Прогулка по театральным местам Москвы: Станиславский, Немирович-Данченко, Вахтангов, Мейерхольд, Чехов

МГУ_старый_корпус_на_Моховой

Предлагаем вам прогуляться по Москве театральной. Точнее, по московским адресам создателей легендарной школы русского театра. Их имена известны всему миру — К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, В. Э. Мейерхольд, Е. Б. Вахтангов и М. А. Чехов. Автор сайта dorogi-ne-dorogi и театральный актер Олег Теплоухов подобрал 30 локаций в Москве, связанных с жизнью и работой этих замечательных людей. Приглашаем вас на прогулку вместе с Олегом.

Москва входит в число мировых театральных столиц неслучайно. Здесь огромное количество театров, проходят международные театральные фестивали. «Золотая пятёрка» российских театральных вузов находится именно в Москве:

  • Школа-студия МХАТ,
  • Театральное училище им. М. Щепкина,
  • Театральный институт им. Б. Щукина,
  • Российская академия театрального искусства (ГИТИС),
  • Всероссийский государственный институт кинематографии (ВГИК).

Русская театральная школа — знак мирового качества. На основе ее открытий и достижений базируется театральное образование во всем мире.

Что вы узнаете:

Создатели школы русского театра

Пять человек, создавших русскую театральную школу, жили и работали в Москве приблизительно в одно время. Можно сказать, что изыскания свои они начинали вместе. Потом дороги их разошлись, но итог один: все пятеро стали основоположниками русского психологического театра и зачинателями русской театральной школы.

Константин Сергеевич Станиславский (1863-1938)

Русский актер, режиссер, педагог, теоретик и реформатор театра. Разработал знаменитую во всем мире «систему Станиславского». В 1898 году вместе с Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко создал Московский Художественный театр (МХАТ).

Владимир Иванович Немирович-Данченко (1858−1943) 

Русский драматург, писатель, педагог, режиссер. Основал МХАТ (вместе с Константином Сергеевичем Станиславским), бессменный директор этого театра. В 1943 г. по инициативе В. И. Немировича-Данченко открылась Школа-студия МХАТ.

Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874-1940) 

Актер, педагог и режиссер-новатор, создатель театра своего имени. Разработчик метода воспитания тела актера, носящего название «биомеханика». На фото вместе с женой Зинаидой Райх, театральной актрисой и второй женой Сергея Есенина.

Евгений Багратионович Вахтангов (1883-1922) 

Актер, режиссер, педагог. Один из активнейших пропагандистов «системы Станиславского», разработал свой стиль режиссуры и методику воспитания актера. Из руководимой Вахтанговым Третьей студии МХАТ возникли Московский академический театр им. Е. Вахтангова и Театральный институт им. Б.В. Щукина.

Михаил Александрович Чехов (1891-1955) 

Русский и американский актер, педагог, режиссер. Один из вернейших учеников Станиславского, при жизни признанный гением, создал собственную методику воспитания актера. В течение нескольких лет руководил МХАТом-2. В 1928 году эмигрировал из СССР. В 1939 году переехал в США, где открыл собственную театральную школу, выпустившую множество знаменитых артистов, среди которых Юл Бриннер, Мерилин Монро, Клинт Иствуд, Энтони Куинн.

Театральный маршрут по московским адресам

Сначала мы пройдемся по общим «местам боевой славы», а потом уже я расскажу о тех адресах, которые относятся исключительно к кому-то одному из этой пятерки.

Камергерский переулок, памятник Станиславскому и Немировичу-Данченко

Это первый адрес, который нужно посетить на этом театральном маршруте. С Камергерским переулком связаны все пять театральных деятелей.

Если входить в Камергерский переулок со стороны Тверской улицы, первым делом вы увидите памятник основателям Московского Художественного театра. Сам театр располагается позади памятника, по левую руку. Монумент установили благодаря инициативе артиста и художественного руководителя МХТ Олега Табакова.

Камергерский переулок известен с XVI века, он много раз менял названия. Из-за близости к Кремлю здесь селились семьи богатых и знатных людей. После пожара 1812 года, когда все строения в переулке сгорели, Камергерский застроили теми зданиями, которые можно видеть и сегодня.

Название «Камергерский» закрепилось за переулком в конце XVIII-начале XIX веков. Здесь жили камергеры двора Его Величества.

Свой нынешний архитектурный вид переулок получил на стыке XIX и XX веков благодаря усилиям архитекторов Фрейденберга, Юдинского, Шехтеля. С 1902 года Камергерский переулок теснейшим образом связан с обосновавшимся здесь Художественным театром. Со временем в переулке, помимо самого театра, появятся еще несколько важных для нашего маршрута объектов, но о них речь пойдет дальше.

Московский Художественный театр

Не ошибусь, если скажу, что МХАТ — один из самых знаменитых театров мира. Когда-то его искусство совершило переворот в мировом театре. То, что делали Станиславский и Немирович-Данченко и их артисты, было новым, неожиданным, настоящим и очень правдивым.

Манера и стиль актерской игры, появление режиссуры как профессии, подлинность существования на сцене, правда жизни во всем, отсутствие пафоса, фальши, наигранности и полнота чувств — все это отличало мхатовцев от других артистов других театров, поражало и удивляло, привлекало зрителей не только Москвы, но и со всей России. Зарубежные гастроли Художественного театра проходили с неизменным фурором.

Театр Станиславский и Немирович-Данченко основали в 1898 году, а в 1902 году МХТ въехал в здание бывшей городской усадьбы Одоевского в Камергерском переулке.

Архитектор Ф. Шехтель не только перестроил здание усадьбы, но еще и разработал фирменный мхатовский стиль и шрифт, придумал занавес и эмблему театра.

Интерьеры МХАТа лишены помпезности. Обстановка фойе и зрительного зала работает на сосредоточение внимания публики: неброские цвета стен, деревянный пол, местами покрытый сукном, панели на стенах в Портретном фойе, приглушенный свет люстры в зале. В Художественный театр ходили не ради выхода в свет, а «в гости к дяде Ване или трем сестрам», как тогда говорили. Стиль, созданный Шехтелем по идеям Станиславского и Немировича-Данченко, бережно сохраняется в театре по сегодняшний день.

МХАТ всегда был театром прекрасных артистов и режиссеров. Таким он остается и сегодня. Эту традицию заложили его создатели. В зрительном зале до сих пор есть именные кресла, в которых они сидели на репетициях своих спектаклей. Место 11 в седьмом ряду занимал Станиславский, место 10 через проход — Немирович-Данченко.

Уникальность здания МХТ в Камергерском еще и в том, что все пять наших героев работали именно на этой сцене. Немирович-Данченко руководил театром как директор и ставил спектакли, Станиславский играл и ставил, Мейерхольд, Вахтангов и Чехов работали артистами. Портреты всех пятерых вы отыщете в Портретном фойе театра. Более подробно историю мхатовского периода творчества этих людей вы узнаете в Музее МХАТ.

Адрес театра: Камергерский переулок, 3, стр. 1.

Школа-студия МХАТ им. В.И. Немировича-Данченко

Легендарный вуз, созданный по инициативе Немировича-Данченко и носящий его имя, расположен слева от здания МХАТа. Немирович-Данченко высказал вслух идею о создании такой школы за месяц до своего ухода из жизни. На следующий день после его смерти постановлением Совнаркома об увековечении памяти Немировича-Данченко была учреждена школа-студия.

Школа-студия существует почти 80 лет. За эти годы из ее стен вышло огромное количество прекрасных артистов. Многие из них блистали на мхатовской сцене. В стенах школы-студии МХАТ возник театр «Современник».

Интересно, что инициировал создание школы Немирович-Данченко, а основу ее учебной программы составляет система Станиславского. Много лет школой-студией МХАТ руководил замечательный артист и педагог О. П. Табаков, из мастерской которого вышла целая плеяда превосходных артистов. Многие ведущие актеры МХАТа преподавали и преподают в школе-студии. Побывать на дипломных спектаклях у студентов-выпускников всегда интересно: вы практически заглядываете в будущее российского театра.

  • Адрес школы-студии МХАТ: Тверская улица, д. 6, стр. 7.
  • Адрес учебного театра школы-студии: Камергерский переулок, 3А.

Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко

Театр создан в 1941 году. Но на самом деле история его началась гораздо раньше, в 1918-м. В тот год Станиславский и Немирович-Данченко начали заниматься с артистами Большого театра. В 1919 г. каждый из них создал свою студию: Станиславский — Оперную студию Большого театра, Немирович-Данченко — Музыкальную студию при МХАТ.

В 1926 г. обе студии получили статус государственных театров. Им выделили здание бывшей усадьбы графов Салтыковых на Большой Дмитровке, 17. Обе труппы работали в одном здании поочередно. В 1941 году оба коллектива объединили в один и создали Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко.

Сегодня театр работает в том же здании. Его коллектив — неоднократный номинант и лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска».

Подробнее о Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко в статье «30 интересных театров Москвы — история, репертуар, актеры».

Адрес: ул. Большая Дмитровка, 17.

Театр Наций

Театр Наций — красивый терем из красного кирпича

Здание театра в неорусском стиле находится в Петровском переулке с 1885 года. Построили его для знаменитого в те годы частного театра Корша. С 1932 года в здании размещался филиал МХАТа. Театр работал по этому адресу до конца 80-х годов. Позже здание закрыли на реконструкцию, а с 1993 года передали Театру наций.

Одним словом, эта сцена за все время своего существования видела только первоклассных артистов. Сегодняшнее ее положение в рейтинге московских театров — тому подтверждение.

Адрес: Петровский переулок, 3.

Электротеатр Станиславский

Находится на Тверской улице. Здание театра к Станиславскому отношения не имеет, театр въехал сюда в 1950 г. До этого здесь размещался кинотеатр «Арс». Но сам театральный коллектив — детище Константина Сергеевича Станиславского.

В 1935 г. Станиславский организовал Оперно-драматическую студию как лабораторию для разработки нового метода воспитания актера — «системы Станиславского». После смерти режиссера студией руководили его ученики. В 1946 г. студия стала Оперно-драматическим театром им. Станиславского, а в 1948 г. после упразднения оперной труппы — Московским драматическим театром им. Станиславского. Среди руководителей театра того времени я назову учеников и сподвижников — М. Кедрова, М. Яншина.

Театр им. Станиславского знал разные периоды в своей истории: были годы невероятного успеха, были кризисные периоды. С 2013 года театр поменял название и концепцию своей творческой жизни. Сейчас Электротеатр Станиславский — один из самых интересных и загадочных театров Москвы.

Адрес: Тверская улица, 23.

Камерная сцена Большого театра им. Б. Покровского

Здание Камерного театра им. Б. Покровского
Здание Камерного театра им. Б. Покровского / фото wikipedia.org

Не пугайтесь, никакой ошибки здесь нет. Камерная сцена Большого театра, а в недавнем прошлом Камерный музыкальный театр им. Покровского, располагается в здании, где до революции находился знаменитый «Славянский базар». Ресторан «Славянского базара» специализировался на русской кухне и был очень популярен в Москве.

Для нашего маршрута здание «Славянского базара» чрезвычайно важно: именно в этом ресторане состоялась историческая 18-часовая встреча К. Станиславского и В. Немировича-Данченко, в ходе которой они и придумали Художественный театр.

После революции в здании размещались разные театры и учреждения. С 1990 года главный корпус комплекса занимает Камерный музыкальный театр им. Б. Покровского, с 2017 года ставший Камерной сценой Большого театра им. Б. Покровского.

Здание признано объектом культурного наследия.

Адрес: ул. Никольская, 17.

Улица Станиславского

Улица Станиславского, Москва
Улица Станиславского, вид на храм Сергия Радонежского / автор фото: NVO, wiki2.org

В XVII веке улица называлась Малая Алексеевская. Название дали Алексеевская слобода и церковь Алексея Митрополита «что за Яузой». В XIX веке на этой улице обосновались купцы Алексеевы. Совпадение тут двойное: фамилия купеческой семьи совпала с названием улицы, это раз, а два: Станиславский — это псевдоним К.С. Алексеева, он выходец из этой богатой семьи.

На Малой Алексеевской в XIX веке размещался большой медеплавильный завод Алексеевых.

В советское время улица называлась Малой Коммунистической. Улицей Станиславского она стала в 2005 году. На этой небольшой улице сохранились городские усадьбы XVIII-XIX веков, две церкви и здания завода Алексеевых.

Театр «Студия театрального искусства» (СТИ)

Этот молодой театр возник в 2005 году на основе выпускного курса ГИТИСа (мастерская С.В. Женовача). В 2008 году он обрел свой дом в здании бывшей золотоканительной фабрики купцов Алексеевых.

С конца XIX века до 1917 года директором этой фабрики был сам К.С. Станиславский. Он же в 1895 г. открыл здесь театр для рабочих. Для этих целей он купил соседний участок, где к 1904 году построили театральное здание. В 1909 г. фабрика начала расширяться, театр пришлось закрыть.

В советское время в помещениях фабрики располагался завод «Электропровод». В 2006 г. завод перебрался за город, а помещение бывшего заводского театра реконструировали для «Студии театрального искусства». Художник А. Боровский соединил стиль фабричного здания с домашним уютом. За разработку дизайна он был удостоен Премии Станиславского.

СТИ недавно стал филиалом МХТ им. Чехова. Художественный руководитель Сергей Женовач с 2018 года руководит и МХТ.

Адрес: ул. Станиславского, 21, стр. 7.

Городская усадьба Ф. Толстого-Карзинкиных (Дом Телешова)

Дом Телешова на Покровском бульваре
Дом Телешова на Покровском бульваре / автор фото: Николай Аввакумов, wikipedia.org

На Покровском бульваре расположен знаменитый в конце XIX-начале XX века дом, где десятилетиями собиралось московское просвещенное купечество, устраивались литературно-музыкальные вечера, давались любительские спектакли. Именно в этом доме в 1884 г. молодой К.С. Станиславский впервые вышел на сцену.

Графы Толстые построили особняк на рубеже XVIII-XIX вв. В начале XIX в. дом купил купец Карзинкин. Его семья и сделала усадьбу знаменитой: здесь часто в разное время бывали А.Н. Островский, Л. Андреев, К. Бальмонт, М. Горький, А. Куприн.

В конце позапрошлого века здание основательно перестроили, несколько изменили оформление и декор фасадов. В этот период дом поделили брат и сестра Карзинкины. На первом этаже жила Е. А. Карзинкина, художница, с мужем, писателем Н. Телешовым. Именно благодаря его фамилии дом в начале XX в. стал очень популярен у московской писательской интеллигенции.

Адрес: Покровский бульвар, 18/15.

Дом-музей Станиславского

Дом-музей Станиславского
Дом-музей Станиславского в Леонтьевском переулке / фото с сайта музея

Открылся в 1948 году в особняке, расположенном в Леонтьевском переулке. Здесь Станиславский жил с 1921 года до самой смерти в 1938 году. Свой фамильный дом в Большом Каретном переулке он был вынужден освободить, в нем власти решили обустроить автобазу Совнаркома. Константину Сергеевичу правительство предложило выбрать себе жилище взамен. На особняке в Леонтьевском он остановился из-за наличия в доме большого бального зала, где впоследствии шли занятия и спектакли Оперной студии.

История у особняка богатая: построен он в конце XVII века. Часто менял хозяев. После пожара 1812 года эти палаты основательно перестроили в стиле ампир, появился бальный зал, особняк роскошно отделали и внутри, и снаружи.

После того, как здесь поселился Станиславский, дом этот узнала вся театральная Москва. Особняк описан М. Булгаковым в «Театральном романе».

Музей представляет собой собрание историко-театральной коллекции, документов, фотографий, личных вещей и предметов быта. На первом этаже выставлены фотографии, документы, костюмы и реквизит из спектаклей, поставленных Станиславским. На втором этаже вы увидите восстановленную квартиру режиссера и Онегинский зал (тот самый бальный зал). На третьем этаже размещена экспозиция, посвященная творчеству Станиславского в советский период.

Любимовка

Усадьба Любимовка — архитектурно-художественный ансамбль середины XIX века. Ныне входит в состав села Тарасовка Пушкинского района Московской области. Здесь Станиславский провел свои юношеские годы, здесь зародились его театральные идеи. В сельской церкви состоялось венчание Станиславского с М. П. Лилиной, его верной супругой.

В Любимовке часто устраивали любительские спектакли. В 1902 г. здесь по приглашению Станиславского некоторое время жил А. П. Чехов и писал «Вишневый сад».

Именем этой усадьбы сейчас называется один из самых престижных фестивалей современной российской драматургии.

Улица Немировича-Данченко (Глинищевский переулок)

Фигура Владимира Ивановича Немировича-Данченко выглядит скромнее фигуры К. С. Станиславского. Он не оставил своей системы, его теоретическое театральное наследие не так весомо, как у его коллеги, но заслуги перед российским театром ничуть не меньше. Он, в отличие от Станиславского, просто не выходил на сцену: писал, ставил спектакли, руководил театром. И право на улицу своего имени имел полное.

В XIV в. место это было за пределами Москвы. Здесь находилось урочище Глинище, где добывали глину. Переулок возник в XVIII веке. В 1938 году здесь возвели Дом артистов МХАТа, а сам переулок переименовали в улицу Немировича-Данченко. Владимир Иванович жил на этой улице в том самом доме.

В 1993 году улице вернули историческое название — Глинищевский переулок.

Малый театр

Малый театр
Основная сцена Малого театра

Этот театр возник в списке объектов нашего маршрута по веской причине. Немирович-Данченко в конце XIX века был известен, прежде всего, как драматург. Многие его пьесы шли на сцене главного тогда театра Москвы. В наше время драматург Немирович-Данченко совсем забыт, а навсегда ли, покажет время.

Адрес: Театральный проезд, 1.

Квартира-музей В. И. Немировича-Данченко

Знаменитый «Мхатовский дом» в Глинищевском переулке давно уже стал достопримечательностью столицы. Весь его фасад увешан мемориальными досками. Здесь жили великие артисты Художественного театра: В. Качалов, И. Москвин, О. Книппер-Чехова, А. Тарасова. В пятом подъезде проживал директор и художественный руководитель МХАТа В.И. Немирович-Данченко.

Экспозиция квартиры-музея — подлинные вещи Владимира Ивановича. Вся обстановка сохранилась с того времени, когда Немирович-Данченко здесь жил. Особая гордость коллекции — книжный шкаф с изданиями Чехова, Горького и других писателей с дарственными надписями авторов.

Адрес: Глинищевский переулок, 5/7, кв. 52.

Российская академия театрального искусства (ГИТИС)

Это учебное заведение неоднократно меняло название, но в советское время оно было известно, как ГИТИС — Государственный институт театрального искусства. История этого вуза началась в 1878 году, когда открылась Музыкально-драматическая школа при Обществе любителей музыкального и драматического искусства. Через пять лет общество стало называться Филармоническим, а школа — Музыкально-драматическим училищем, которое по статусу было приравнено к консерватории.

В 1902 году училище обосновалось в особняке в Малом Кисловском переулке. Это же здание сегодня занимает РАТИ (ГИТИС).

С 1891 по 1901 годы на драматическом отделении преподавал В.И. Немирович-Данченко. Его учениками были те, кто вошел в труппу МХАТа первого призыва: О. Книппер-Чехова, И. Москвин и В. Мейерхольд.

В наше время РАТИ (ГИТИС) — всемирно известный театральный вуз, где преподают ведущие российские режиссеры и актеры, который ежегодно выпускает будущих звезд российской сцены и кино.

Адрес: Малый Кисловский переулок, 6.

Театр им. Ермоловой

На Тверской улице стоит красивое здание в стиле классицизм, где уже много лет работает Московский театр им. М.Н. Ермоловой. История у театра интересная, но и само здание может похвастаться богатой биографией.

В XVIII веке на этом месте уже стояла усадьба, которая часто переходила от одного хозяина к другому, достраивалась и перестраивалась. В конце XIX в. хозяйка особняка купчиха Постникова перестроила здание под пассаж. Постниковский пассаж открылся в 1887 году. После революции в здании размещались учреждения, гостиница и издательство. А с 1929 года, когда помещения первого этажа переделали под зрительный зал, здесь стали играть спектакли разные театры.

С 1931 по 1938 год театральное здание было известно как ГОСТиМ — Государственный театр им. Мейерхольда. Самые знаменитые постановки мастера последнего периода его творчества были осуществлены здесь. В 1938 году ГОСТиМ был закрыт.

В 1946 году сюда въехал основанный в 1925 году театр им. М.Н. Ермоловой. Он возник как передвижной театр по инициативе артистов Малого театра. В 1934 году коллектив пригласил проводить занятия по системе Станиславского его ученицу — М.О. Кнебель. В 1937 г. ермоловцы объединились со студией мхатовца Н. Хмелева и стали Московским драматическим театром им. Ермоловой.

Хмелева назначили художественным руководителем. В 1970-е годы руководил театром Л. Варпаховский, учившийся у Мейерхольда и много сотрудничавший с ним.

Адрес: Тверская улица, д. 5/6.

Театр им. Маяковского

Основан в 1922 году на базе расформированного театра революционной сатиры. Сначала его назвали театром Революции, руководителем назначили В. Э. Мейерхольда.

В те годы Мейерхольд практиковал в режиссуре стилистику конструктивизма. Спектакли его были ярки по форме, экономичны и конструктивны по оформлению, плакатны по содержанию. Мейерхольд руководил театром Революции всего два года, параллельно управляя своим театром.

После его ухода здесь работали последователи Станиславского — А. Попов, Н. Горчаков. С 1943 года театром Революции руководил Н. Охлопков, один из учеников Мейерхольда.

Имя Маяковского театр стал носить с 1954 года.

Адрес: Большая Никитская улица, 19/13.

Читайте также

Студия на Поварской

Студия возникла в 1905 году по инициативе Станиславского. Именно ее можно считать местом начала работы Станиславского над его системой. Для работы Константин Сергеевич привлек артиста Художественного театра Всеволода Мейерхольда, которого начала увлекать режиссура. Студия просуществовала всего полгода, успехом поиски студийцев не увенчались.

Здание, где проводились занятия, не сохранилось. Во время Великой Отечественной войны в него попала бомба. Но место, где стояло это здание — театр Немчинова в доме Гирша, есть.

Адрес: угол улицы Поварской и Мерзляковского переулка.

Музей-квартира В.Э. Мейерхольда

Музей расположен в бывшей квартире режиссера в Доме артистов, где он проживал с супругой Зинаидой Райх с 1928 по 1939 год.

Соседями Мейерхольда были многие знаменитые артисты того времени. После ареста Всеволода Эмильевича и убийства его жены в 1939 году квартира перешла во владение НКВД. В 1990 г. было принято решение об организации мемориальной квартиры режиссера.

Практически вся обстановка квартиры восстановлена, личных вещей и предметов быта почти не осталось. Но документы, фотографии, афиши, рукописи, партитуры и портреты Мейерхольда, представленные в экспозиции — подлинные.

Адрес: Брюсов переулок, 12, кв. 11.

Кладбище крематория у Донского монастыря

К несчастью, судьба В.Э. Мейерхольда трагична. В 1939 году он был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности, в феврале 1940 г. приговорен к расстрелу. Могилы Всеволод Мейерхольд не имеет. Его тело было сожжено в крематории у Донского монастыря. Вместе с прахом других репрессированных граждан захоронен на кладбище крематория.

Адрес: ул. Орджоникидзе, 4.

Московский университет

МГУ, старый корпус на Моховой
МГУ, старый корпус на Моховой / фото wikipedia.org

Старейший и крупнейший в России классический университет основан в 1755 году. Для нашего путешествия он важен тем, что в его стенах учились Мейерхольд (в 1895 г. поступил на юридический факультет) и Вахтангов (в 1903 г. зачислен на естественный факультет, через год перевелся на юридический). В тут пору назывался Московским Императорским университетом.

Адрес: ул. Моховая, д. 9-11.

Театр им. Е. Вахтангова

Театр Е. Вахтангова на Арбате
Театр Е. Вахтангова на Арбате

Театр на Арбате известен всем российским театралам, популярен за рубежом. Сколько замечательных артистов, любимых всей страной, выходило и выходит на сцену этого театра: Ц. Мансурова, Р. Симонов, Н. Гриценко, Ю. Борисова, Ю. Яковлев, М. Ульянов, В. Лановой, В. Этуш, Л. Максакова, С. Маковецкий.

Родился театр из Студенческо-драматической студии, возникшей в 1913 году, куда молодого режиссера и актера МХАТа Евгения Вахтангова пригласили преподавать и ставить спектакли. Вахтангов руководил студией несколько лет, но своей не считал. Только в ноябре 1921 г. она вошла в состав МХАТа как Третья студия МХАТ. Художественным руководителем назначили Вахтангов. День, когда студийцы сыграли спектакль уже в качестве артистов Третьей студии, и считается датой основания театра.

С 1920 года Третья студия, а затем и театр им. Вахтангова проживает на Арбате, в бывшем особняке Берга. Особняк неоднократно перестраивался и расширялся. В первые дни Великой Отечественной войны в здание театра попала бомба и серьезно разрушила его. К 1948 году здание восстановили.

К 100-летию театра фасад украсили памятником Евгению Вахтангову.

Вахтангов прожил короткую жизнь, но спектакли, им поставленные, заложили основу целого направления в русской театральной школе. Какой бы спектакль ни ставил Евгений Багратионович, всегда возникал праздник театра. Вахтанговских артистов отличало и отличает умение играть ярко и сочно, даже в трагедии, одновременно достоверно и театрально, тонко и смело.

Подробнее о театре им. Вахтангова читайте в статье «30 интересных театров Москвы — история, репертуар, актеры» на нашем сайте.

Адрес: ул. Арбат, 26.

Мансуровский переулок

С 1914 года Студенческо-драматическая студия (будущий театр им. Вахтангова) снимала квартиру в одном из домов в Мансуровском переулке. Долгое время Вахтангов, не желавший называть студию своим именем, звал ее Мансуровской. В этом переулке студия прожила 6 лет.

Переулок появился в Москве к XVIII веку. Названия его менялись часто, все зависело то того, кто был в то время владельцем доходных домов.

Название переулка стало псевдонимом замечательной актрисы, первой исполнительницы роли Турандот из спектакля Вахтангова «Принцесса Турандот» Цецилии Воллерштейн. В историю советского театра актриса вошла как Цецилия Мансурова.

Мемориальная квартира Е. Вахтангова

Находится в доме, где режиссер проживал с1918 по 1922 годы. Через год после смерти Вахтангова его вдова выделила кабинет мужа под экспозицию. В квартире сохранилось много личных вещей. Предметы обстановки и библиотека подлинны, афиши, фотографии, документы, представленные в собрании, помнят живого Вахтангова.

Адрес: Денежный переулок, 12 (1-й этаж).

Театральный институт им. Б. Щукина

Если обойти здание театра им. Вахтангова слева и подняться по Большому Николопесковскому переулку пару кварталов в сторону Нового Арбата, по правую руку вы скоро увидите четырехэтажное здание. Это Театральный институт им. Б.В. Щукина, знаменитая «Щука». Удивительно и парадоксально, но вахтанговская школа возникла на 7 лет раньше театра.

Датой рождения Щукинского института принято считать 23 октября 1914 года, когда Вахтангов прочел первую лекцию по системе Станиславского участникам Студенческо-драматической студии.

После образования театра им. Вахтангова в 1926 году школа существовала как одно из его подразделений. Студийцы набирались по мере необходимости. С 1937 года школа отделилась от театра, получила здание в Большом Николопесковском переулке и стала считаться училищем. В 1939 г. училищу присвоили имя Б.В. Щукина, одного из лучших учеников Вахтангова и ведущего артиста театра. С 1945 г. получило статус вуза.

С 1925 по 1976 годы ректором был ученик Вахтангова  — Б. Е. Захава, который в годы своей актерской молодости Захава уходил работать в театр Мейерхольда.

Среди выпускников множество лучших советских и российских артистов и режиссеров. Труппа театра им. Вахтангова пополняется только выпускниками института им. Щукина.

Конечно, сам Вахтангов здесь никогда не был. Но вахтанговский дух витает в этих стенах с момента основания школы.

Адрес: Большой Николопесковский переулок, 12А.

РАМТ

Российский Академический Молодежный Театр
Российский Академический Молодежный Театр

Это историческое театральное здание. Построенное в 1821 г. как доходный дом, оно переходило от хозяина к хозяину, достраивалось и перестраивалось. С 60-х годов XIX в. началась его театральная история: здесь играли спектакли театр московского Артистического кружка, новый Императорский театр, опера Зимина, театр Незлобина. С 1924 г. Москва знала это место как МХАТ 2-й.

МХАТ 2-й вырос из Первой студии МХАТ, одного из самых успешных педагогических начинаний Станиславского. Спектакли Первой студии быстро покорили столицу, артисты стали крайне популярны и решили не вливаться в театр Станиславского. Так возник МХАТ 2-й. 

Руководил этим театром ученик Станиславского, племянник А.П. Чехова, Михаил Чехов. Об этом артисте ходили легенд. Уже с первых шагов на сцене, он был признан гениальным. Чехов руководил театром до 1928 года, когда покинул Россию навсегда. МХАТ 2-й просуществовал до 1936 года, затем театр закрыли. Здание передали Центральному детскому театру, который в 1992 г. сменил название на «Российский академический молодежный театр».

Адрес: Театральная площадь, 2.

Триумфальная площадь

В советское время Триумфальная площадь называлась площадью Маяковского. До сих пор в центре ее возвышается огромный памятник поэту. Сейчас историческое название площади возвращено. Но мало кто знает, что пространство между памятником Маяковскому и гостиницей «Пекин» когда-то занимало театральное здание. Последним в этом здании проживал театр «Современник». До него здесь находились Театр эстрады и Театр сатиры.

Изначально в этом здании был дом купца Гладышева, построенный во второй половине XIX в. В начале XX века дом занимал театр-варьете «Альказар». С 1922 по 1924 годы на этой сцене работала Первая студия МХАТ. Самые знаменитые спектакли: «Сверчок на печи», «Эрик XIV», «Потоп» — шли в этом зале. На сцене «Альказара» креп и расцветал актерский талант М. Чехова. В Первой студии играл и ставил спектакли Е. Вахтангов.

Дом М. А. Чехова на Гоголевском бульваре

К сожалению, Михаил Чехов известен узкому кругу театральных деятелей: артистов, историков театра, педагогов. Он уехал за границу в возрасте 37 лет, долгое время в СССР о нем никто не знал. Поэтому памятных мест, связанных с Михаилом Чеховым, в Москве не так уж и много. Во всяком случае, музея или мемориальной квартиры точно нет. Но есть адреса, где он жил.

Дом № 23 на бывшем Пречистенском, ныне Гоголевском бульваре — один из таких адресов. Здесь он жил со своей первой женой Ольгой Книппер (племянницей супруги А. П. Чехова), с 1914 по 1917 годы.

Адрес: Гоголевский бульвар, 23.

Дом М. А. Чехова на ул. Радио

В небольшом двухэтажном особняке на бывшей Вознесенской улице Чехов проживал со своей второй женой, Ксенией Циллер, вплоть до отъезда из России.

Домашние адреса Чехова установлены архивистами и исследователями его жизни. Никаких мемориальных досок на этих домах нет.

Адрес: ул. Радио, 12.

Новодевичье кладбище

Новодевичье кладбище давно стало местом погребения выдающихся людей нашей страны. Здесь нашли свое упокоение:

  • К. С. Станиславский — 2-й участок, ряд 17
  • В. И. Немирович-Данченко — 2-й участок, ряд 15
  • Е. Б. Вахтангов — 2-й участок, ряд 11

У трех героев нашего путешествия прекрасная компания: основатели МХАТа соединились здесь с лучшими своими учениками, создатель театра на Арбате встретился со своими последователями.

Адрес: Лужнецкий проезд, 2.

Как вам?
Великолепно
0
Возмутительно
0
Нормально
1
Печально
0
Прикольно
0
Посмотреть комментарии (0)

Оставьте ответ

Ваш email будет скрыт.

Ⓒ2013 – 2021 Сайт о путешествиях Dorogi-ne-dorogi.ru Все права защищены.

Копирование любых материалов разрешено только с указанием прямой, активной и открытой к индексации ссылки на Dorogi-ne-dorogi.ru.