Вы читаете
Москва в картинах художников: как сейчас выглядят места со знаменитых полотен

Москва в картинах художников: как сейчас выглядят места со знаменитых полотен

Дом Пашкова было-стало сравнение

Древняя Москва на картинах завораживает. Как выглядят места со знаменитых полотен сейчас — спустя несколько веков? Я объехала родную столицу и нашла, во что превратились пейзажи, вдохновлявшие Куинджи, Поленова, Васнецова, Айвазовского, Бенуа, Коровина.

К каждой из 12 картин старой Москвы, по просьбе туристического портала Dorogi-ne-Dorogi.ru, сделала современное фото. Сравнить интересно. Также расскажу, как нашла под Красной площадью древний мост с картины Алексеева и к чему привела попытка увидеть особняк любимой куртизанки Петра Великого.

«Старая Москва. Улица Арбат» Гермашева

  • Художник: М. М. Гермашев
  • Годы: 1912—1913
  • Место: ул. Арбат (м. Арбат)
«Старая Москва. Улица Арбат» / М. М. Гермашев
«Старая Москва. Улица Арбат» / М. М. Гермашев

Ах, Арбат… Живописец Михаил Гермашев более 100 лет назад запечатлел самый необычный уголок Москвы. 

Сквозь века

Шатровый храм Николы Явленного возвели на Арбате в 1593 году по приказу Бориса Годунова. Именно к этой церкви через Поварскую пробирался Пьер Безухов в романе «Война и мир», чтобы расправиться с изувером Наполеоном. Храм снесли в 1931 году.

Ампирный особняк князя Трубецкого известен как главный арбатский «дом с привидениями». Ходили слухи и о кровосмешениях с убийствами, и о жившем здесь чернокнижнике — князе Хилкове, которого растерзал слуга. Шестиколонное здание уничтожила в 1941 году фугасная бомба.

Современная картинка

Современный вид на Арбат
Современный вид / фото автора

На месте разрушенного Свято-Никольского храма, где соединяются ул. Арбат и Серебряной переулок, сейчас стоит здание Главного следственного управления СК РФ.

Там, где был особняк Оболенского — пустырь за забором. Последнее десятилетие жители столицы бьются, чтобы здание в стиле «московский ампир» воссоздали и сделали там какой-нибудь музей. Пока безуспешно.

«Московский дворик» Поленова

  • Художник: В. Д. Поленов
  • Год: 1878
  • Место: Старопесковская площадь (м. Смоленская)
«Московский дворик» / В. Поленов
«Московский дворик» / В. Поленов

Отправляемся в рисованное прошлое московских двориков. Самый солнечный и умиротворяющий находится на углу современной Композиторской ул. и Трубниковского пер.

Сквозь века

Столичную идиллию 150 лет назад изобразил Василий Поленов. Живописец только приехал в Москву и в поисках жилья зашел в дом Баумгартен. Это было наваждение: «Прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его».

За полуразвалившимся сараем виднеются изящная колокольня и купола пятиглавого храма Спаса Преображения на Песках. В стенах церкви в советские годы находились кукольные мастерские «Союзмультфильма»: здесь родились крокодил Гена, Шапокляк и Чебурашка.

Современная картинка

Современный вид на  «Московский дворик»
Современный вид на «Московский дворик» / фото автора

Если смотреть от домов на Трубниковском переулке, откуда писал картину художник, то мы увидим ремонт дороги и заставленную машинами парковку.

Но правда в десяток шагов в случае с «Московским двориком» не так важна. Напротив арбатской церкви 150 лет назад разбили уютный сквер. Сейчас там живописно: березы, лавочки, фонари, клумбы. И даже баннеры, рассказывающие историю места.

Памятник, спрятавшийся на фотографии за деревом, посвящен Пушкину, а не Поленову. Это было неожиданно.

«Вид на Воскресенские ворота» Алексеева

  • Художник: Ф. Я. Алексеев
  • Год: 1811
  • Место: Манежная площадь (м. Охотный ряд)
«Вид на Воскресенские ворота» / Ф. Я. Алексеев
«Вид на Воскресенские ворота» / Ф. Я. Алексеев

Не Манежная площадь, а река и Неглинный мост — так более 200 лет назад выглядела территория перед Воскресенскими воротами со стороны Тверской. Картина написана за год до наполеоновского вторжения.

Сквозь века

Воскресенский мост был первой в Москве каменной переправой. Его построили в 1601—1603 годах, при Борисе Годунове. Когда реку Неглинную заточили в трубу, мост не разобрали, а просто засыпали землей.

Кремлевские стены и Воскресенские ворота побелены. Это делали в течение двух веков, с 1680-х по 1880-е годы. Справа узнаваема Арсенальная башня Кремля. Воскресенские ворота, что на картине, снесли в 1931 году.

Современная картинка

Современный вид с Тверской улицы
Современный вид с Тверской улицы / фото автора

Новые Воскресенские ворота воссоздали по проекту Петрока Малого в 1995 году. В них Иверская часовня, перед ними — знак Нулевого километра. Справа здание Исторического музея и памятник Жукову.

А прямо под брусчаткой — тот самый древний Воскресенский мост. Его можно увидеть и даже потрогать. Каменные устои археологи раскопали в 1995—1997 годах, их отреставрировали и затем открыли подземный Музей археологии. Там не какие-то неинтересные камни, а именно мост 1603 года и другие столичные раритеты. Вход на Манежной площади, 1А.

«Дом Анны Монс в Немецкой слободе» Бенуа

  • Художник: А. Бенуа
  • Год: 1911
  • Место: Бауманская улица, д. 53, стр. 8 (м. Бауманская)
«Дом Анны Монс в Немецкой слободе» / А. Бенуа
«Дом Анны Монс в Немецкой слободе» / А. Бенуа

Анна Монс, дочь немецкого винодела, была любимой куртизанкой и фавориткой Петра I. Есть легенда, что император подарил избраннице роскошный особняк, когда начал открыто встречаться с ней.

Сквозь века

Картина — живописная реконструкция той эпохи. Бенуа писал ее в 1911 году, когда дом и все вокруг выглядело иначе. За основу он взял описание здания, сохранившееся в архивах Преображенского приказа.

Каменные палаты «в 8 окон» построили в Москве еще в 1690-х годах, когда царь Алексей Михайлович учредил Немецкую слободу. При Петре I их перестроили в духе нарышкинского барокко.

С 1706 года особняк принадлежал царским лекарям — отцу и сыну Ван-дер-Гульстам. После революции дом был жилым, неоднократно перестраивался. В ХХ веке его занял завод НИИТП.

Современная картинка

Современный вид на дом Анны Монс
Современный вид / фото автора

Особняк где-то там, в тисках промышленно-офисных построек. Туристу внутрь не попасть.

Здания соединены между собой воротами, закрытыми на замок. Обходить вокруг бесполезно — утыкаетесь в новые и новые преграды, увитые колючей проволокой. Через проходную Роскосмоса, которому принадлежит территория, без разрешающих документов не пускают.

Дом Анны Монс — единственное уцелевшее наследие Немецкой Слободы. Скрытый от посторонних глаз, он гибнет.

«Вид на Москву с Воробьевых гор» Айвазовского

  • Художник: И. Айвазовский
  • Год: 1849
  • Место: ул. Косыгина, 28 (м. Воробьевы горы)
«Вид на Москву с Воробьевых гор» / И. Айвазовский
«Вид на Москву с Воробьевых гор» / И. Айвазовский

Чтобы увидеть Москву Айвазовского, поднимаемся на Воробьевы горы — высочайшую точку столицы. А точнее, на смотровую площадку, что находится около станции канатной дороги. Москва-река здесь изгибается, подводя взгляд к куполам Храма Христа Спасителя и Новодевичьего монастыря.

Сквозь века

На картине Айвазовского Москвой любуются крестьяне. Интересно, что Храм Христа Спасителя они видят еще в строительных лесах.

Это был скандал того времени. Собор заложили в 1817 году на Воробьевых. На строительство император Александр I выделил миллион рублей, но собор не рос — за 7 лет расхитили все деньги. Архитектора Витберга сослали в Сибирь. Второй храм заложили в 1837 году, он изображен на картине в момент возведения.

Современная картинка

Тот же вид в наше время
Тот же вид в наше время / фото автора

Старинные церкви затерялись в беспорядке новостроек. Но главное, что мешает обзору — громадина «Лужников». За стадионом еле различим уже третий храм Христа Спасителя, построенный в 1999 году на месте снесенного . А Новодевичий найдете на фотографии?

Если бы Айвазовский писал вид с Воробьевых гор сейчас и повернул голову налево, то обнаружил бы витиеватое великолепие башен «Москвы-Сити», подпирающих столичное небо.

«Вид на Москву с Воробьевых гор» Куинджи

  • Художник: А. И. Куинджи
  • Год: 1882
  • Место: пересечение ул. Косыгина и пр-та Вернадского (м. Воробьевы горы)
«Вид на Москву с Воробьевых гор» / А. И. Куинджи
«Вид на Москву с Воробьевых гор» / А. И. Куинджи

Через 33 года после Айвазовского Куинджи решил написать свою Москву. Художник также поднялся на Воробьевы горы, но чуть выше своего предшественника и где-то на километр правее.

Сквозь века

Архип Иванович не стал распыляться на прорисовку городской застройки. Он выбрал главное достояние златоглавой —Храм Христа Спасителя.

На переднем плане территория Лужников — заливные луга, в честь которых и назвали местность. Белокаменную Тихвинскую церковь, которая выделяется на зеленом ковре, построили в 1762 году. Ее снесли в советское время, когда строили стадион.

Современная картинка

Теперь это выглядит так. Вдалеке храм Христа Спасителя / фото автора
Теперь это выглядит так. Вдалеке храм Христа Спасителя / фото автора

Место с похожим видом находится рядом со станцией метро «Воробьевы горы». Там, где мост «Лужники» упирается в проспект Вернадского. Если подниматься от метро, то придется карабкаться в горку по протоптанной местными тропинке, корням деревьев и основанию моста.

Но нужно ли? Теплые оттенки просторных лугов стерла холодная серость автомобильных дорог. Прогресс.

«Москворецкий мост» Коровина

  • Художник: К. А. Коровин
  • Год: 1914
  • Место: отель «Балчуг Кемпински» (м. Китай-город)
«Москворецкий мост» / К. Коровин
«Москворецкий мост» / К. Коровин

Вид Московского кремля и Москворецкого моста узнаваем. Коровин писал картину в 1914 году из дома Осипова и Романова, верхние этажи которого сдавали под мастерские художникам.

Сквозь века

На холсте старый город, которого больше нет. Дома, окружающие кремлевские стены, снесли в 1936 году. Не стало и Николаевского храма, колокольня которого возвышается перед храмом Василия Блаженного. Деревянный мост с картины заменили на новый каменный в 1938 году.  

Современная картинка

Современный вид с моста на Московский Кремль
Современный вид с моста на Московский Кремль / фото автора

Как на ладони карамельный храм Василия Блаженного, кремлевские башни и колокольня «Иван Великий». Открылась Красная площадь и даже видно ГУМ. Но Москва кажется оголенной, в ней меньше жизни и души.

Фотография сделана с самого моста, потому что на месте дома Осипова и Романова построили элитный отель «Балчуг Кемпински», попасть на верхние этажи могут только постояльцы.

«Вид Моховой и дома Пашкова» Делабарта

  • Художник: Ж. Делабарт
  • Год: 1795
  • Место: ул. Воздвиженка, 3/5, стр. 1 (м. Боровицкая)
«Вид Моховой и дома Пашкова» / Ж. Делабарт
«Вид Моховой и дома Пашкова» / Ж. Делабарт

Держим путь в екатерининскую Москву. Акварелист Жерар Делабарт писал облик столицы по заказу императрицы с 1787 по 1810 годы. Дом Пашкова тогда только построили.

Сквозь века

Мне не удалось найти информацию о церквях, расположенных по обе стороны от Пашкова Дома. Возможно, вдалеке виден Алексеевский женский монастырь. Если вы знаете, что это за храмы, напишите в комментариях к статье.

В войну 1812 особняк-легенда горел так, что после пришлось отстраивать заново бельведер. В 1930-х  решили расширить Моховую, поэтому разобрали изящную ограду дома. Тогда же уничтожили пейзажный сад, который еще в 1799 году восхищал немецкого путешественника Иоганна Рихтера.

Современная картинка

Современный вид на дом Пашкова
Сейчас этот вид легко узнать / фото автора

Сейчас в Доме Пашкова работают отделы Российской Государственной библиотеки. Напротив особняка возвышается величественный памятник крестителю Руси князю Владимиру.

Вдалеке виднеется Храм Христа Спасителя — самый большой православный собор России.

«Лубянская площадь зимой» Юона

  • Художник: К. Ф. Юон
  • Год: 1905
  • Место: Лубянская площадь (м. Лубянка)
«Лубянская площадь зимой» / К. Юон
«Лубянская площадь зимой» / К. Юон

Москва 1905 года. Чувство предреволюционной тревоги на картине еле уловимо в надвигающихся снежных тучах и полчищах птиц.

Сквозь века

Главное украшение Лубянской площади того времени — Проломные Владимирские ворота, построенные вместе с Китайгородской стеной в 1535—1538 годах. Рядом красуются изящная Владимирская церковь XVII века и Пантелеймоновская часовня  XIX века.

Необычен и фонтан, возведенный по проекту скульптора Джованни Витали. В него поступала питьевая вода из Мытищинского водопровода. Памятники архитектуры разобрали и демонтировали в 1933—1934 годах.

Читайте также

Современная картинка

Современный вид Лубянской площади
Современный вид Лубянской площади / фото автора

Сегодня площадь замурована в плитку и асфальт. На месте величественной Пантелеймоновской часовни вырос спорный по архитектурной значимости ТЦ «Наутилус», на фото он в центре.

На здании метро есть вывеска, объясняющая название Лубянской площади: в XV веке здесь жили новгородцы и псковичи, которые назвали место в честь главной улицы Новгорода Великого — Лубяницы.

«Ильинские ворота Китай-города» Алексеева

  • Художник: Ф. Я. Алексеев или ученики
  • Годы: 1800—1809
  • Место: Ильинский сквер (м. Китай-город)
«Ильинские ворота Китай-города» / Ф. Алексеев
«Ильинские ворота Китай-города» / Ф. Алексеев

Картину этого исторического места живописец немного исказил. Ильинские ворота и дворец Разумовской не стояли настолько близко. Скорее всего, художник устроил пленэр на территории будущего Политехнического музея.

Сквозь века

Дом Варвары Разумовской, что на картине слева, в 1812 был резиденцией наполеоновского губернатора Москвы — маршала Эдуарда Адольфа Мортье.

Рукотворный ров, выкопанный в 1535 году всего за полтора месяца, засыпали после Отечественной войны с французами.

За Ильинскими проездными воротами выглядывают главки церкви Николы Большой Крест (XVI в.). «Гнилую старую стену» Китай-города снесли вместе с церковью в 1934 году.

Современная картинка

Современный вид на Ильинские ворота
Сейчас это место выглядит так / фото автора

На месте Ильинских ворот и Китайгородской стены устроили Ильинский сквер. Его окружают здания Министерства труда, администрации Президента РФ, Политехнического музея.

Самое интересное в Ильинском сквере — это 130-летняя часовня героям Плевны, но сейчас она огорожена реставрационным коконом.

Дворец Варвары Разумовской сохранился. Он находится с противоположной стороны Ильинского сквера, по адресу: ул. Маросейка, дом 2/15.

«Красная площадь в Москве» Алексеева

  • Художник: Ф. Я. Алексеев
  • Год: 1801
  • Место: Красная площадь (м. Охотный ряд, Театральная, Площадь Революции).
«Красная площадь в Москве» / Ф. Алексеев
«Красная площадь в Москве» / Ф. Алексеев

Это первая картина Москвы, которую живописец Алексеев написал по поручению императора Павла I.

Сквозь века

Красная площадь в начале XIX века еще была торговой. От Кремля ее отделял Азизов ров, заросший поверху деревьями.

Самое любопытное здание на картине — несохранившаяся библиотека Василия Киприянова, сподвижника Петра I. Это двухэтажный домик между собором Василия Блаженного и Спасской башней.

Неизменно Лобное место, сооруженное на Красной площади в 1549 году. Спустя два столетия памятник архитектуры перестраивал Казаков.

Современная картинка

Современная Красная площадь
Современная Красная площадь / фото автора

Красная площадь шумна и многолюдна.

Торговые ряды, сцена и даже биотуалеты появляются здесь во время проведения фестивалей «Спасская башня» и «Путешествие в Рождество».

Правее главной башни Кремля построен Мавзолей. Перед храмом Покрова на Рву установлен памятник Минину и Пожарскому.

«Лубяной торг на Трубе» Васнецова

  • Художник: А. М. Васнецов
  • Год: 1926
  • Место: Трубная площадь, м. Трубная 
«Лубяной торг на Трубе» / А. Васнецов
«Лубяной торг на Трубе» / А. Васнецов

Завершаем наше путешествие по картинам старой Москвы, отправляясь в Белый город в районе современной Трубной площади. Так он выглядел 500 лет назад.

Сквозь века

В XVII веке здесь находился лубяной торг, где продавали деревянные срубы.

Для реки Неглинной в глухой крепостной стене пробили пятиметровое отверстие — так называемую «трубу». Поэтому площадь затем получила название Трубная.

В левом верхнем углу картины блестят главки одного из древнейших монастырей Москвы — Высоко-Петровского, основанного около 1325 года.

Современная картинка

Современный вид на Трубную площадь
Современный вид / фото автора

Монастырские купола можно увидеть и сегодня, если идти по Рождественскому бульвару в сторону Петровского. Фото сделано около здания Центрального рынка.

Главная достопримечательность Трубной площади сейчас — 32-метровый памятник солдатам правопорядка. Колонна похожа на Александрийский столп на Дворцовой площади Санкт-Петербурга.

_______

Как вы думаете, какие из современных видов исторических мест Москвы вдохновили бы знаменитых художников на написание новых шедевров?

5 комментариев

Оставьте ответ

Ваш email будет скрыт.

Ⓒ2013 – 2021 Сайт о путешествиях Dorogi-ne-dorogi.ru Все права защищены.

Копирование любых материалов разрешено только с указанием прямой, активной и открытой к индексации ссылки на Dorogi-ne-dorogi.ru.