Маршрут по Балтийской косе – куда залезать и что посмотреть

До середины 90-х эта территория была закрытой. Теперь на Балтийской косе можно гулять, фотографироваться на форте, искать старые подземные бункеры, посмотреть вдаль с южного молла и покататься на велосипеде по заброшенному аэродрому.

Эту статью мне помог написать
Женяй Огонь
Самый нестандартный гид по Калининграду и области
Более 15-и лет исследует самый западный регион России. Побывал во всех интересных и труднодоступных местах Калининградской области и видел ее изнанку.

Как добраться на Балтийскую косу

Садитесь на автобус до Балтийска, а там на пароме переправитесь на косу. Поезда из Калининграда в Балтийск ежедневно ходят только летом, зимой через день. На любом транспорте ехать час – полтора. 

Расписание из Калининграда в Балтийск:

Паром из Балтийска ходит каждые 2 часа, через пролив идет около 10 минут. Его отменяют в сильный дождь, туман или шторм. Летом по выходным на паром бывают очереди из машин. Без машины переправиться проще. Но на машине можно собрать больше интересных мест.

Паром Вистула – переправа между Балтийском и Балтийской косой
Паром Вистула – переправа между Балтийском и Балтийской косой / фото автора

На паром сажают по паспорту РФ. Его проверяют не всегда, но лучше не рисковать и взять его с собой.

Переправа машины стоит 700 руб., без машины – 70 руб. в обе стороны.

Еще есть вариант переправиться на катере. Стоит это 100 руб. в одну сторону. Катера вы найдете тут же около парома, точнее они вас сами найдут.

В Калининградской области две косы: на запад идет Балтийская коса, на восток – знаменитая Куршская с дюнами и танцующим лесом. По ссылке откроется статья про то как туда добраться и что смотреть.

Карта Балтийской косы – что смотреть и как это найти

Как только сошли с парома, идите в музей Старый люнет. Он недалеко.

Старый люнет – первое, что стоит посетить на косе

Время на посещение – 1 час.

Здесь вы погрузитесь в исторический контекст Балтийской косы. У работников музея можно спросить куда пойти и как найти интересующие места.

Самый интересный экспонат музея – детали «Энигмы» – той самой немецкой шифровальной машины. Говорят, что расшифровка ее кода повлияла на ход всей войны.

Из советского прошлого тут есть дозатор водки 1952 года выпуска. Это полностью механическое устройство, которое умеет точно дозировать количество жидкости. Дозатор использовали в общественных заведениях, чтобы избежать недолива или перелива.

Старый люнет создали местные жители, которые занимаются сохранением Балтийской косы.

Поселок на Балтийской косе – на доме видны следы боев
Поселок на Балтийской косе – на доме видны следы боев / фото автора

Форт Западный – красивый дикий парк среди руин

Он тут же, рядом с паромом, пешком легко дойдете. Форт лежит в руинах на ровном песчаном берегу моря, которое постепенно его съедает. Место очень живописное. Здесь приятно и интересно гулять и фотографироваться, изучая останки форта.

Форт начали строить в 1869 году для защиты входа в канал. Кроме него пролив охраняют крепость Пиллау, форты Штиле и Восточный. Было еще три люнета дальше по каналу. В одном из люнетов теперь музей, о котором мы говорили выше.

Схема форта Западный
На схеме видно, что от форта Западный осталась примерно половина. / Схема форта наложена на снимок от Яндекса.

Пляжи на Балтийской косе такие же песчаные и бесконечные как на Куршской. Если хотите искупаться, то лучше это делать в районе форта. Чуть в стороне есть спасательная станция – это самое безопасное место для купания. В море бывают сильные отбойные течения и спасатель в случае чего среагирует.

Вид с западного молла на форт Западный
Вид с западного молла на форт Западный / фото автора

Недалеко от форта начинается западный мол – узкая насыпь вдающаяся в Балтийское море. По нему можно прогуляться и дойти до створного знака. Имейте ввиду, что раньше этот знак работал на РИТЭГе, говорят, что теперь его там нет, а когда был, конструкция не пропускала радиацию наружу. Но кто его знает, что там на самом деле.

На моле бывает сильный ветер. Когда я туда ходил, сдувало с ног, хотя на самой косе ветер так не ощущался.

Артиллерийские батареи Лемберг – настоящий немецкий подземный бункер с выходом к морю

По времени займет 15-20 минут.

На берегу моря вы найдете 4 капонира для орудий, между которыми сохранились 2 бункера для личного состава и хранения боеприпасов. Кроме этого есть еще несколько подземных и наземных сооружений: бункер целеуказания, столовая, электростанция, арестантский бункер. Всего тут было 25 помещений. Батарею обслуживали около 150 человек.

Батарея прикрывала аэродром Нойтиф с севера и была запасным командным пунктом. Теперь ее постепенно заносит песком, некоторые конструкции уже сползли с дюны к морю.

На машине сюда доедете быстро, пешком от парома уже будет далеко, но тоже возможно. Батареи заброшены, но все безопасно, можно взять детей.

Ржавый город – арт пространство и самый западный бар в России

Это вселенная Безумного Макса в старых заброшенных оружейных складах. Сложно дать точное определение этому месту – некое арт-пространство для самовыражения под открытым небом. С одной стороны, Ржавый город контрастирует с военной атмосферой косы, но с другой дополняет реальность, где все давно заброшено. Он похож на бар «100 рентген» – место, куда сталкер может зайти и отдохнуть.

Ржавый город на Балтийской косе
Ржавый город / фото сообщества Ржавого города в ВК

Постапокалипчитеская обстановка со скульптурами из хлама можно оценивать по разному, но заглянуть сюда стоит хотя бы для того, чтобы выпить в Ржавом баре – самом западном баре России.

Самое яркое событие в Ржавом городе – фестиваль постапокалипсиса Ржавый дракон. Это погружение в мир игр и фильмов типа Фоллаута и Безумного Макса. Во время фестиваля Ржавый город оживает, наполняясь племенами, торговцами, артистами и бродягами.

Когда будет следующий фестиваль, смотрите в группе Ржавого дракона в ВК

Советский запасной командный пункт – еще один подземный бункер

Время на осмотр – 10 минут. Он заброшен, безопасен и загажен. Вы найдете его у западного торца ВПП аэродрома Нойтиф. На карте выше есть метка.

Прогуляться интересно, но берегите голову. 

Дальше командного пункта не ездите. Там будет военная часть, за которой начинается приграничная зона. Без калининградской прописки туда нельзя, да и военные не очень любят посетителей на этой территории. Прописку могут и не проверить, но рисковать не стоит.

Аэродром Коса (Нойтиф) – самый большой объект на Балтийской косе

Это единственный в России сохранившийся военный немецкий аэродром – огромный кусок истории, хорошая локация для фотографий любителей заброшек. Следы боев до сих пор кое-где видны. Удобнее всего осматривать его на велосипеде, но и пешком можно многое увидеть.

Велопрокат есть в Балтийске около парома.

Ангары Аэродрома Нойтиф
Эти ангары сейчас уже распилены на металл / фото Женяй Огонь

Взлетная полоса длиной 2 км

По взлетной полосе можно хорошо разогнаться на машине, и многие местные так и делают, но она не вся ровная. Без разведки не гоняйте. Если захотите положить стрелку спидометра на правый бок, сначала прокатитесь, посмотрите, где начинается неровный участок.

Кладбище кораблей

В западной части гидрогавани стоят два брошенных минных тральщика 70-х годов. На них можно залезть. Ходить безопасно – ничего нигде не проваливается, ржавый металл не торчит.

Тут же начинаются ангары аэродрома.

Ангары аэродрома Нойтиф и гавань для гидросамолетов

Вдоль гавани стоят огромные самолетные ангары с зенитными позициями в виде башен. На одну из них можно подняться. Вы ее легко найдете. Сверху сумасшедший вид на залив. Но ограждения там нет, если боитесь высоты – лучше не лазить.

На этом все. После изучения аэродрома можно возвращаться к парому.

Когда лучше ехать

Лазить по заброшкам интересно в любое время. Пляжный сезон, конечно только летом. Балтийское море холодное.

Погода на Балтийской косе подходит для прогулок почти круглый год. Тут хорошо даже в зимние морозы.

Не стоит планировать поездку в марте, апреле и начале мая – в это время бывает сильный холодный ветер с Балтики. Гулять будет неприятно.

Тонкости путешествия в Калининградскую область, секретные места и советы от местных жителей в нашем большом путеводителе

Сергей Махлов

Редактор и автор сайта Dorogi-ne-dorogi.ru. Специалист по медленным, вдумчивым и даже въедливым путешествиям. В европейской части России побывал везде от Баренцева до Черного моря. Год путешествовал по Средней Азии на машине, проехал весь Казахстан от Актау до Алматы, Кыргызстан с запада на восток по горным дорогам и Узбекистан от Ташкента до Бухары. На поезде путешествовал по Франции с севера на юг, подробно изучил Великобританию, Прибалтику. Облазил всю Калининградскую область.

Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Dorogi-ne-dorogi.ru
Добавить комментарий