Московское метро перенесет вас в древний Рим, Париж начала XX века, романы Достоевского или даже в будущее. Главное знать, на какой станции выходить. Иностранцы давно раскрыли этот секрет и обязательно спускаются в «подземку» как в музей, чтобы увидеть самые красивые станции московского метро и изумиться дизайнерским решениям. Рассказываем, к каким станциям стоит присмотреться и почему.
Самая красивая станция метро в Москве – Комсомольская, кольцевой линии. Находится под площадью трех вокзалов. Ее специально старались сделать красивее остальных, чтобы люди с поездов спускались в метро удивлялись красоте интерьера.
Но Комсомольская не единственная. Про нее и другие станции читайте ниже.
Карту в статью мы добавлять не стали. В метро удобнее ориентироваться по схеме на официальном сайте mosmetro.ru
Для смартфонов скачайте официальное приложение со схемой.
Станция Маяковская
Год открытия: 1938
Архитектор: А. Н. Душкин
Награды: Гран-при Всемирной выставки в Нью-Йорке
Маяковская — самая именитая «красавица» Московского метро.
В нее весь мир влюбился еще в 1939 году. Да не где-нибудь, а на выставке в суровой Англии. Наши воссоздали отсек станции в натуральную величину. А чтобы добиться глубины, применили хитрость — зеркала, и иностранцы словно оказались внутри зала.
Говорят, что архитектор Душкин, работая над эскизами, зачитывался Маяковским. Поэтому станция получилась под стать его стихам — металлическая и ступенчатая. Для укрепления опор потолка использовали нержавеющую сталь. Она была дефицитом. Есть легенда, что пожертвовали фрагментами первого дирижабля Циолковского.
Главная красота под многочисленными куполами. В обрамлении светильников сверкают мозаики по эскизам Дейнеки: летят самолеты над Кремлем, замирает в прыжке лыжник, дымят трубы заводов.
Совет. Длина платформы коротковата для 8-вагонных составов. Поэтому лучше не выходите в последнюю дверь последнего вагона — можете упереться в стену. Таких станций всего две: Маяковская и Павелецкая.
Площадь Революции
Год открытия: 1938
Авторы проекта: А. Н. Душкин, М. Г. Манизер
Статус: объект культурного наследия
«Как живые!» — вынес вердикт Сталин, глядя на бронзовые фигуры, расставленные по станции. Их здесь 76, и все они созданы с удивительной точностью: колхозники, революционеры, шахтеры.
За каждой скульптурой — реальный прототип. Например, матроса-сигнальщика звали Олимпий Рудаков. Скульпторы и предположить не могли, что обычный матрос затем дослужится до капитана 1 ранга и даже будет вальсировать через 15 лет в Англии с Елизаветой II в день ее коронации.
Все фигуры сидят, стоят на коленях или сгибаются под сводами арок. В Советском Союзе зло шутили на эту тему. Мол, так народ и живет: или на коленях перед властью, или сидя в тюрьмах.
Чего не стоит делать на станции:
- не трите носы бедным бронзовым овчаркам — их уже затерли до неприличия студенты, желающие «халявы» на сессии,
- туфельки студенток с книгой тоже лучше не трогать — счастливее свидание от этого не станет,
- касаться скульптур Петуха, говорят, вообще к беде.
На самом деле памятники портятся от такого «трогательного» внимания. Лучше просто смотреть.
Театральная
Год открытия: 1938
Архитекторы: И. А. Фомин, И.Е. и М.Ф. Львовы
Статус: объект культурного наследия
Театральная — фарфоровое чудо столичной подземки.
По задумке, станция должна вызывать ассоциации с театром: колонны — это кулисы, между ними занавес. Но это для тех, у кого богатая фантазия.
Главная красота — под потолком. В кессонах (внутри ромбов) масштабные барельефы: фруктовые венки, музыканты и танцоры разных национальностей. Есть грузины, армяне, украинцы, белорусы в народных костюмах. Фигуры отливали на Ленинградском фарфоровом заводе, когда в мире технологии изготовления таких гигантских скульптур из глазурованного фарфора еще не было.
Театральная — как предвкушение роскошной Москвы с Кремлем, Большим театром и Московской опереттой, к которым она и ведет.
Комсомольская
Год открытия: 1952
Архитектор: А. В. Щусев
Статус: объект культурного наследия
Комсомольскую строили всем иностранцам на зависть. Чтобы сходили с поездов, проходили в метро и замирали от изумления. Поэтому и высота Комсомольской кольцевой почти в 2 раза больше стандарта — 9 метров. А сама она посвящена независимости России и победе над фашизмом.
Над проектом трудился Алексей Щусев — архитектор Мавзолея. Автор исторических панно из смальты — Павел Корин (он оформлял Марфо-Мариинскую обитель). Когда работал над Комсомольской, вспоминал речь Сталина 7 ноября 1941 года о непобедимости русского духа.
Постепенно вырисовывались Невский, Пожарский, Донской, Суворов, Кутузов, офицеры у Рейхстага. Но этого показалось мало. На своды добавили изображения оружия: от древнерусских бердышей (топоров с лезвием-луной) до советских винтовок.
Над станцией — три вокзала: Ярославский, Казанский, Ленинградский.
Рекомендуем экскурсии в Московском метро
Новослободская
Год открытия: 1952
Архитектор: А. Н. Душкин
Статус: объект культурного наследия
Новослободская — это просто сказка или какое-то зазеркалье. Пол будто шахматная доска, а по бокам витражи, обрамленные золоченой латунью. Москвичи прозвали станцию по Бажову — «Каменный цветок».
В архитектурной «биографии» Новослободской Московского метро есть интересные факты:
- придумавший орнаменты художник Павел Корин — уроженец Палеха, потомственный иконописец,
- есть версия, что орнаменты для витражей он придумал, побывав на выставке в Грановитой палате и увидев узоры на старинной парче,
- делали витражи латвийские мастера из стекол, которые хранились в Домском соборе Риги.
В центре — панно из смальты (это цветное непрозрачное стекло). Говорят, что раньше ребенок на руках женщины тянул ладошку не к надписи «Мир», а к затертому портрету Сталина. И кто эта женщина — Родина-Мать или босоногая Богоматерь с младенцем — до сих пор загадка.
Белорусская
Год открытия: 1952
Архитекторы: Н. А. Быкова, И. Г. Таранов, Г. И. Опрышко
Статус: объект культурного наследия
Светлая, ясная, монументальная — одна из самых интересных станций метро Москвы «сложена» из белорусских мотивов.
На потолке лепной орнамент с колосьями и растительными венками. На своде центрального зала 12 мозаичных панно. В них советская жизнь белорусского народа и герб БССР. Арки станции тоже необычные, их орнамент выполнен из мраморного оникса.
Станция могла исчезнуть. В 2001 году здесь произошел взрыв. Неизвестный спрятал сумку, в которой была бомба, под мраморную скамью. Обошлось без человеческих жертв, у станции частично разрушилась каменная облицовка.
При переходе на Замоскворецкую линию увидите скульптуру Манизера «Белорусские партизаны». Наверху Белорусский вокзал.
Киевская
Год открытия: 1954
Архитектор: Е. И. Катонин
Статус: объект культурного наследия
На Киевской спряталась Франция столетней давности. Она не внутри, а снаружи.
Прямо рядом с надписью «Киевский вокзал» находится удивительный портал в «подземку» в стиле арт-нуво. Этот вход на станцию оформили в духе Эктора Гимара французские архитекторы.
Гимар придумал образ парижского метро 1900-1910 годов. Павильоны стильные. Кажется, что это не металлические трубы, а зеленые лианы с однотонными цветами и непонятными животными сплелись в виде ограды или арки. Московская конструкция — один в один, есть даже надпись на французском и стилизованные фонари. Аналоги стоят в Монреале, Лиссабоне, Мехико, Чикаго.
Внутри на Киевской кольцевой — все о дружбе российского и украинского народов. На стенах мозаики из смальты. Интересно не только рассматривать, но и узнать о них подробнее — каждая дополнена мраморным свитком с описанием.
Арбатская
Год открытия: 1953
Архитекторы: Л.М. Поляков, Ю.П. Зенкевич, В.В. Пелевин
Статус: объект культурного наследия
Арбатская похожа на нарядный и бесконечный тоннель. Это одна из самых протяженных и красивых станций метро в Москве. Длиннее только Воробьевы горы.
По ней стоит пройтись 220 м ради дизайна в стиле барокко. Белоснежные арки богато декорированы лепниной: гирляндами из фруктов, цветочными композициями, картушами, венками.
Сверху бронзовые люстры. Они гармонично сочетаются с красным мрамором, которым облицован низ пилонов. На контрасте с белоснежными стенами смотрится эффектно.
Воробьевы горы
Год открытия: 1959, реконструкция в 2002
Архитекторы: Б. И. Тхор, А. Вигдоров, Н. Шумаков, М. П. Бубнов
Статус: объект культурного наследия
Воробьевы горы — станция, смотровая площадка и выставочный зал одновременно.
Раньше станция называлась «Ленинские горы». Чтобы сэкономить, ее построили на Лужнецком метромосту. Однако строители допустили ошибки, и уже через год с четырехметровой высоты рухнули дюралевые листы карниза. Затем в бетонных перекрытиях пошли трещины. В 1983 станцию закрыли на 19 лет.
После реконструкции «Воробьевы горы» — эксклюзив Московского метро. Станция находится над Москвой-рекой, с обеих сторон — стеклянные стены, чудесный обзор. Посередине — выставочные витрины, в которых стоит фарфор, куклы театра Образцова, форма сотрудников метро.
Место для дежурного по станции похоже на капитанский мостик.
Римская
Год открытия: 1995
Архитекторы: Л. Попов, Д. Имбриги, А. Куатрокки
На Римской мы закономерно попадаем в Рим с его историей и легендами. Все дело в архитекторах из Италии: Андреа Куатрокки и Джампаоло Имбриги.
Коротко остриженная Мадонна с младенцем поражает демонстративно выпяченной грудью и то ли уставшим, то ли равнодушным видом. По задумке автора, она будто разбита и заново склеена из кусков.
С противоположной от Мадонны стороны, над проходом, висит маска «Уста Истины». Оригинал — каменная маска Эркола — находится в портике церкви Св. Марии им. Космедин в Риме. Эта версия разительно отличается.
Тропарево
Год открытия: 2014
Архитекторы: А. И. Тарасов, Д. Ж. Поляков, Н. Д. Деев
Станция Тропарево — образец футуристического дизайна. Одни ругают ее за минимализм от терминалов до перрона, другие видят фаллические символы, третьих возмущают деревья из металла и стекла.
Раскидистые деревья, они же люминесцентные светильники, действительно, единственные украшения просторного зала. В роли листьев — лампы-ромбы, развешанные на ветках. Почти под каждым деревом скамейка — нестандартная, в форме знака вопроса. Светильники отражаются в зеркальных панелях путевых стен.
Наземный павильон станции тоже нестандартный. Напоминает холм или раковину, которая выросла из-под земли, а некоторые видят в нем блоху с панцирем.
Рассказовка
Год открытия: 2018
Пока не открыли Рассказовку, самой литературной станцией Московского метро была Достоевская. Туда стекались все поклонники творчества писателя, особенно иностранные туристы.
Сейчас у нее появился конкурент — Рассказовка. На фанатов Федора Михайловича она не претендует, а вот ценителям библиотек и буккроссинга рекомендую задержаться на этой «страничке» метро.
Путевые стены украшены гигантскими торцами книг. Алые колонны на платформе стилизованы под ящики библиотечной картотеки. На них написаны имена авторов и названия произведений.
Главное — это реальная онлайн-библиотека. Сканируете QR-код выбранной книги и скачиваете бесплатно себе на телефон.
Здесь из метро стоит выйти наружу. Потому что рядом со станцией поставили необычную скульптуру — Писатель и Метростроевец. Первый сидит на лавочке и читает книгу. Но когда обходишь скульптуру, оказывается, что лавочка — это рельсы, и на них спиной к писателю облокотился строитель.
Савеловская
Год открытия: 2018
Архитектор: Н. И. Шумаков, Н. В. Шурыгина
Награды: приз зрительских симпатий международного конкурса фото «Искусство строительства —2019», 2 место на международном архитектурном фестивале «Зодчество 2020»
Савеловская претендует на статус самой фотогеничной и интересной станции метро в Москве.
Это черно-белое кино Московского метро. Именно она лидирует по количеству снимков, которые выкладывают из столичной подземки в соцсетях.
Здесь упор — не на пафосность и дороговизну, а на идею. Белый минимализм в облицовке зала, плюс стены в виде необлицованных тюбингов — чугунных элементов крепления. В итоге — стильный результат.
В части пилонов нет декоративных панелей, вместо них прозрачное стекло и можно рассмотреть, как крепятся реальные тюбинги. Увидеть «скелет» Московского метро можно только здесь.
Новопеределкино
Год открытия: 2018
Архитекторы: Евгений Леонов и специалисты латвийского архитектурного бюро United Riga Architects
Награды: победитель конкурса на лучший дизайн станции Московского метрополитена 2019
На станции Новопеределкино самое восхитительное — вестибюль с кассами. Заходишь в обычное метро, а попадаешь под своды палат в древней Москве.
На создание совершенно необыкновенной станции латвийских специалистов вдохновила архитектура столичного кремля. Все современно: узорчатые плафоны сделаны из перфорированного металла, благодаря подсветке меняют цвет.
По мнению москвичей, это самая красивая среди новых станций метро Москвы.
Выбрать 14 самых красивых станций Московского метрополитена было непросто. Всего их — 230, каждая пятая станция — объект культурного наследия. Смотрели ли вы когда-нибудь на Московское метро как на музей под землей? Какие станции стоит посмотреть в Москве? Напишите в комментариях. Мы с удовольствием побываем на них.