, перед входом в Покровский собор.
Здесь было зачитано обращение Лжедмитрия I, в котором Бориса Годунова назвали цареубийцей, воеводам обещали новые вотчины, купцам льготы, дворянам милости, а всем православным мир и процветание. После обращения возбужденная толпа ринулась в Кремль, вдову и наследник Годунова схватили.
Здесь же толпа встречала Лжедмитрия, отсюда он вошел в Кремль царствовать и, менее чем через год, сюда же бросили его труп.
Второй и третий «подарок» из Польши: Лжедмитрий II
Лавина смуты нарастала. В 1606 году опять проездом из Польши объявился «воевода Димитрия» – Иван Болотников (разбит, ослеплен, утоплен в проруби).
Но поляки не унимаются и засылают в Россию очередного самозванца – Лжедмитрия II. Театр абсурда продолжается и ясновельможная пани Марина Мнишек признает в нем своего мужа.
А вокруг все горит. Везде ад и разорение. Войска самозванца принимают хлебом-солью Тула, Козельск, Калуга и Звенигород, пали Борисов и Можайск. Банда гетмана Сапеги осаждает Троице-Сергиев монастырь.
Троице-Сергиева лавра
Датой основания монастыря принято считать 1337 г. — поселение преподобного Сергия Радонежского в лесном скиту на холме Маковец (в 70 км от Москвы). Понемногу в Сергееву пустынь приходили новые отшельники, местность заселялась. В Средние века Троице-Сергиев монастырь становится политическим центром Руси.
В 1380 году на Куликовскую битву здесь благословили Дмитрия Донского. В 1530-м крестили будущего царя Иоанна IV.
С сентября 1608 года в течение 16 месяцев монастырь держал оборону против польско-литовских оккупантов. Стены крепости обстреливались из 63 орудий, предпринималось бессчетное количество штурмов, но защитники монастыря дали обет не предать родную землю и держались насмерть. В конце 1809 года в крепости началась цинга.
К весне 1610 года в защитниках крепости, способных держать оружие оставалось не больше двухсот.
В Троице-Сергиевой лавре находится усыпальница Годуновых. Четыре скромных плиты на фасаде и надписи о том, что здесь лежат царь и великий князь Борис Федорович, благоверный царевич Федор Борисович, великая княгиня Мария Григорьевна и царевна инокиня Ольга Борисовна.
Где-то с боями, где-то триумфально самозванец продвигается по России. В 1608 году ему присягнули Владимир, Галич, Переяславль-Залесский, Углич, Ростов, Суздаль, Ярославль, Кострома.
Ипатьевский монастырь в Костроме
Основан в 1330 году золотоордынским мурзой Четом, принявшим в крещении имя Захарий и ставшим впоследствии родоначальником рода Годуновых и Сабуровых. Первые упоминания в летописях относятся к 1432 году. В монастыре находится усыпальница рода Годуновых, в том числе, отца и матери Бориса Годунова.
В октябре 1608 г. архимандрит обители Феодосий и игумен соседнего костромского Богоявленского монастыря Арсений присягнули Лжедмитрию II. В монастыре обосновались его войска. В феврале 1609 года костромичи взбунтовались, перебили гарнизон и осадили стены обители, однако сходу взять монастырь не смогли. Захватить костромскую цитадель удалось лишь осенью.
Ипатьевский монастырь считается колыбелью династии Романовых. Здесь с осени 1612 года жил вместе с матерью шестнадцатилетний Михаил Романов, первый представитель династии. Отсюда в 1613 году его призвали на царство. Венчанием на царство в Троицком соборе монастыря закончилось Смутное время. В 1913 году здесь пышно отмечалось 300-летие дома Романовых. Символично, что окончилась династия Романовых в Ипатьевском доме в Екатеринбурге.
В советское время монастырь закрыли. В монашеских кельях были общежития и казармы. Открылся для верующих в 1989 году.
Центр архитектурного ансамбля Ипатьевского монастыря – звонница и пятиглавый Троицкий собор. На подклете установлен четырехстолпный трехапсидный храм. Его венчают пять луковичных куполов на световых барабанах.
Не доходя до Москвы, а именно на Ходынке, самозванец встречает войска Василия Шуйского. Кровопролитное побоище унесло жизни около 14 000 человек. Не ожидая такого отпора, Лжедмитрий II решает действовать по другому и встает лагерем в Тушине.
Тушинский лагерь
Мыс у впадения речки Сходня в Москву-реку стал местом для основания лагеря. На холме за селом Тушино (ныне район Москвы), с которого отлично просматривался Волоколамский тракт в сторону Москвы, у монастыря Спаса на Сходне, расположился целый город с «царскими палатами», боярской думой, пятидесятитысячным войском и собственным патриархом – Филаретом (Романовым). Почти два года Россия имела две столицы, двух государей и двух патриархов.
Спасо-Тушинский монастырь на реке Сходне прекратил свое существование в середине XVII века, но одна из шатровых церквей – Андрея Стратилата (конца XVI в.), переосвященная в храм Спаса Преображения просуществовала до XIX века. Ее перенесли на другую сторону Волоколамского тракта из-за разрушения берега Москвы-реки.
Сейчас на месте тушинского лагеря и монастыря стоит ОКБ «Гранат» им. Орлова, автокомбинат №36-й и 17-й таксомоторный парк. Местные говоря, что в тушинской земле еще можно найти польские монетки тех времен, шпоры от польских сапог и другие артефакты.
Два года отряды самозванца рыщут по России, два года подкупом или силой русские города заставляют присягать Лжедмитрию II. В результате Москва оказывается в кольце недружественных территорий, практически в полной блокаде.
Однако находятся люди, способные сопротивляться. Под ударами молодого русского полководца – князя Михаила Скопина-Шуйского, самозванец, прозванный «тушинским вором», бежит в Калугу, где снова собирает отряды недовольных правлением избранного царя Василия Шуйского.
Кончил Лжедмитрий II бесславно – в декабре 1610 г. его зарубил на охоте Петр Урусов.
Марина Мнишек побегала еще пару лет вместе с разрозненными казачьими отрядами по России. Затем, непризнанная польским королем как русская царица, но подстрекаемая своим фаворитом, атаманом Заруцким, объявила сына наследником престола. Кончина ее была еще хуже, чем у Лжедмитриев. В 1614 году трехлетнего сына Марины повесили на Серпуховских воротах. Саму же ясновельможную пани то ли уморили в Круглой (Маринкиной) башне Коломенского кремля, то ли утопили по старинной русской традиции («концы в воду»).
Серпуховские ворота в Москве
Удивительно, но многие события русской истории закольцованы. Мы уже приводили в пример начало Романовской династии в Ипатьевском монастыре и конец ее в Ипатьевском доме Екатеринбурга.
Такое же символическое кольцо – Серпуховские ворота – бывшая окраина Москвы, земляной вал, деревянная крепость. Через них Лжедмитрий I въезжал в Москву победителем в 1605 г., отсюда же вывезли его тело, зарыли, как собаку, на кладбище для бродяг. Тут же, по приказу нового русского царя Михаила Романова, спустя десять лет был повешен «тушинский воренок», ни в чем не повинный трехлетний мальчик, сын Марины Мнишек и Лжедмитрия II (по другой версии, отец ребенка – атаман Заруцкий). Тело долго висело на московском морозе и каждый желающий мог убедиться в смерти претендента на русский престол. Кольцо замкнулось.
Почему так жестоко? Объяснение только одно. Россия в начале века столько нахлебалась от самозванцев, что казалось лучшим выходом пожертвовать еще одним ребенком, во избежание дальнейшей смуты.
Сегодня на Серпуховской площади ничто не напоминает о кипевших здесь страстях. Москвичи и гости столицы бегут по своим делам. Станция метро «Добрынинская» с переходом на «Серпуховскую» – как двойной портал в зазеркалье.
Четвертый «подарок» из Польши: Русско-польская война 1609–1618 годов
Тем временем крутой замес продолжается. Еще в 1609 году польский король Сигизмунд III объявляет войну России. Официальным предлогом стал военный союз царя Василия Шуйского со Шведским королевством. А что оставалось делать? Разоренная Россия уже не могла самостоятельно справляться со Смутой. Но Швеция на тот момент находилась в состоянии войны с Речью Посполитой. Так с чего бы Сигизмунду не напасть на Россию вместо Швеции, когда легкая добыча сама идет в руки?
Решено – сделано. Польские войска под Смоленском.
Смоленская крепость
В течение двух лет защитники Смоленска обороняли город и удерживали у его границ значительные польские силы.
Воевода Михаил Шеин понимал, что войны не избежать, и заблаговременно подготовил пятитысячный отряд отборных воинов, уже знакомых с польской военной машиной в ходе порубежных войн. Отряд был разделен на осадную и вылазную группы. Заднепровский посад сожгли, чтобы поляки не могли найти в нем укрытия. 13 сентября 1609 года Смоленск перешел на осадное положение.
На первых порах у поляков не было стенобитных орудий, поэтому была предпринята тактика «минирования». Однако вылазные группы смолян вовремя пресекали действия неприятеля. Позднее в ход пошла артиллерия. Но крепость тоже была хорошо вооружена и давала ответный огонь. В результате поляки решили взять смолян измором.
Зима сильно ослабила осажденный город.
Из Москвы приходили известия одно хуже другого: умер Скопин-Шуйский, низложен царь Василий Шуйский, Семибоярщина требовала сдать Смоленск Сигизмунду. Вдобавок поляки притащили из-под Риги стенобитные осадные орудия, наносившие непоправимый урон укреплениям. В результате 3 июня 1611 г. Смоленск пал. Оставшиеся в живых после страшной резни, учиненной нападавшими, закрылись в Мономаховом соборе и подорвали себя.
Общие потери польского войска, понесенные под Смоленском, составили более 30 000 человек.
Смоленская крепость – оборонительное сооружение, заложенное по приказу Ивана Грозного в 1554 году. Каменное оформление крепость приобрела к концу века. Строительство поручили русскому зодчему Федору Коню, автору Белого города в Москве. Окончание строительства датируется 1602 г. Провидение?
В смоленской крепости нет ни одной повторяющейся башни, а всего их более тридцати. Каждая строилась с учетом рельефа и строго по назначению: защита ворот, наблюдение, укрытие войск, продольный обстрел стен, опорные пункты обороны.
Над Россией как будто висит проклятье.
Поляки во главе с гетманом Жолкевским стоят в Хорошеве, войска «тушинского вора» – в Коломенском. Продажная Семибоярщина выбирает между шилом и мылом – в пользу сигизмундова сына Владислава. Царя Василия Шуйского свергают и насильно постригают в монахи. Ключи от Москвы у гетмана Жолкевского. К концу 1610 года России, как таковой, не существовало. Польские интервенты правили страной на правах завоевателей.
«Гибли Отечество и Церковь, храмы истинного Бога разорялись … на иконах играли в кости, в ризах иерейских плясали блудницы… Могилы, как горы, везде возвышались. Граждане и земледельцы жили в дебрях, в лесах и пещерах неведомых, или в болотах, только ночью выходя из них обсушиться. И леса не спасали: люди, уже покинув звероловство, ходили туда с чуткими псами на ловлю людей, матери, укрываясь в густоте древесной, страшились вопля своих младенцев, зажимали им рот и душили до смерти. Не светом луны, а пожарами озарялись ночи, ибо грабители жгли, чего не могли взять с собою – дома и скирды хлеба, да будет Россия пустынею необитаемою…»
Как поляков из Москвы выносили
Иногда нужно опуститься на самое дно, чтобы затем стремительнее взлететь в небо. Так и российской государственности нужно было стать абсолютными руинами, чтобы в глубине своего падения, лежа в грязи и крови, вновь осознать себя, свое величие и мощь.
Тогда, когда было продано и предано всё и все, когда большинство людей по нескольку раз в год перебегали из одного лагеря в другой, нашлись чистые, горячие сердца, способные камертоном задать чистый звук верности и преданности своей родине. Символично, что герои Смутного времени – гражданин Минин, князь Пожарский и крестьянин Сусанин были представителями разных слоев российского общества, его крайними выразителями.
Как Иван Сусанин поляков в болоте утопил
Удивительно, но до наших дней дошло полное имя этого крепостного крестьянина – Иван Осипович Сусанин. Он проживал в селе Домнино, вотчине дворян Шестовых, в 60 верстах от Костромы. Это был человек средних лет, сельский староста.
Фабула происшествия такова: уже избранный Земским собором царь Михаил Романов со своей матерью разыскивались польско-литовским отрядом с целью захвата и убийства. Замученный же насмерть Сусанин места этого не выдал, хотя и знал, что инокиня Марфа (в миру Ксения Шестова, мать царя) и сын ее были на богомолье, в небольшой обители преподобного Макария Унженского и Желтоводского.
«Божией милостию, мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович, всея Руси самодержец, по нашему царскому милосердию, по совету и прошению матери нашея, государыни, великия старицы инокини Марфы Ивановны, пожаловали есма Костромского уезда, нашего села Домнина, крестьянина Богдашка Собинина, за службу к нам, и за кровь, и за терпение тестя его Ивана Сусанина…».
Можно сказать, этой грамотой была подведена черта под земной жизнью Ивана Сусанина и началась его новая жизнь – в виде легенды: в названиях российских улиц, площадей и художественных произведений.
В 1835 году Николай I своим указом переименовал центральную площадь Костромы из Екатеринославской в Сусанинскую. Позднее, в 1851 году в центре площади поставили памятник царю Михаилу Федоровичу и крестьянину Ивану Сусанину. Проект скульптора Василия Демут-Малиновского. На четырехгранном пьедестале стояла гранитная колонна с бюстом юного царя. На груди его красовался позолоченный крест. Внизу у колонны коленопреклоненная фигура Сусанина, перед ним две грамоты, жалованные его потомству.
В 1918 году бюст сбросили, фигуру Сусанина тоже. Постамент снесли позже.
В 1967 году скульптор Никита Лавинский создал новый памятник: фигура бородатого мужчины средних лет в длиннополой крестьянской одежде установлена на массивный цилиндрический постамент. Стоит памятник в Костроме, на горе Молочной, у съезда к Волге. Образ Сусанина запечатлен и в полифоническом памятнике «Тысячелетие России» (Новгород, 1862, скульптор М. Микешин). Но самой необычной данью памяти русскому крестьянину стал огромный валун с надписью: «Иван Сусанин 1613», на холме над Чистым болотом, близ деревни Анфёрово.
Как нижегородский скотопромышленник войско собрал
Нижегородский мясник Кузьма Минин, человек среднего достатка, избранный накануне земским старостой, так проникся зачитанным на городском сходе обращением защитников Троице-Сергиевой лавры (по другим сведениям, это была грамота патриарха Гермогена), что бросил свои купеческие дела и все силы отдал созданию народного ополчения.
По смете треть имущества каждый горожанин должен был отдать на общее дело. Те же, кто не желал участвовать, без жалости отдавались в холопы, имущество их конфисковалось.
Первым в ополчение записался беспризорный двухтысячный отряд ратников-белорусов.
Это были опытные воины, участвовавшие в обороне Смоленска. Они наотрез отказались пойти на службу королю Сигизмунду. Дальше – больше. Записывались целыми воинскими подразделениями и те, кто сражался за Лжедимитрия II, и те, кто был в рядах Шуйского. Жалование было положено по тем временам впечатляющее – от 30 до 50 рублей в год. Весной 1612 года это было уже большое, подготовленное и хорошо вооруженное войско.
Прожил Кузьма недолго, умер в 1616 году, как сказали бы сейчас «при исполнении» – неся службу Российскому государству при усмирении татар и черемис. Позднее прах его перезахоронен в Спасо-Преображенском соборе на территории Нижегородского кремля.
Нижегородский кремль
Расположен на высоком берегу Волги. Первые деревянные укрепления заложены в 1221 году Юрием Всеволодовичем, великим князем Владимирским. К 1374 году Кремль постепенно становится белокаменным. Более века крепостные стены защищали московские рубежи от набегов ордынцев и казанских татар. Завершенный облик Кремль приобрел к 1516 году, очевидно тогда же поменял цвет стен на красный. Основным архитектором называют Петра Фрязина (Пьетро Франческо).
Нижегородский кремль не был захвачен ни одним неприятелем. Отсюда нижегородцы отправляли на помощь России своих мужественных сынов и в 1612-м, и в 1812-м, и в 1941-м.
В настоящее время сохранены и восстановлены все 13 башен Кремля и Михайло-Архангельский собор XVI в. – древнейшее из сохранившихся на территории зданий. Сюда перенесли прах Кузьмы Минина после разрушения в 30-х годах прошлого века Спасо-Преображенского кафедрального собора.
На территории Кремля находятся правительственные и присутственные здания, а также официальная резиденция полномочного представителя президента России в Приволжском федеральном округе, губернатора Нижегородской области и мэра Нижнего Новгорода.
Вне территории раскинулись площади Минина и Пожарского и Народного единства, образующие с Кремлем единый архитектурный ансамбль.
Площадь Народного единства нижегородцы называют Скобой.
Именно она, расположенная рядом с Ивановской башней, сыграла главную роль в организации ополчения. Горожане сначала отслужили молебен в Спасо-Преображенском соборе. После чего Минин с паперти церкви Иоанна Предтечи обратился к народу: «Захотим помочь Московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником».
Как один русский князь целое войско разбил
Дмитрий Михайлович Пожарский (Рюрикович в двадцатом колене), родители которого претерпели от Ивана Грозного, в 1593 году поступил на службу к Борису Годунову. Князь был смел, умен, честен и блестяще образован. Современники описывают его как человека, лишенного всякого чванства, щедрого и справедливого.
После смерти царя Бориса князь оставался при дворе, последовательно, как и вся боярская дума, сначала присягнул Лжедмитрию I, затем Василию Шуйскому. В качестве полкового воеводы сражался с захватчиками Лжедмитрия II, подавлял восстание Болотникова. В награду за ратные подвиги получил назад часть родовых имений и чин Зарайского воеводы. Был верен присяге и отказался присягать королевичу Владиславу. Участвовал в Первом ополчении, был тяжело ранен и почти год долечивался в родовом имении Юрино (Нижегородский уезд), откуда и призвали его возглавить Второе народное ополчение.
Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале – вотчина князей Пожарских
Год основания монастыря — 1352. Внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Предполагают, что у восточной стены Спасо-Преображенского собора находится могила Дмитрия Пожарского. В 30-е годы прошлого века фамильный склеп князей Пожарских разобрали под предлогом борьбы с религией. Ныне на этом месте установлен памятный крест, мраморный склеп восстановлен в 2009 г.
Спасо-Преображенский собор — жемчужина белокаменной суздальской архитектуры. Чудом сохранившиеся и с трудом восстановленные фрески и росписи XVI-XVII веков – иллюстрации к Апокалипсису и Страстям Христовым. Но тяжелые сюжеты не вызывают депрессии и уныния. Золотая охра, сурик, пурпурный кармин с примесью киновари, небесный лазурит. Такое буйство цвета свидетельствует не об унылой аскезе, скорее, о мире, где Бог есть любовь и блаженны все, пришедшие к нему. Фрески написаны знаменитыми мастерами Силой Савиным и Гурием Никитиным.
История Спасо-Евфимьева монастыря – отражение судьбы русского народа, где от тюрьмы да от сумы не зарекаются. Более двух веков монастырь служил тюрьмой для раскольников, сектантов и старообрядцев, декабристов, политических репрессированных, а позже немецких военнопленных (какое-то там находился фельдмаршал Фридрих Паулюс, сдавшийся в плен под Сталинградом) . Сейчас в том месте, где была тюрьма, открыт музейный комплекс.
Второе народное ополчение: «Совет всея земли»
Князь Пожарский не повел свое войско прямиком на Москву.
В начале марта 1612 года полки двинулись на Ярославль. По пути освобождались мелкие города, ополчение прирастало добровольцами, перегруппировывалось, училось слаженности. Костяк войска состоял из участников Первого народного ополчения под предводительством Ляпунова, Заруцкого и Трубецкого, разбитого поляками в 1611 году, а также гарнизона нижегородцев, понюхавших пороху в борьбе с Лжедмитрием II и разрозненными бандами польско-литовских интервентов.
В Ярославле ополчение простояло четыре месяца. Здесь окончательно оформился управляющий орган нового Государства Российского – Совета всея земли. В него вошли представители большинства княжеских родов: Бутурлины, Долгорукие, Куракины, Шереметевы.
Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле
Дата основания — XII в. Расположен в исторической части города, на берегу реки Которосль. Возникший как православная обитель, в дальнейшем он играл значительную роль как оборонительное укрепление. В 1609 году в течение двух месяцев отбивал атаки пана Будзило.
Этот монастырь – одна из главных православных библиотек. На протяжении нескольких веков монахи писали и переписывали древние свитки, собирали и хранили образцы древнерусской литературы. Именно в храмовой библиотеке Спасо-Преображенского монастыря нашли список «Слова о полку Игореве».
Иван Грозный включил монастырь в государственную опричнину, часто являлся сюда на богомолье. В 1612 году здесь состоялся «Совет всея земли», определивший дальнейшую судьбу России. Отсюда отправилось на Москву Второе народное ополчение под предводительством князя Пожарского.
Основные постройки сегодняшнего Спасо-Преображенского монастыря относятся к XVI веку. Высшей точкой архитектурного ансамбля является звонница в 30 метров, самый узнаваемый туристический объект Ярославля. После многочисленных реставраций представляет собой мощное средневековое основание и надстроенную в XIX веке трехпролетную аркаду, которую венчает беседка-ротонда с куполом. В основании расположена церковь Печерской Богоматери. В беседке под куполом ранее размещался часовой механизм, работавший в Спасской башне Московского кремля.
Битва за Москву
В начале июля 1612 года ополчение выдвинулось навстречу к шедшему в Москву двенадцатитысячному войску великого гетмана литовского Яна Ходкевича. Первый бой произошел 21 августа в районе Остоженки. Отряд поляков понес большой урон и отступил к Новодевичьему монастырю.
23 августа Ходкевич решил зайти со стороны Замоскворечья, но в районе нынешней Болотной площади опять наткнулся на конницу Второго ополчения. На этот раз после пятичасового боя отступили ополченцы. Но через несколько часов Пожарский предпринял контрнаступление. Это сражение стало решающим. Гетман бежал к Донскому монастырю и далее – за Можайск. Не отсюда ли выражение «загнать за Можай»?
Но осажденный в Московском кремле польский гарнизон не желал сдаваться и продержался еще два месяца, в течение которых были съедены не только кошки–мышки, но и часть гарнизонной команды. 26 октября (по старому стилю) все закончилось: кремлевский отряд Речи Посполитой сдался.
Собор Казанской иконы Божией Матери на Никольской улице
Первый – деревянный храм на этом месте был воздвигнут самим князем Пожарским. Нынешний храм в честь Казанской иконы Божьей матери построен в 1993, на месте снесенного в 1936 году старого храма. Архитекторы Мокеев и Журин строили новый храм на обмерах, произведенных Петром Барановским, проводившем реставрационные работы в храме перед самым его снесением.
Собор удалось восстановить в формах середины XVII века: бесстолпный одноглавый храм с пирамидой кокошников, двумя приделами и шатровой открытой папертью. С трех сторон храм окружен галереей, ведущей к колокольне. Роспись храма воссоздана художниками из Брянска и Палеха по архивным записям, найденным историком Сергеем Смирновым.
Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади
Воздвигнут в 1818 г. по проекту архитектора Ивана Мартоса. Эскизы памятника Мартос представил на суд публике еще в 1804 году, однако к воплощению приступил только в 1811 и не прекращал работу даже в период нашествия Наполеона.
Гранитные блоки для постамента изготовлены в петербургских мастерских Муханова. Фигуры отлиты из сплава меди, цинка и олова в мастерской Василия Екимова. Скульптор Иван Мартос за работу был возведен в чин действительного статского советника с назначением пенсии 4 000 рублей в год.
Москва лежала в руинах. Но сожженная и разрушенная, ограбленная и разоренная столица Государства Российского будет восстановлена. Предатели и подлецы понесут заслуженное наказание, герои уйдут в тень, предоставляя историческую сцену новым действующим лицам.
А наш рассказ о том, что такое День народного единства и как поляки ходили в Россию счастья искать на этом заканчивается. К сожалению, печальная история ничему не научила следующих авантюристов, желающих испытать силу русского характера.
Но это уже совсем другая история.
Автор: Ольга Сорока