В начале 2020 года, когда началась пандемия, мы купили прицеп-дачу (караван) для наших путешествий. В статье я расскажу о том, какой прицеп мы выбрали, удобно ли с ним путешествовать по России, какие возникали проблемы и почему уже через 2 года мы его продали.
Сразу скажу, что если у вас есть сомнения стоит ли покупать прицеп-дачу или автодом для путешествий по России, то я считаю, что попробовать стоит. Это интересно, но нужно быть готовым к некоторым моментам.
Какой прицеп мы выбрали и почему
Мы выбрали легендарный прицеп-дачу Niewiadow N126n (Невядов).
Это стеклопластиковый прицеп из Польши, который начали выпускать еще в 1966 году и продолжают делать до сих пор. Они почти неубиваемые, потому что корпус не гниет, если не хранить на ярком солнце, а в случае аварии можно отремонтировать стеклопластиком.
Невядов весит около 600 кг, что меньше 750 кг, поэтому дополнительные права на них не нужны (Статья 25, 196-ФЗ).
С одной стороны прицеп маленький, но мы выбирали альтернативу палатке, а не квартире. К тому же мы никогда раньше не ездили с прицепом и цеплять сразу огромный дом на хвост не хотелось. А с маленьким удобно: хранить в огороде, ехать задним ходом. И у него нет огромных свесов, что позволяет заезжать с ним почти везде, куда проедет машина.
У Невядова есть и другие модели, но именно эта позволяет стоять в полный рост не поднимая крышу. Мы решили, что для нас это важно.
Другой важный фактор – цена, про нее чуть позже.
Почему не автодом, кемпер, прицеп-капля или накрышная автомобильная палатка
Потому, что автопалатка стоит дорого и вчетвером в нее не влезть, но кое-что мы попробовали.
Советская автопалатка АП-1
До прицепа у нас было палатка АП-1, мы покупали ее за 6000 рублей для поездки в Грузию.
Мы сшили для нее новый тент и матрасики, покрасили, так что по сути это была новая палатка. Она одноместная. В ней спал муж, а мы с ребенком спали в машине внутри. Отопление мы не проводили, это был первый минус, спать в накрышной палатке и в машине было холодно в первомайских поездках. И еще один недостаток – когда кто-то ночью ворочался – качались все.
Это было неприятно. Поэтому мы ее продали сразу после покупки прицепа-дачи.
Почему не прицеп-капля
От этого прицепа мы отказались потому, что кухня у него на улице, а погода бывает разной.
У капли места внутри меньше. В полный рост встать нельзя, только сидеть. По большому счету это палатка в жестком корпусе. К тому же отзывы о надежности самых дешевых моделей были не очень. Корпус прицепа-капли изготовлен из фанеры, а доверия к ней меньше, чем к стеклопластику. Да и по цене она получался не дешевле.
Есть хорошие большие, качественные прицепы в такой конфигурации, но цена на них сравнима с ценой автомобиля.
Почему не автодом
По всем нашим прикидкам это был бы лучший вариант.
Но главный минус – цена автодома выше, чем любого прицепа. Это машина, которую нужно где-то хранить, страховать, ремонтировать и платить налог. Мы рассматривали вариант продать нашу машину, добавить и купить автодом. Но путешествия – лишь часть нашей жизни, в поездки мы ездим несколько раз в год.
Обычная машина нужна нам для повседневных нужд – возить ребенка в сад, ездить в магазин и на дачу. На автодоме это не очень удобно, да и расход у него выше.
Сделать прицеп-дачу самостоятельно
Рассматривали мы и такой вариант, очень вдохновил проект Руслана Внедорожного, который строил прицеп материалами из Леруа Мерлен.
Казалось все реально и не очень дорого. Но когда мы попытались прикинуть проект, посчитали стоимость материалов (считали алюминиевый профиль, деревянный брус решили не использовать из-за большего веса и меньшей надежности), то выходило не так уж дешево и, главное. Мы бы потратили на это очень много времени, а хотелось продолжать развивать наш сайт о путешествиях, который вы сейчас читаете.
Сколько стоил наш Невядов
Наш прицеп был 1991 года выпуска и стоил около 150 тысяч рублей.
За эти деньги он был прекрасен. В нем потрепалась внутренняя обивка и немного рассохся пластик на ручках и небольших деталях, но в остальном, все было хорошо. Предыдущий хозяин сделал перепланировку, чтобы установить туалет. Кухня переехала в хвост, шкаф, холодильник и спальное место остались на своих местах.
В прицепе мы могли спать вчетвером. Спальное место трансформировалось в обеденную группу.
Холодильник мы потом вынули и сняли большинство дверей от шкафов, позже расскажу почему.
Как купили и тонкости оформления
Мы покупали прицеп в Беларуси, в Гродно, у известного многим Виктора. В настоящее время он их не поставляет. Но прицепов Невядов в России уже много, найти можно на Авито, чатах в Whats App и Telegram.
Сейчас на Авито такой прицеп стоит от 300 тысяч.
При выборе мы обращали внимание на окна – нет ли трещин на стеклах, потому что поменять их стоит недешево, большое окно для кемпера может стоить около 30 тысяч руб. Также мы смотрели на целостность корпуса.
В нашем прицепе была небольшая пробоина на дне с краю, но ее отремонтировал стеклопластиком предыдущий хозяин. У Виктора также можно было заказать новую внутреннюю обивку (вырезанные куски обивки с поролоном, которые надо было только приклеить) и пластиковые детали – вроде ручек и разных креплений. Пакет новых деталей стоил нам около 4 тысяч, мы заменили все рассохшиеся элементы.
Прицеп нам привезли к дому на небольшом автовозе, доставка стоила около 20 тысяч рублей.
Прицеп уже был растаможен и имел российские номера. Регистрация в ГИБДД такая же как и для автомобиля.
Сертификация фаркопа
Тягачом для прицепа был наш Hover H5. Это китайский рамный внедорожник. Но в его ОТТС не написано, что есть возможность установки фаркопа. Мы решили не рисковать и оформили изменение в конструкции автомобиля.
Вот по этой инструкции на Drive2 мы регистрировали фаркоп. Регистрация обошлась в 12 тысяч рублей.
Понять предусмотрен фаркоп конструкцией или нет можно по косвенному признаку. Найдите на вашей машине табличку. Там указаны разрешенная масса, масса автомобиля с прицепом, нагрузки на заднюю и переднюю оси. Если буксировка прицепа не предусмотрена производителем, вторая строка будет пропущена. Вы увидите только три значения массы.
Другой способ – спросить в ГИБДД, они проверят по VIN-коду.
Подготовка к первой поездке и доработка прицепа
Мы хотели иметь возможность путешествовать автономно, поэтому установили солнечную панель мощностью 150 Вт и небольшой аккумулятор. Этого хватало чтобы работать удаленно с ноутбуком, заряжать гаджеты и освещать прицеп и площадку вокруг.
Заказывали:
- Солнечный модуль (панель) ФСМ-150П (150 Ватт)
- Контроллер заряда Epsolar LS 1024E
- Кабель для солнечных панелей 2х4 мм (5 метров)
- Коннектор для солнечных панелей МС4
Панель на крышу крепилась через алюминиевый профиль на кровельные саморезы с герметиком.
Чтобы вывести кабель на крышу, на Авито купили вот такой ввод, напечатанный на 3D-принтере:
Поскольку нас уже было трое и мы ждали прибавления, нам нужно было 4 спальных места. В прицепе на момент покупки их было 2.
Мы не стали ничего достраивать, просто на ночь подставляли ступеньку в проход у кровати, клали на нее поролоновую подушку от дивана, которая хорошо распиралась между шкафчиками. Ступенька – это небольшая табуретка, которую мы использовали в качестве ступеньки для входа в прицеп. Так получалось 4 спальных места. По краям спали дети, а в середине взрослые, ноги как раз лежали на поролоновом матике. Было удобно.
Такой вариант возможен только с детьми ниже 130 см ростом. Четверо взрослых так не поместятся.
Это все основные доработки.
После первой поездки мы сняли холодильник, так как он работал только от 220В. Инвертор у нас был, но на запуск его мощности не хватало. Холодильник был не автомобильный, а обычный, но очень маленький и хорошо вписан во внутреннее пространство. После первой же поездки по Тверской области он выпрыгнул в проход, это нас сильно напрягло, потому что он был тяжелый и мог что-то разрушить.
Кстати, инвертор использовали вот этот.
Во время первой поездки отвалились некоторые крепления у дверей шкафа. Все таки фанера с 1991 года немного поизносилась и уже не так крепко держала саморезы. Мы решили что удобнее вовсе снять некоторые дверцы и заменить на шторки из ПВХ подходящего цвета.
Также после первой поездки мы установили камеру заднего вида в прицеп и дополнительный монитор в машину. Соединялись они просто по кабелю. С ней гораздо приятнее двигаться задним ходом и просто ехать по трассе. Прицеп прилично загораживает обзор, а на экране видно, что твориться сзади.
Ширины стандартных зеркал хватало только-только, чтобы видеть вдоль борта прицепа. Но дополнительные широкие зеркала на машину мы не устанавливали.
Как это – жить в прицепе. Опыт путешествий с жилым прицепом
Жить в прицепе офигенно.
Вывод мы сделали такой – с прицепом трудно ехать по дорогам, зато жить в нем очень здорово. По крайней мере пару недель, больше – не факт. По-моему, лучший вариант путешествия с прицепом – доехать куда-то по идеальной трассе и остаться там на несколько дней. Часто переезжать с ним проблематично, потому что вещи во время поездки лучше упаковать в сумки и убрать их в машину. Если одежду можно не убирать, то вот тяжелые вещи будут громыхать, подпрыгивать и вываливаться.
Почему с прицепом трудно ездить и другие недостатки прицепа-дачи
В России не идеальные дороги.
На ямах, лежачих полицейских и неровностях от прицепа ощущаются толчки на машину. К тому же скорость езды с прицепом ниже, чем без него. Мы ехали 60-80 км/час по трассе.
У нашего Невядова была старая резино-жгутовая подвеска. В начале мы думали, что именно это причина наших неудобств во время езды. Поменяли подвеску на новую – рессорную. При этом удалось сохранить тормоз наката, хотя нам говорили, что так не получится.
Меняли подвеску в мастерской в городе Иваново, которую никому советовать не буду, потому что меняли рессоры нам больше полугода и сделали только после письма в прокуратуру, буквально за неделю. Стоило это 35 тысяч рублей.
Ехать стало заметно легче, но все равно не расслабишься, всю дорогу сидишь в напряжении.
К тому же останавливаться приходилось только в кемпингах или проверенных местах. Просто так в лесок не заедешь, нужно быть уверенным в дороге. В том плане, что прицеп туда пролезет, и сможет там развернуться. Однажды пришлось несколько сотен метров ехать задним ходом до места, где можно развернуться.
Небольшой лайфхак для тех, кто не ездил с прицепом. Не обязательно разворачиваться в сцепке. Можно отцепить прицеп, развернуться и объехать его. А сам прицеп разворачивать руками. Невядов не тяжелый и на ровном участке это не сложно сделать одному. Если не получается, подцепите прицеп тросом за дышло к машине и разверните машиной. Но тут надо делать аккуратно.
Еще у нас были трудности с местом постоянной стоянки.
Мы ставили прицеп во двор дома в деревне, где жили постоянно. Но это был родительский дом, туда часто приезжали родственники и из-за прицепа не хватало места для парковки других машин. Это напрягало. Да и выезжать оттуда было неудобно – заезд во двор перпендикулярно дороге, а на парковке насыпан гравий. Как оказалось по нему трудно ехать с прицепом задом. Срабатывает тормоз наката. Чтобы припарковать прицеп требовалось минут 30-40.
Езда задним ходом – отдельная история.
По-началу ничего не получается. Потому, что руль нужно крутить не как обычно, а в другую сторону. То есть, чтобы повернуть прицеп вправо, руль нужно поворачивать сначала влево, а потом, когда сцепка начнет складываться, поворачивать вправо. При этом еще надо прицепом попасть в нужное место, а он почти в 10-и метрах сзади.
Тут должны быть аплодисменты дальнобойщикам.
Но муж научился. Помогли рожки с лампочками для прицепов.
Вот такие:
Купили самые короткие, чтобы сильно не торчали и установили в самый хвост прицепа. Чтобы ехать задом прямо, просто крутишь руль в ту сторону, где горит белый огонек. Если в зеркалах видно два огня, значит едем прямо. Остался только огонек слава – крутим влево, справа – крутим вправо. В темноте особенно удобно. Привычка появляется быстро.
Почему в прицепе приятно жить
Жить в караване настолько же прекрасно, насколько трудно с ним ехать. Мы с детьми просто обожали ночевать в прицепе. Даже когда он стоял во дворе у нас в деревне дети часто просили ночевать не дома, а в прицепе. В нем очень уютно.
Работать из прицепа-дачи тоже неплохо получалось, когда все были на удаленке из-за коронавируса, мы неделю работали из прицепа на турбазе около Горьковского водохранилища. Проблем не возникло.
И с готовкой отпали все вопросы – у нас была полноценная кухня с раковиной и плитой. Ели мы не внутри прицепа, а растягивали палатку, которая шла в комплекте, и ставили стол внутри палатки. И лишь в плохую погоду или во время переездов мы кушали внутри.
Как искать места для ночевки
Мы останавливались только в кемпингах, потому что еще не успели полностью привыкнуть к езде с прицепом. Так нам было легче. Но возможно более опытные водители могли бы останавливаться дикарем.
Хорошее приложение для поиска мест для ночевки – Park4night, конечно оно более популярно в Европе и других странах, но и по России есть точки.
Почему мы продали прицеп
Мы рассчитывали, что будем путешествовать с прицепом очень часто, но на практике выезжали пару раз в год в отпуск.
В выходные ездили на природу всего несколько раз – напрягов и подготовки больше, чем удовольствия. И в итоге, нам стало просто жалко, что он простаивает. Стеклопластик, из которого сделан прицеп, портится, если постоянно находится под палящим солнцем. От снега прицеп тоже желательно чистить.
Мы волновались, что без должного ухода, он будет медленно умирать. И решили его продать. Продали за 340 тысяч рублей, практически сразу. Мы не жалеем, что покупали прицеп-дачу, он принес нам много незабываемых моментов с семьей.
Теперь он радует следующих владельцев.
Классный материал! Всегда мечтала, но не предметно (мы и водить-то не умеем), об автодоме как символе свободы и независимости в передвижениях по планете. А этот честный рассказ помог снять розовые очки ))
Спасибо)). Да, разве что символ. Но попробовать точно стоило.
Толково написано. Сам много лет владею эконом-версией каравана – прицепом-дачей “Скиф М2”, из Саратова ездил на отдых в Крым и на р.Ахтубу дюжину раз, пробежал прицеп полста тысяч, что немало для его “муравейских” колёс. Храню в обычном гараже. Минусы – аскетизм (для привыкших к комфорту), а предпочитающим отдых “дикарями” и в непосредственной близости от прибоя – идеально. Если не боитесь мелких неудобств, хороший способ попробовать караванинг – лайт. Тащить легко любым тягачом (380 кг.)
Мы когда-то тоже на него смотрели. Скиф классный. Он во влажную погожу не промокает?