Привет, меня зовут Ирина. Я расскажу о своем опыте путешествия по Северному Гоа на скутерах. Мы с другом решили отправиться в такую мини-экспедицию, когда устали от обычного пляжного отдыха.
Индия — не та страна, куда стоит ехать для того, чтобы купаться и загорать. Ее прелесть раскрывается в атмосфере. Почувствовать это можно только удалившись от популярных туристических маршрутов.
Мы не ставили перед собой цели посетить как можно больше достопримечательностей. Напротив, хотелось поездить именно по трущобам Индии, самым глухим деревушкам и посмотреть, как и чем там живут обычные люди.
Мы заселились в недорогой отель на окраине поселка Ашвем.
Хозяин отеля по имени Дениш прекрасно говорил по-русски.
Он был дружелюбен и во всем старался помочь постояльцам. У него можно было арендовать скутер, поменять деньги по хорошему курсу и даже попросить отвезти на своей машине куда-то, если нужно.
Главный критерий для отеля в Индии — чистота. Здесь номера были чистые и с необходимыми удобствами.
Посвятив несколько дней пляжному отдыху, мы решили взять в аренду байки на несколько дней и отправиться исследовать Северный Гоа.
Немного об аренде скутеров и мотоциклов в Индии
Взять в аренду скутер или мотоцикл в Индии проще простого.
Для этого понадобятся только права и умение ездить на двухколесном транспорте. К слову, управлять скутером не сложнее, чем велосипедом. От вас не потребуют залог или дополнительные документы, просто запишут ваши данные и спросят, в каком отеле вы остановились.
Аренда мототранспорта, в среднем по штату, стоит 300-350 рупий в сутки (курс рупий и рубля примерно одинаковый). Мы решили прокатиться по Гоа именно на скутерах, потому что они с автоматической коробкой передач и, в целом, проще в управлении.
Байки выдают с полным баком бензина. Вернуть вы его должны тоже заправленным.
В деревнях северного и южного Гоа заправок нет. Они есть на трассах между ними. Бензин можно купить у местных торговцев. Они продают его в пластиковых бутылках прямо у дороги. На заправке выходит чуть дешевле, но до нее нужно доехать, поэтому на заправках мы заливали топливо только по пути.
Движение в Индии
Движение в Индии левостороннее.
Поэтому поначалу будет непривычно. Ты как бы едешь по встречке, но мы быстро привыкли.
Еще одна особенность заключается в манере езды.
Движение в Индии спонтанное. Сигналят постоянно, все и всем, по поводу и без. Чтобы поздороваться, предупредить об обгоне или просто потому, что настроение хорошее. При этом аварий мы за все время не видели. Несмотря на всю хаотичность движения, чувствуешь себя за рулем вполне комфортно.
В Гоа я часто видела молодых женщин на скутерах с маленькими детьми на задних сидениях. Они явно не опасались трафика и спокойно передвигались по деревушкам.
В пределах поселка дорожной полиции нет, поэтому многие ездят без шлемов.
Но выезжая на трассу, обязательно нужно одевать защиту. Индийские ДПСники любят штрафовать туристов без шлемов. Местных пропускают. Мы один раз так попались. Об этом расскажу чуть ниже.
Морджим и окрестности
Один день мы посвятили исследованию небольшого поселения Морджим, который негласно называют русской деревней.
Там действительно живут и отдыхают русскоговорящие туристы. На каждом шагу встречаются вывески на русском языке, да и многие местные неплохо не нем говорят. В этом есть свои плюсы, но есть и минусы. Цены, в среднем, чуть выше, чем в соседних деревушках северного Гоа.
Поселок тянется вдоль главной дороги, по обеим сторонам которой натыканы отели.
По Морджиму удобно перемещаться на байке, не очень удобно на машине, потому что дорога узкая, и совсем неудобно пешком. Тротуара тут не предусмотрено. Общественного транспорта нет. Передвигаться по поселку можно только на такси или на арендованном транспорте.
В Гоа очень много зданий и храмов, которые остались с тех времен, когда Индия была колонией Португалии. Большая часть местных жителей — католики.
Самые известные храмы в окрестностях Морджима — Милагрес и церковь Святого Антония. Архитектура их ничем особым не примечательна, поэтому мы ограничивались только внешним осмотром достопримечательностей.
Пляжи Морджима чистые и малолюдные.
Вдоль пляжной линии тянутся различный шейки (открытые кафе).
Если заказать в одном из них что-либо, можно бесплатно пользоваться лежаками и зонтиками. В среднем, смузи на пляже обойдется в 100-150 рупий, а местный чай Масала со специями и молоком — около 50 рупий. За пределами деревни инфраструктура заканчивается. Пляжи становятся совсем безлюдные.
Чапора и Кандолим
На следующий день мы на наших скутерах решили поехать исследовать южную часть северного Гоа.
Первый раз мы выехали на трассу. Движение там уже менее хаотичное. Дорога привела нас к мосту через реку Чапора. Там мы впервые встретили местную дорожную полицию.
Они останавливают, в основном, туристов.
Полицейский сказал нам, что мы нарушаем правила и ездим без шлемов, поэтому должны заплатить штраф, иначе он конфискует байк. Он взял лист бумаги и написал на нем «1000». Это означало, что он готов закрыть глаза на наше нарушение за 1000 рупий. Мы ответили, что столько денег у нас с собой нет (крупные деньги мы предусмотрительно хранили отдельно). Мой друг даже вывернул на его глазах карманы.
В итоге, мы собрали мелочью около 200 рупий.
Отделались легким испугом и поехали дальше. На другом конце моста нас также остановили и попросили показать права. Тут полицейский придрался к тому, что якобы права должны быть международного образца. Мы объяснили, что нас только что останавливали, и мы уже заплатили штраф. Он вроде понял нас, поверил и отпустил.
По пути мы решили посмотреть на знаменитый Чапора форт.
Чапора форт — военная крепость на берегу моря, построенная португальцами около 300 лет назад.
Со стен крепости неплохой вид на побережье, однако сама она пребывает в запущенном состоянии. Мы не хотели подниматься наверх, переживали за скутеры, так как оставили их на неохраняемой стоянке. Однако увидев, сколько их там стоит, поняли, что переживать не за что.
На подъеме и спуске продают много местных сувениров и вкусные нарезки фруктов в стаканчиках. Стоят они всего 20 рупий.
Дальше мы отправились в сторону Кандолима.
По пути заезжали в самые глухие уголки деревень, чтобы посмотреть, как живут люди. В этих местах нам встречалось много живописных рисовых полей, окруженных пальмами. Периодически спрашивали дорогу у местных жителей, которые не понимали по-английски. Диалог был простым. Мы говорили название населенного пункта или показывали на карте, а они махали руками в том направлении, куда нам нужно было ехать, и улыбались.
Жизнерадостность — характерная черта местных жителей.
Мы видели женщин, которые большими молотами разбивали какую-то породу и потом переносили на спине мешки с этими камнями. Мы здоровались с ними, а они улыбались, смеялись и махали нам в ответ.
По дороге заехали в музей Кализз. Он находится недалеко от Калангута. В нем можно посмотреть на быт гоанцев, их дома и традиционные ремесла.
Когда добрались до Кандолима, было уже поздно.
Мы решили переночевать в местном небольшом отеле, а утром отправиться на север штата. Отель на вид был приличным, но именно в нем я первый раз увидела огромного летающего таракана. Больше назойливой живности за время путешествия нам не встречалось, хотя туристы рассказывали, что иногда по крышам ночью пробегают стайки диких обезьян.
Мандрем и Арамболь
Третий день нашего путешествия мы посвятили северу штата Гоа.
Планировали доехать до Арамболя — места притяжения всех хиппи. По пути останавливались в Мандреме. Там очень красивый и широкий пляж. Во время прилива на нем образуется небольшое мелкое озеро с маленькими крабами и разными ракушками.
Дорога до Арамболя проходит вдоль линии моря и очень живописна. Если будете ездить по Гоа на скутерах, советую сюда съездить.
Небольшие поселения с магазинами и кафе сменялись колоннами пальм и мелких цветущих кустарников у дороги. Порой встречались огромные деревья, увитые лианами.
На пляжах Арамболя постоянно что-то происходит: рыбаки спускают на воду лодки, к туристам пристают уличные торговцы, предлагают почистить уши, демонстративно засовывая палочку тебе в ухо, и даже снимают фильмы.
На закате местные хиппи проводят ритуал прощания с солнцем, жгут костры и устраивают танцы.
Вдоль всего побережья разбросаны десятки местных лавочек, в которых можно найти много интересного. Мастера ювелирного дела продают свои работы, очень большое разнообразие тканей и одежды, специи, настоящий индийский чай, музыкальные инструменты и многое другое.
Русские ребята, которые приезжают на зимовку в Индию, занимаются кто чем может.
Например, в Арамболе мы познакомились с парнем, который покупал оптом на местном рынке маленьких акул, 20 см в длину, делал из них таранку (солил и сушил) и потом продавал поштучно туристам. Каждая такая таранка была у него аккуратно упакована в газетку.
Про пляжи
Мы посетили большинство крупных пляжей северного Гоа. Лучшие из них находятся между Ашвемом и Арамболем.
В этих местах есть вся необходимая инфраструктура, хорошие шейки (открытые кафе), чисто и малолюдно. На южных пляжах, например в Кандолиме, часто можно встретить гуляющих коров и мусор.
После насыщенного дня мы решили переночевать в самом Арамболе.
Вечером мы познакомились с ребятами, которые порекомендовали мини-отель, в котором они сами жили. Он располагался почти на пляже и больше напоминал аскетично обустроенное бунгало. Но для ночевки это был самый оптимальный вариант с охраняемой стоянкой и недорогим кафе неподалеку.
Утром следующего дня мы отправились обратно в Ашвем. К обеду нужно было вернуть байки хозяину. Мы брали их на 3 дня.
Заключение
Аренда двух байков обошлась нам в 2000 рупий. На отели, еду и бензин мы потратили еще около 3000 рупий на двоих. Итого на поездку на скутерах по Гоа нам вышла в 5000 рупий.
Учитывая количество мест, в которых нам удалось побывать, получилось очень бюджетно. Ну, а впечатлений от самостоятельного путешествия по трущобам и деревушкам Индии, конечно, не сравнить с обычными туристическими экскурсиями.