Мы любим истории о путешествиях. Расскажите как съездили и мы опубликуем вашу историю на Dorogi-ne-dorogi.ru

Куда поехать в России

Рассказ о том, как в последних числах мая мы с друзьями из Перми вчетвером отправились в путешествие в буддийский монастырь Шедруб Линг. Это было время пандемии, закрытых границ и самоизоляции. Несмотря на запрет перемещений между регионами, мы рискнули и отправились в путь. Решившись на поездку, я думала, что новым опытом станет только ночевка в палатке. Но я сильно ошибалась.

Автор на фоне горы Верблюд

Меня зовут Юля, я из Перми. Для Dorogi-ne-dorogi.ru я подготовила отчет о поездке в горный монастырь в период пандемии.

Буддийский монастырь Шедруб Линг расположен в горах Свердловской области, в зоне взрывных работ Собственно-Качканарского месторождения. Корпорация ЕВРАЗ взяла в аренду гору и лес вокруг нее, и стремится снести все сооружения буддистов. Территория месторождения охраняется. Туристов отлавливают, без пропусков проход запрещен.

Официальная буддийская организация России этот монастырь не признает, потому что его основателю сан официально не присвоен. Некоторые называют общину сектой.

Путь до подножья Качканара

На подъезде к Качканару вид из окна
На подъезде к Качканару, вид из окна /фото автора

От Перми до Качканара около 270 км по трассе. Мы выехали рано утром. По дороге останавливались в Чусовом, в Горнозаводске и еще пару раз – на кофе и перекус.

Недалеко от поселка Промысла, прямо у трассы, установлен внушительный шестнадцатиметровый обелиск. Надпись «Азия» соседствует с фигурой льва, а надпись «Европа» – с фигурой грифона.

На этой символической границе между Европой и Азией обустроена площадка, где можно поставить машину и пофотографироваться. Сюда приезжают большие компании, семьи, пары, туристические группы всех возрастов. Они включают музыку, открывают окна-двери своих автомобилей и остаются на 15-20 минут. Туристы постоянно сменяют друг друга.

Мы остановились здесь, чтобы пообедать. Чуть выше монумента – большая поляна, окруженная деревьями. Она ровная. Мы приметили ее на случай, если не найдем лучше места для ночевки.

На границе Европы и Азии
На границе Европы и Азии / фото автора

В машине мы болтали и гуглили маршруты подъема на вершину Качканара, где стоит монастырь. Обсуждали, каким путем пойдем: коротким или длинным.

Короткий путь идет из поселка Косья. Он круче и короче на 2 км. Плюс — отличный обзор на всю гору.

Длинный путь – из города. Он позволяет зайти на смотровую площадку с видом на весь Западный карьер Качканарского месторождения.

Мы выбрали длинный маршрут по охраняемой территории. Добравшись, оставили машину на обочине у шлагбаума перед КПП и зашли в лес.

Восхождение на вершину

Едва мы сделали шаг с дороги в сторону леса, как нас облепили клещи. В траве на опушке леса их тьма. Мы поспешили углубиться в лес, спасаясь от клещей и от того, чтобы нас увидели с КПП. К слову, клещей мы больше нигде не встретили.

Как светится земля

Горы Качканара насыщены железом. Земля мерцает и светится мелкими частицами. Напоминает блеск кусочков асфальта на солнце, но немного иначе. Красиво и необычно.

Как мы блуждали в поисках карьера

Забавно, какими тропами мы обходили пункты охраны и убегали, заслышав лай собак. Снова и снова пытались ловить сеть и сверяться с координатами. В итоге, заблудились. Ушли далеко и не туда. Пришлось возвращаться и снова начинать подъем. Это заняло не один час.

Отчет: как я ходила к буддийскому монастырю Шедруб Линг через огромный карьер
На фоне карьера / фото автора

К тому моменту погода разыгралась, стало жарко. Мы разделись до футболок и несли одежду на себе. Прошли заброшенную лыжную базу, несколько запрещающих знаков и другие ориентиры, подсказанные интернетом. Когда казалось, что мы уже не можем идти дальше из-за усталости, открылся такой захватывающий вид, что это придало сил на оставшуюся дорогу.

На смотровую площадку вела всего одна ступенька. Выглядело это как обрыв, за которым небо. Поднявшись, мы отступили назад – закружилась голова. Внизу была огромная воронка, внутри — спецтехника, железная дорога и крохотные поезда, вывозящие руду. Инфраструктура карьера выглядела с высоты как игрушечная.

Как шли по бездорожью и дошли

Отчет: как я ходила к буддийскому монастырю Шедруб Линг через огромный карьер
По дороге в гору / фото автора

Потом мы снова шли. По бурелому и бездорожью – только теперь смысл этих слов до конца открылся мне. Груды выкорчеванных, срубленных, спиленных деревьев, местами болотистая вода или мягкий опил. По всей видимости, компания-разработчик месторождения строила дорогу к вершине горы.

У нас закончилась вода. В термосе остался только горячий кофе, который не утолял жажду. Мы шли грязные, в испорченной обуви, а кто-то и в порванных по шву штанах оттого, что неловко и смешно упал с кучи камней. Подъем к вершине становился все круче. Измотанные, мы дошли туда к четырем часам вечера.

Все же нам удалось непойманными пересечь охраняемую территорию и попасть к буддистам.

Как нас встретили в монастыре

Буддисты начали расспрашивать, откуда мы, и один из нас долго не мог сообразить от усталости. В столовой мы сели на пол и какое-то время не могли даже говорить. Пока пили чай и отдыхали, на нас забирались кошки и мурлыкали.

На территории монастыря полно и кошек и собак. Черного кота Кренделя харизматичный лама Догшит периодически отгонял, бросая в него пустую баночку из-под витаминов. Только потом мы поняли, что это был настоятель, который в 1995 году основал здесь монастырь. Ни за что не подумаешь. В потрепанной рабочей одежде, на вид лет шестидесяти, открытый и радостный. Мы спрашивали, а он отвечал про долгую историю противостояния монастыря крупной корпорации, добывающей руду и стремящейся избавиться от буддистов.

Слушая ламу, мы наполнялись уверенностью, что Шедруб Линг переживет времена гонений с горы.

Монастырь Шедруб Линг на вершине горы
Монастырь на вершине горы / фото автора

На вершине Качканара очень красиво: панорамный вид на многие километры вокруг, гигантские природные конструкции из камней и валунов. Характерные буддийские постройки тоже впечатляют, они непривычны нашему глазу. А вот хозяйственные строения более чем скромные, из глины и камней. Заметно, что сложно вести стройку на такой высоте.

Какие они, буддийские монахи

Монахи оказались простыми и жизнерадостными, как о них и рассказывают. В основном, мужчины, молодые и постарше. Девушку еще помню, с побритой головой, улыбчивая и очень симпатичная. Одеты буддисты в рабочую одежду. Каждый чем-то занят: копает, ремонтирует, строит. Они были рады нам и еде, которую мы принесли, и мы оставили им все, что взяли на перекус.

Нас просили остаться на ночь, потому что истосковались по людям во время пандемии. До нее к монахам приходило около 200 человек в день.

Дракон около монастыря Шедруб Линг
Дракон около монастыря / фото автора

Из столовой, где мы общались с буддистами, вел проем в небольшую комнату за занавеской. Монахи заходили туда читать священные тексты и регулярно меняли друг друга на этом посту.

Когда мы немного отдохнули и разговорились, нам вынесли коробочки с сувенирами. Это были симпатичные безделушки, которые делают сами монахи. Я купила одну.

Особенное впечатление у меня оставил наш земляк, Лук Бобо, если я правильно запомнила. С ним мы говорили около часа, и это был очень интересный разговор.

Только он один был в традиционном наряде буддистских монахов – кашае. Объяснил он это так: каждый человек рождается с какими-то склонностями, развивая которые он будет реализовать себя и приносить пользу обществу. Вот лама Догшит умеет организовывать, кто-то копает хорошо, а Лук Бобо имеет склонность хорошо говорить и склонять людей к духовному развитию. И в кашае ему удобно это делать. Кажется, его имя отражает тот же смысл — умение убеждать.

Обратный путь

Мы попрощались с монахами, недолго погуляли по территории монастыря, сфотографировались с каменной насыпью, похожей на верблюда. Затем набрали воды и двинулись в обратный путь.

Было уже поздно, мы почти не разговаривали и не останавливались, чтобы не тратить силы. Присели передохнуть только у дерева желаний, обвязанного тряпочками-лоскутками где-то на спуске. Не обращали внимания ни на зайцев, ни на следы диковинные, ни на кучки экскрементов разных форм и размеров, которыми так интересовались в самом начале пути. Похоже, животных в тех местах много.

Запрещающий знак
Запрещающий знак / фото автора

Когда дошли до очередного КПП, уже не осталось сил плутать по лесу или скрываться. Шли прямо по дороге. В итоге, нас все же задержали и с собакой сопроводили до самого подножья. Там усадили в микроавтобус и попросили документы, но мы были рады перевести дух, пока составлялись акты правонарушения.

Как добирались домой

К тому времени, когда нас отпустили, уже перевалило за полночь и стемнело. У нас не осталось варианта выбрать красивое место, чтобы поставить палатки. Мы поехали к стеле на границе Европы и Азии, туда, где приметили поляну. В кромешной темноте, с фонариками на телефонах мы разложились. Спать хотелось жутко, но голод мучил сильнее, поэтому мы все же развели костер и поужинали шашлыкамит и горячей тушенкой с перловкой из котелка.

Ночью сквозь глубокий сон мы слышали, как шел ливень. Но проснулись не от звуков дождя, а от громкой музыки ранних туристов. Сварили кофе, позавтракали и поехали домой.

Помню состояние, когда мы возвращались. Все были полны впечатлений. Впервые за время пандемии удалось куда-то выбраться, да еще с людьми, да еще с такими приключениями. Это было счастье.

Мы ехали, обсуждали события прошедшего дня и смеялись. Вспоминали порванные штаны и лицо нашего друга, когда он это заметил и то, как нелепо он упал. Вспоминали, как услышали звуки подъезжающей машины, бросились в лес, чтобы нас не поймали. А когда встали, заметили, что с перепугу обронили яркий рюкзак и тот, кто ехал, точно его видел. Вспоминали, как от усталости долго не могли ответить монахам откуда мы.

Отчет: как я ходила к буддийскому монастырю Шедруб Линг через огромный карьер
Сувенир на холодильнике / фото автора

Не уверена, что у нас было бы столько же впечатлений, выбери мы короткий путь через Косью. Похоже, иногда пойти длинным путем – значит потратить больше сил, но и получить больше эмоций. Теперь я это знаю и не забываю, благодаря маленькой безделушке на своем холодильнике.