Если вы думаете, что Балтийская коса – это про пляжи и песочек, то да, вы правы. Но только вместо шезлонгов там, остатки бетонных дотов, вместо ресторанных вывесок – ржавый щит с почти стершейся надписью «Проход запрещен». И все же, это одно из самых запоминающихся мест под Калининградом. До середины 90-х коса была закрытой. Теперь там можно гулять: залезть в старые подземные бункеры, посмотреть вдаль с южного мола и покататься на велосипеде по заброшенному аэродрому.
Коротко: что важно знать перед поездкой на Балтийскую косу
Особенно, если вы не фанат военного туризма, разбитого бетона и ржавого металла.
Балтийская коса – клондайк для любителей заброшек и военной истории. Тут пляжи и запах сосен, но среди сосен торчат доты. Можно представить, что это некая зона отчуждения, но при этом, она для всех. Сюда пока не добрались музеи и таблички. Поэтому лучше поехать сейчас – пока ворота ржавеют честно, а не по проекту реконструкции.

- Ехать нужно до Балтийска на автобусе или машине, а там переправляться на пароме через пролив.
- Чтобы купить билет на паром, понадобится российский паспорт.
- Подгадывать дорогу в Балтийск под расписание паромов не надо, они ходят каждые 2 часа.
- Переправится можно с машиной. С ней на осмотр косы нужно примерно 4 часа. Если с купанием, то 6. Но в Балтийске тоже стоит задержаться – город интересный и приятный.
- На Балтийской косе есть поселок, в котором два продуктовых магазина.
- Длина Балтийской косы – 65 км, из них 30 км принадлежат Польше. Свободно гулять можно только по ближайшим к Балтийску 5 км.
- Балтийская коса – самая западная точка России.
- Если есть возможность, подгадайте свою поездку под фестиваль Ржавый дракон.
- С 1756 по 1762 годах коса уже входила в состав Российской империи.
Большинство интересных объектов на Балтийской косе относятся к трем периодам:
- Вторая половина 19 века: форты и люнеты, прикрывающие вход в канал.
- Первая половина 20 века: немецкий аэродром Нойтиф и его защитные сооружения.
- Вторая половина 20 века: сооружения построенные на советском аэродроме Балтийск (бывший Нойтиф).
На Балтийскую косу обязательно берите паспорт РФ и не берите квадрокоптер.
На косе разбросано очень много снарядов, так что костры лучше не жечь. Если нашли снаряд – не трогайте.
Летом по выходным многие приезжают сюда с палаткой, на паром бывают очереди. Поэтому, если хотите переправиться с машиной, лучше ехать на буднях. Без машины – когда угодно.
Как добраться на Балтийскую косу от Калининграда
Садитесь на автобус до Балтийска, а там на пароме переправитесь на косу. Поезда из Калининграда в Балтийск ежедневно ходят только летом, зимой через день. На любом транспорте ехать час – полтора.
Расписание из Калининграда в Балтийск:
- автобусы на официальном сайте калининградского автовокзала
- поезда на сайте РЖД
- автобусы и поезда на странице в Яндексе
Паром из Балтийска ходит каждые 2 часа, через пролив идет около 10 минут. Его отменяют в сильный дождь, туман или шторм. Летом по выходным на паром бывают очереди из машин. Без машины переправиться проще. Но на машине можно собрать больше интересных мест.

На паром сажают по паспорту РФ. Его проверяют не всегда, но лучше не рисковать и взять его с собой.
Переправа машины стоит 700 руб., без машины – 70 руб. в обе стороны.
Еще есть вариант переправиться на катере. Стоит это 100 руб. в одну сторону. Катера вы найдете тут же около парома, точнее они вас сами найдут.
Карта Балтийской косы: интересные места, достопримечательности и как их найти
Здесь мы собрали основные достопримечательности Балтийской косы, которые можно посмотреть за день, не спеша. Начинайте с музея Старый люнет. Он недалеко.
Старый люнет – первое, что стоит посетить на косе
Время на посещение – 1 час.
Люнет погружает в исторический контекст косы. А еще, у работников музея можно спросить куда пойти и как найти интересующие места.
Самый интересный экспонат музея – детали «Энигмы» – той самой немецкой шифровальной машины. Говорят, что расшифровка ее кода повлияла на ход всей войны.
Из советского прошлого сюда попал дозатор водки 1952 года выпуска. Полностью механический, умеет точно дозировать количество жидкости. Дозатор использовали в общественных заведениях, чтобы избежать недолива или перелива.
Старый люнет создали местные жители, которым не все равно.
Почему «Энигма» так интересна
Шифровальную машину «Энигма» использовали вооруженные силы нацистской Германии во время Второй Мировой войны. Больше всего на флоте, но ее использовали и другие войска и даже коммерческие организации.
Первый этап в расшифровке кода «Энигмы» сделало польское «Бюро шифров» в 1932 году. После этого, немцы доработали систему шифрования. А потом, британская группа «Hut 8» в 1940 году снова все расшифровала. Группой руководил математик Алан Тьюринг.
На основе их работы, англичане построили криптоаналитическую машину «Bombe», которая умела расшифровывать код «Энигмы». Есть мнение, что последующая расшифровка перехваченных немецких сообщений повлияла на ход войны. Но немцы постоянно совершенствовали методы шифрования и понимать их сообщения удавалось не всегда.
Как работала Энигма – подробная анимация
Про историю расшифровки кода «Энигмы» есть хороший фильм режиссера Мортена Тильдума, называется «Игра в имитацию». Роль Алана Тьюринга сыграл Бенедикт Камбербетч.
На корпусе и деталях «Энигмы», которая хранится в Старом Люнете, видны следы взрыва. Это была трехроторная модель, выпущенная примерно в 1942-1943 годах. Есть версия, что в годы Второй мировой войны на территории Балтийской косы было четыре таких машины – две из них вывезли, одна в музее и еще одна утеряна.
После войны почти все дешифровальные машины были уничтожены. Восстановленный фрагмент машины «Bombe» хранится в музее Блетчли в Великобритании.

Форт Западный – красивый дикий парк среди руин
Он тут же, рядом с паромом, пешком легко дойдете. Форт лежит в руинах на ровном песчаном берегу моря, которое постепенно его съедает, а он не сопротивляется. Здесь приятно гулять смотреть под ноги, останавливаться возле стен с дырами от времени. Не то чтобы очень красиво, но какая-то своя эстетика есть.
Форт начали строить в 1869 году для защиты входа в канал. Кроме него пролив охраняют крепость Пиллау, форты Штиле и Восточный. Было еще три люнета дальше по каналу. В одном из люнетов теперь музей, о котором мы говорили выше.

Пляжи на Балтийской косе такие же песчаные и бесконечные как на Куршской. Если хотите искупаться, то лучше это делать в районе форта. Чуть в стороне есть спасательная станция – это самое безопасное место для купания. В море бывают сильные отбойные течения и спасатель в случае чего среагирует.

Недалеко от форта начинается западный мол – узкая насыпь вдающаяся в Балтийское море. По нему можно прогуляться и дойти до створного знака. Раньше этот знак работал на РИТЭГе, говорят, что теперь его там нет, а когда был, конструкция не пропускала радиацию наружу. Но кто его знает, что там на самом деле.
На моле бывает сильный ветер. Когда я туда ходил, сдувало с ног, хотя на самой косе ветер так не ощущался.
Артиллерийские батареи Лемберг – настоящий немецкий подземный бункер с выходом к морю
По времени займет 15-20 минут.
На берегу моря вы найдете 4 капонира для орудий, между которыми сохранились 2 бункера для личного состава и хранения боеприпасов. Кроме этого есть еще несколько подземных и наземных сооружений: бункер целеуказания, столовая, электростанция, арестантский бункер. Всего тут было 25 помещений. Батарею обслуживали около 150 человек.
Батарея прикрывала аэродром Нойтиф с севера и была запасным командным пунктом. Теперь ее постепенно заносит песком, некоторые конструкции уже сползли с дюны к морю.
На машине сюда доедете быстро, пешком от парома уже будет далеко, но тоже возможно. Батареи заброшены, но все безопасно, можно взять детей.
Во время войны здесь стояли зенитные орудия 10.5 cm FlaK 38, калибром 105 мм.
Батарея была полностью автономной. Во время штурма Балтийской косы в 1945 году, она продержалась на двое суток дольше остальных укреплений.
Ржавый город – арт пространство и самый западный бар в России
Это вселенная Безумного Макса в старых заброшенных оружейных складах. Сложно дать точное определение этому месту – некое арт-пространство для самовыражения под открытым небом. С одной стороны, Ржавый город контрастирует с военной атмосферой косы, но с другой дополняет реальность, где все давно заброшено. Он похож на бар «100 рентген» – место, куда сталкер может зайти и отдохнуть.


Постапокалипчитеская обстановка со скульптурами из хлама можно оценивать по разному, но заглянуть сюда стоит хотя бы для того, чтобы выпить в Ржавом баре – самом западном баре России.
Самое яркое событие в Ржавом городе – фестиваль постапокалипсиса Ржавый дракон. Это погружение в мир игр и фильмов типа Фоллаута и Безумного Макса. Во время фестиваля Ржавый город оживает, наполняясь племенами, торговцами, артистами и бродягами.
Когда будет следующий фестиваль, смотрите в группе Ржавого дракона в ВК
Советский запасной командный пункт – еще один подземный бункер
Время на осмотр – 10 минут. Он заброшен, безопасен и загажен. Вы найдете его у западного торца ВПП аэродрома Нойтиф. На карте выше есть метка.
Прогуляться интересно, но берегите голову.
Дальше командного пункта не ездите. Там будет военная часть, за которой начинается приграничная зона. Без калининградской прописки туда нельзя, да и военные не очень любят посетителей на этой территории. Прописку могут и не проверить, но рисковать не стоит.
Аэродром Коса (Нойтиф) – самый большой объект на Балтийской косе
Это единственный в России сохранившийся военный немецкий аэродром – огромный кусок истории. Следы боев до сих пор кое-где видны. Удобнее всего осматривать его на велосипеде, но и пешком можно многое увидеть.
Велопрокат есть в Балтийске около парома.

Взлетная полоса длиной 2 км
По взлетной полосе можно хорошо разогнаться на машине, и многие местные так и делают, но она не вся ровная. Без разведки не гоняйте. Если захотите положить стрелку спидометра на правый бок, сначала прокатитесь, посмотрите, где начинается неровный участок.
Кладбище кораблей
В западной части гидрогавани стоят два брошенных минных тральщика 70-х годов. На них можно залезть. Ходить безопасно – ничего нигде не проваливается, ржавый металл не торчит.
Тут же начинаются ангары аэродрома.
Ангары аэродрома Нойтиф и гавань для гидросамолетов
Вдоль гавани стоят огромные самолетные ангары с зенитными позициями в виде башен. На одну из них можно подняться. Вы ее легко найдете. Сверху сумасшедший вид на залив. Но ограждения там нет, если боитесь высоты – лучше не лазить.
Что это за аэродром
Аэродром построили немцы в 1939 году для базирования гидросамолетов и самолетов с колесным шасси.
В 1945 достался СССР практически в целом состоянии. Его продолжили использовать по прямому назначению.
Начиная с 50-х годов на аэродроме базировалась советская противолодочная авиация. Одну из ВПП увеличили до 2 км, уложив еще 500 метров покрытия. При этом вторую, более короткую полосу перестали использовать и она постепенно заросла.

Именно на этом аэродроме 33 года отслужил Бе-12, который теперь стоит в Музее Океана в Калининграде. Единственный сохранившийся самолет 49-й отдельной противолодочной авиаэскадрильи Балтийского флота.
В 1995 году все воинские части вывели, аэродром забросили. Бе-12 перегнали в аэропорт Храброво. Там он стоял до 2015, когда его перевезли на набережную к Музею Океана.
На этом все. После изучения аэродрома можно возвращаться к парому.
Когда лучше ехать, если не любите толпы и хотите попасть в хорошую погоду
Лазить по заброшкам интересно в любое время. Пляжный сезон, конечно только летом. Балтийское море холодное.
Погода на Балтийской косе подходит для прогулок почти круглый год. Тут хорошо даже в зимние морозы.
Не стоит планировать поездку в марте, апреле и начале мая – в это время бывает сильный холодный ветер с Балтики. Гулять будет неприятно.
Балтийская коса – не для всех. Она не старается понравиться. У нее нет «туристического бренда», нет современного ландшафтного парка. Тут скамеек-то почти нет.
Но если вам вдруг захочется воспоминаний о чужом прошлом, запаха сосен и ржавого забвения – вы будете знать, куда ехать. Туда, где все осталось как было.