Мы любим истории о путешествиях. Расскажите как съездили и мы опубликуем вашу историю на Dorogi-ne-dorogi.ru

Музей Океана в Калининграде – почему сюда стоит зайти (и не раз)

Калининград

В современном Калининграде есть интересные туристические места, которые появились здесь именно в советский период. Самое заметное и масштабное из них – это Музей Океана в Калининграде – крупнейший в России среди себе подобных.

Здесь будет интересно всем – от школьника до доктора наук. В музее есть много интересных и уникальных экспонатов.

График работы музея

У Музея Океана много экспозиций и каждая работает по собственному расписанию, которое иногда меняется. На сайте музея есть удобная таблица из которой видно, что и когда работает: world-ocean.ru

Не все объекты из этой таблицы находятся на набережной около музея. Некоторые даже не в Калининграде.

Объекты за территорией музея:

  • Фридрихсбургские ворота
  • Королевские ворота
  • Выставочный центр Янтарь Холл в Светлогорске
  • Ледокол “Красин” в Санкт-Петербурге

Каждая последняя среда месяца – санитарный день.

Не доступны для посетителей:

  • Плавучий маяк Ирбенский
  • Судно космической связи “Космонавт Виктор Пацаев”
  • Гидросамолет Бе-12
Музей океана в Калининграде
Подводный исследовательский аппарат Пайсис

На фотографиях советский глубоководный аппарат Pisces (Пайсис), что в переводе с латыни означает Рыбы. Предназначен для морских исследований. Аппарат способен погружаться на глубину до 2000 метров.

Музей океана в Калининграде
Освещение и манипуляторы Пайсиса.
Музей Океана в Калининграде – почему сюда стоит зайти (и не раз)
bell

Основные выставки

Калининградский музей океана
Пришвартованные ялы. Внутри лежат мачты и весла. Похоже, что на них кто-то ходит.

Калининградский музей океана занимает целую набережную, на которой построены несколько корпусов. Корабли около набережной тоже относятся к музею.

Когда приходите в Музей Океана, вам нужно решить, что вы хотите посмотреть. Чуть ниже в статье есть описания объектов, это поможет вам сориентироваться. Возможно, вы захотите увидеть всё, тогда нужно будет выделить на посещение почти весь день.

Главный корпус

Музей океана в Калининграде
Здание музея. В левой части фотографии шлюпка с Крузенштерна. Белые шары – иллюстрация того как изменяется объем на разных глубинах.
Музей океана в Калининграде
Вид на здание музея из небольшого скверика напротив.

Описание:

В главном корпусе вы увидите аквариумы с морскими рыбами. Кроме того здесь выставлена коллекция морских организмов – кораллов, моллюсков, членистоногих и их раковин.

Что интересного:

Экспозиция не очень большая. всего 29 аквариумов в коридоре и так называемом “Голубом зале”. Всё сделано в современном стиле.

История:

Корпус построен в 2003 году. Это не самый первый выставочный зал в музее. Главный корпус строили рядом с уже открытым для посетителей судном “Витязь”.

Кроме выставок на втором этаже главного корпуса есть конференц зал, в котором проводят всяческие собрания.

СРТ-129 Рыболовное судно

СРТ-129
Судно СРТ-129. Его хорошо видно с моста через Преголю.
СРТ-129
Схема СРТ-129

Описание:

Это промысловый траулер построенный в Германии. В Советский союз он попал в счёт репарации после войны. Судно ходило на промысел сельди в Северной Атлантике.

На борту траулера находится экспозиция посвящённая рыболовному промыслу России, а также самому судну.

Что интересного:

Да, это самое обычное советское рыболовное судно. Таких во все времена были тысячи по всем океанам. Однако, часто ли вы бывали на самом обычном рыболовецком судне? Тем они и отличаются от других судов, что музеев из них не делают, а списывают на металлолом. Так что у вас уникальный шанс – нигде в России таких судов больше нет.

История:

Точная дата спуска на воду не известна. Приблизительно 50-е годы двадцатого века. Строили в тогдашней ГДР – без особых требований и изысков.

На СРТ-129 и ему подобных кроме главного двигателя использовали еще и паруса  с  для увеличения скорости хода.

ТХ траулера СРТ-129:

  • Грузоподъёмность 110 тонн
  • Водоизмещение 410 тонн
  • Экипаж 26 человек
  • Скорость хода 9 узлов
  • Мощность двигателя 300 л.с.
  • Автономность по топливу 5 суток или 8140 морских миль.

СРТ-129 чуть не погибло в пожаре в 2009 году, но благодаря пожарным судно уцелело.

“Витязь” – научно-исследовательское судно

Корабль-музей, на его палубах расположена экспозиция посвящённая изучению мирового океана. Судно большое, вы пройдёте от нижней палубы до мостика, побываете во многих отсеках и каютах. Вы узнаете как происходило исследование океана в 20-м веке (да и сейчас наверно примерно так же) и как устроено научно-исследовательское судно.

Калининградский музей океана
Исследовательское судно Витязь стоит напротив стеклянного здания музея.

Читайте также: Где лучше остановиться в центре Калининграда. Подборка хороших и недорогих вариантов.

Описание:

“Витязь” – это своеобразный исток калининградского музея Мирового океана – отсюда всё начиналось. Именно оно приняло первых посетителей 1994 году.

По времени экскурсия займёт от часа до двух – смотря насколько подробно всё изучать. На это судно сходить стоит, тут есть что посмотреть и в плане расширения кругозора тоже полезно.

Калининградский музей океана
Внутри Витязя интересный музей. Советую сходить.

Что интересного:

Интересно само судно и его устройство. На борту вы увидите всё: машинное отделение, каюты разных членов экипажа, рулевую рубку и пр. Узнаете в каких условиях жили исследователи океана и чем занимались.

В экспозиции есть мумифицированные глубоководные рыбы, которых редко кому удаёся увидеть живьём. На фотографии глубоководный аппарат Пайсис – 7 (СССР).

Калининградский музей океана
Снова Пайсис

История:

“Витязь” построили в Германии в Бремерхафене в 1939 году как грузопассажирский теплоход. Тогда ему присвоили имя “Марс”. Корабль должен был работать на рейсах в Италию и Португалию, но из-за начала Второй Мировой войны его быстро переоборудовали в военно-транспортное судно.

Интересно, что в 1945-м году Марс эвакуировал беженцев из восточной Пруссии.

После окончания войны судно перешло к англичанам, а через год попало в СССР. За это время оно трижды сменило имя: первый раз на “Мощь Империи”, потом на “Экватор”, и наконец на «Адмирал Макаров».

“Витязем” судно стало в 1949 году, когда его переоборудовали в научно-исследовательское судно Академии наук СССР.

Космонавт Виктор Пацаев – научно-исследовательское судно

Внутрь пока не попасть.

Судно Космонавт Виктор Пацаев
Судно Космонавт Виктор Пацаев – ранее действующая станция связи с космонавтами на орбите.

Стоит сразу за Витязем. Несколько лет назад на судно были экскурсии, теперь оно закрыто. Оно стояло на балансе Роскосмоса и использовалось по прямому назначению для связи с МКС. В 2017 году Роскосмос его с баланса снял, а в конце декабря 2021 передал Калининградской области.

Интересный факт: судно Виктор Пацаев строили как простой лесовоз, но спустя 10 лет после спуска на воду переоборудовали в научно-исследовательское судно.

Судно Космонавт Виктор Пацаев
Вид с кормы. Хорошо видны огромные антенны.

Описание:

Основная отличительная особенность этого судна – огромная параболическая антенна в виде ромашки. Это антенна космической связи.

Что интересного:

Уникальность его в том, что на судне до 2017 года на нем проходили сеансы связи с МКС, то есть оно выполняло своё прямое назначение. При том, что “Пацаев” – единственное судно из всей космической флотилии, которое дошло до наших дней.

История:

Можно сказать, что это судно сделало настоящую карьеру от простого лесовоза с именем “Семён Косинов” (в честь героя СССР, лейтенанта авиации Семёна Кирилловича Косинова, погибшего в 1941 году) до судна космической связи с именем “Виктор Пацаев”.

Спущено на воду в 1968 году в Ленинграде. Из одиннадцати судов космической флотилии осталось одно единственное.

Кто такой Виктор Пацаев

Как уже стало ясно из названия судна Виктор Пацаев – это космонавт. К сожалению, он трагически погиб во время возвращения на Землю в спускаемом аппарате корабля Союз-11, герой Советского Союза, первый космонавт-астроном.

Павильон военно-морского центра Куб воды

Куб воды” – это новый корпус музея океана и первый объект нового музейного центра “Планета Океан” (стройка идёт около СРТ-129). Внутри павильона расположен выставочный зал и кафе. Из названия понятно, что выставка рассказывает о мореплавании с точки зрения военных.

Музей океана в Калининграде
Амфибия Бе-12
Рубка подлодки С357
Рубка подводной лодки. Ее со стороны реки не видно.

Много экспонатов выставлено вокруг павильона, в частности за ним установлена рубка дизельной подводной лодки. Доступ к ним свободный.

Музей океана в Калининграде
Рядом с рубкой выставка палубного вооружения. К ним проход свободный – стоят на улице.

Куб – самое современное здание как в плане времени постройки (2014 год), так и в плане технического оснащения. Приятно, что в музее заботятся о людях с ограниченными возможностями – в здании сделано всё необходимое, чтобы обеспечить им лёгкий доступ внутрь.

Подводная лодка Б-413

Подводная лодка в Калининграде
Подводная лодка Б-413. Кроме Витязя интересно сходить еще и на нее.

Всем, кто мужского пола или интересуется военной техникой, советую там побывать. Это настоящая дизельная подводная лодка периода СССР. В отличие от аналогичной подлодки в Вытегре, эта сохранена в первоначальном виде. Субмарину спустили на воду в 1968 году в Ленинграде.

Уже несколько лет подряд подводная лодка Б-413 на разных позициях присутствует в рейтинге 10-и самых интересных музеев России по версии Tripadvizor.

*рейтинг составляется на основе реальных отзывов посетителей.

Последним местом службы Б-413 был Кронштадт, откуда в 1999 году она прибыла в Калининград, чтобы стать музейным экспонатом.

Морской Кёнигсберг – Калининград

Это выставка посвящённая морской истории Кёнигсберга. Главный экспонат – остов деревянного судна 19-го века, найденный в карьере Янтарного комбината. Экспозиция совсем маленькая – занимает всего один этаж, на втором фотовыставка.

Пакгауз

График работы: каждый день с 10:00 до 18:00. Выходной день – вторник.

Скамейка Канта
Скамейка Канта рядом с Пакгаузом.

В Пакгаузе периодически проходят различные выставки. Это просто выставочный зал, который используют по необходимости.

Пакгауз в переводе с немецкого – дом для мешков, то есть склад. Здание склада восстановлено в 2007 году на месте портовых складов на набережной реки Прегель. Во время ВОВ здесь всё было разрушено.

На фотографии скамейка Канта рядом с павильоном Пакгауз. Кроме неё там есть небольшой фонтан с лавочками вокруг. Большой плюс музея Мирового Океана в том, что много интересных объектов выставлено на территории, куда вход бесплатный.

Фотосъёмка на территории музея бесплатная. На экспозициях по-разному, уточняйте в кассе.

Гидросамолёт Бе-12

Самолёт предназначался для обнаружения и уничтожения подводных лодок. Дальность боевого применения 600 километров от аэродрома.

В силуэте самолёта привлекает внимание выдающийся вперёд нос – это антенна радиолокационного обнаружения. Такая же есть в хвосте самолёта. Они вынесены за пределы фюзеляжа для снижения уровня помех.

Если загляните под брюхо самолёта, то увидите там створки люка для боеприпасов. Там размещались торпеды и глубинные бомбы.

Читайте также: Что посмотреть в Калининграде за 3 дня

В настоящее время самолёты Бе-12 стоят на вооружении российской и украинской армий. Борт, который стоит в музее попал бы на утилизацию вместе с себе подобными, но руководство музея Мирового океана договорилось с министерством обороны и самолёт остался цел.

Интересный факт: на самолётах данного типа установлено 46 мировых рекордов. В том числе достиг скорости 596 км/ч на 100 километровом отрезке и поднялся на высоту 12185 метров.

ТТХ самолёта Бе – 12:

Бе-12 в Калининграде
Снова Бе-12

  • Мощность, л.с.: 2 х 5180
  • Взлетная масса, кг: 36000
  • Масса пустого, кг: 24000
  • Масса боевой нагрузки, кг: 3000
  • Максимальная скорость, км/ч: 550
  • Взлетная скорость, км/ч: 210
  • Практический потолок, м: 12100
  • Максимальная дальность полета, км: 4000
  • Тактический радиус действия км: 600—650

Кстати, название Бе-12 происходит от фамилии главного конструктора Георгия Михайловича Бериева.

Как найти Музей Океана

Музей расположен в Калининграде на набережной Петра Великого. Найти музей очень просто – его видно с эстакады Ленинского проспекта, там, где она проходит над островом Кнайпхоф (Канта). Корабли у набережной – это и есть экспонаты музея.

На машине к Музею Океана удобно подъехать по улице Маршала Баграмяна.

На общественном транспорте добраться просто – садитесь на любой автобус, который идёт по Ленинскому или Московскому проспектам.

Что в итоге

По-нашему мнению, самые интересные объекты в музее это подводная лодка Б-413 и судно “Витязь”.

Кроме того, интересно погулять по территории и посмотреть на экспонаты, выставленные на улице: рубка подводной лодки, мины, торпеды, батискафы и другие интересные вещи. Около Пакгауза обратите внимание на “Скамейку Канта” – место где все фотографируются. “Космонавт Виктор Пацаев” как музейный экспонат не особо интересен. Возможно, когда он окончательно станет музеем, всё изменится, но пока можно ограничиться осмотром снаружи.

Калининградский музей океана
Морские мины. Не понял почему они ярко окрашены. Я думал, что они должны быть не заметны в воде. Может учебные?

По времени музей Океана займёт минимум полдня, если идти только на подводную лодку и Витязя (программа минимум). Если хотите посмотреть там всё, то можно не уложиться и за день.

Советуем в один не пытаться совместить посещение музея с объектами, которые находятся за его территорией. Я имею ввиду Фридрихсбургские и Королевские ворота – не удобно. На ворота лучше посмотреть в другой день.

В главном корпусе и в павильоне “Куб воды”, на первом этаже есть небольшое кафе – там можно перекусить. В хорошую погоду расположитесь за одним из столиков на улице, они скрываются под навесом раскидистых деревьев.

Вот пожалуй и всё, что полезно знать про Музей Океана в Калининграде и его экспонаты. Хороших вам путешествий.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Dorogi-ne-dorogi.ru
Добавить комментарий