Мы стояли на парковке у въезда в Талицы и готовили суп на газовой горелке. Иногда останавливались машины, и водитель спрашивал, как найти Музей Паровозов. По поселку доехать несложно: у этой парковки развилка, по ней – налево, а там по самой широкой дороге через весь поселок.
Я, пользуясь возможностью, прошу работников музея поставить указатель на въезде в Талицы. Он там нужен.
Я, пользуясь возможностью, прошу работников музея поставить указатель на въезде в Талицы. Он там нужен.
На парковке у развилки многие оставляют машину и идут пешком. Там не далеко, да и в Талицах приятно гулять по песчаным дорожкам. Тут кому как больше нравится, у музея своя парковка тоже есть.
Как добраться
На самом деле музей не в самом Переславле-Залесском. Он в поселке Талицы. Нужно проехать еще 25 километров вдоль Плещеева озера.
С московской трассы поворачиваем по указателю на Ботик Петра I. Перекресток улиц Московской и Подгорной. Навигатор покажет. Если вы из Москвы, то вам налево, если из Ярославля, то направо. Ориентир – белая церковь с колоннами на возвышении почти напротив перекрестка.
Читайте также: Путеводитель по Переславлю-Залесскому
Получается, что озеро нужно объехать как бы слева. И дальше едем по этой дороге мимо Ботика в село Купанское. Там налево по указателю «Музей паровозов».
Мы заезжали в музей по пути в Углич. Навигатор повел какой-то странной и офигенно-красивой дорогой через сосновый лес. Почти колея. Где-то даже ручей через дорогу течет. На низкой машинке лучше туда не ездить.
Думали, что это плохая дорога, но оказалось, что нет. На обратном пути поехали там, где все ездят — точно такой же раздолбанный проселок, только широкий и пыльный.
Территория вокруг Плещеева озера – это национальный парк с особым режимом посещения. За разведение костра, езду на автомобиле вне дорог или за брошенную бумажку можно получить приличный штраф.
Музей Паровозов (УЖД)
Обычно музей называют «Музеем паровозов». Но паровозов там два или три. Мне нравится называть его Музеем УЖД — узкоколейной железной дороги. Потому, что все, что там выставлено относится именно к УЖД, в том числе и те три паровоза.
Почему Кукушка
Из Википедии:
Кукушка — короткий, от одного до нескольких вагонов, пассажирский или товарно-пассажирский поезд местного сообщения.
Курсирует не на интенсивных пригородных участках, а на разного рода дополнительных малодеятельных в смысле пригородного / местного сообщения участках и малозагруженных железнодорожных ветках.
Кроме того, «Кукушками» называют небольшие по размеру танк-паровозы стандартной русской колеи (5 футов) или любые паровозы — тендерные и танки — узкоколейных железных дорог.
Сколько стоит
- Вход для взрослых – 200 рублей,
- Детям – 50 рублей,
- Покататься на дрезине – 200 рублей.
Касса в будке на стоянке.
Режим работы
- Весной, летом и осенью – с 10:00 до 18:00.
- Зимой – с 10:00 до 18:00.
- Выходные дни: понедельник и вторник.
На что смотреть
На паровозы
В гараже (или в депо) стоят отреставрированные паровозы узкой колеи. Сейчас их уже не используют. Чтобы паровоз поехал нужны сутки подготовки, да и теперь это музейные экспонаты.
Кроме отечественных, есть один финский танк-паровоз. Танк не потому, что на гусеницах с башней и стреляет. Вода и топливо у него не в прицепном тендере, а в специальных танках на самом паровозе. От английского слова tank — бак. Тендер этому паровозу не нужен.
Обычно танк-паровозы использовали на станциях для маневровых работ, потому что они компактнее.
На входной семафор
Его установили в 2012 году. Интересно, что при установке использовали технику из музеев УЖД и “Гараж”. Фотографии процесса есть на сайте музея.
Сейчас в России семафоры уже почти не используют на железных дорогах. Давно всё заменили на светофоры.
Семафор подает всего два сигнала: Путь свободен — можно ехать и Путь закрыт — стой. При этом, крыло семафора расположено горизонтально — закрыт, или приподнято — открыт. Ночью на открытом семафоре горит зеленый огонь, на закрытом — красный.
Точно могу сказать, что сейчас семафорная сигнализация сохранилась на ветке Янисъярви — Олонец — Лодейное Поле в Карелии. В частности, я видел работающий семафор на станции Питкяранта.
В Талицах к семафору нужно пройти через всю станцию или доехать на дрезине. Семафор входной и установлен на входе в станцию, там где только один путь.
На рельсовый автомобиль ЗиМ
Тот, что в Талицах, был служебным автомобилем начальника Чернораменского железнодорожного управления около Нижнего Новгорода. Для него переделали обычный ЗиМ в 60-х годах.
Красная буква «Н» на решетке радиатора – это должностной телеграфный код. «Н» — начальник дороги. Это не аналог автомобильного номера, код соответствовал должности пассажира.
Максимальная скорость этого аппарата – 120 км/ч в обоих направлениях. Для этого в машину установлен реверс-редуктор и фары на задние крылья.
Обратите внимание, что руль на прежнем месте. Только в рельсовом варианте это не руль, а маховик тормоза.
На магазин сувениров
Он тут в железнодорожном вагоне.
Внутри как пассажирский вагон: лавочки, занавески. Только еще прилавок с сувенирами работает.
На дрезину
Но на нее очередь.
В первый раз мы приезжали зимой и тут никого не было. Дрезина стояла и скучала без нас. Летом посетителей в музее гораздо больше и ждать дрезину можно долго.
Прокатиться интересно. Далеко не уехать, но и двигать ее вручную не так-то просто. Поэтому впечатлений хватит. Проедете несколько стрелок, семафор и укатите метров на 500 за территорию музея. Потом назад.
Первый раз мы заезжали сюда несколько лет назад. Сейчас музей стал ухоженней. Появились новые вагоны. Многое на реставрации. Над путями появился семафор. Раньше его не было.
В музее можно взять гида, будет интереснее. Если решите смотреть сами, то не стесняйтесь спрашивать у сотрудников, объясняют охотно.
На все посещение хватит часа времени.
Как работает паровоз
Вот простой ролик про устройство и принцип работы паровозов:
Что еще посмотреть в Талицах
В Талицах два музея: «Гараж» и УЖД. Раньше это был один музей, но сейчас они превратились в конкурентов.
Читайте также путеводитель по национальному парку Плещеево озеро
Раньше все было на одной территории. Сначала смотрели ретро-автомобили, а потом паровозы. Сейчас у каждого своя касса.
Идти нужно в оба.
Музей ретро-автомобилей на следующей улице после УЖД. Указателя на них нет, но заехать к ним надо — там тоже интересно.
Музей ретро-автомобилей «Гараж»
Он за забором после Музея Паровозов.
Тут собрана коллекция отечественных и зарубежных автомобилей разных времен. Многие «экспонаты» на ходу и даже зарегистрированы в ГИБДД.
Есть легендарные модели:
- Ford Model T
- ГАЗ АА
- ЗИС — 5
- Willys
- ГАЗ — 69
- Бронеавтомобиль БА-10
На некоторых автомобилях могут покатать, но это за отдельную плату.
Кроме машин тут много всякой военной амуниции. Все можно брать в руки. Мальчикам понравится. Тут тоже есть интересные экземпляры. Например, автомат Томпсона и винтовка Мосина.
Вход в “Гараж” — 150 руб.
Храм Святой Троицы
На въезде по «нормальной» дороге есть действующий деревянный храм.
К нему нужно ехать по развилке направо. Внутрь можно попасть во время службы. Расписание есть на сайте храма.
Загляните обязательно.
Где поесть
Тут три варианта:
- зайти в буфет у музея “Гараж”
- привезти с собой
- поехать в Переславль.
В Талицах нет даже магазина. Но есть буфет около музея “Гараж”, поесть там можно только пирожки. Мы заходили туда, но у нас еще ребенок маленький. Пироги он есть не умеет, и ему мы варили суп на въезде в Талицы, заодно объясняя дорогу.
Где остановиться
В Талицах нет магазина, зато есть отель. Называется “Талицы Лодж”. Гостей размещают в отдельных коттеджах. Ночь стоит 5000 рублей за коттедж.
Вот их сайт: talitsylodge.com
Ближе к Музею Паровозов переночевать не получится. Есть еще несколько гостевых домов в Купанском. Но там тоже не сильно дешево, и смысла там останавливаться я не вижу.
В Переславле-Залесском можно найти хостел за 500 рублей. Вот например: Fisch Herberg.
Основное
- В Талицах два музея (УЖД и “Гараж”) и деревянный храм
- После Купанского до Талиц все дороги плохие
- Навигатор может вести вас старой дорогой
- К музею УЖД – налево по развилке, к храму — направо
- Музей Ретро-автомобилей “Гараж” на следующей улице после УЖД
- Купить поесть можно только в кафе музея “Гараж”
Вместо заключения
Узкоколейных железных дорог в стране осталось мало.
То, что в Талицах собирают, реставрируют и хранят подвижной состав и станцию – это круто. Живую дорогу найти непросто, поэтому хорошо, что есть музей. Надеюсь, что музей будет и дальше расти и развиваться. Может быть, в будущем появится ветка вокруг Плещеева озера, по которой “Кукушки” будут возить туристов из Переславля. Будем надеяться.
Хорошего вам отдыха и спасибо, что читали.