Москва в картинах художников: как сейчас выглядят места со знаменитых полотен

Москва

Древняя Москва на картинах завораживает. Как выглядят места со знаменитых полотен сейчас — спустя несколько веков? Я объехала родную столицу и нашла, во что превратились пейзажи, вдохновлявшие Куинджи, Поленова, Васнецова, Айвазовского, Бенуа, Коровина.

РЕКЛАМА

К каждой из 12 картин старой Москвы, по просьбе туристического портала Dorogi-ne-Dorogi.ru, сделала современное фото. Сравнить интересно. Также расскажу, как нашла под Красной площадью древний мост с картины Алексеева и к чему привела попытка увидеть особняк любимой куртизанки Петра Великого.

«Старая Москва. Улица Арбат» Гермашева

  • Художник: М. М. Гермашев
  • Годы: 1912—1913
  • Место: ул. Арбат (м. Арбат)
«Старая Москва. Улица Арбат» / М. М. Гермашев
«Старая Москва. Улица Арбат» / М. М. Гермашев

Ах, Арбат… Живописец Михаил Гермашев более 100 лет назад запечатлел самый необычный уголок Москвы. 

Сквозь века

Шатровый храм Николы Явленного возвели на Арбате в 1593 году по приказу Бориса Годунова. Именно к этой церкви через Поварскую пробирался Пьер Безухов в романе «Война и мир», чтобы расправиться с изувером Наполеоном. Храм снесли в 1931 году.

РЕКЛАМА

Ампирный особняк князя Трубецкого известен как главный арбатский «дом с привидениями». Ходили слухи и о кровосмешениях с убийствами, и о жившем здесь чернокнижнике — князе Хилкове, которого растерзал слуга. Шестиколонное здание уничтожила в 1941 году фугасная бомба.

Современная картинка

Современный вид на Арбат
Современный вид / фото автора

На месте разрушенного Свято-Никольского храма, где соединяются ул. Арбат и Серебряной переулок, сейчас стоит здание Главного следственного управления СК РФ.

Там, где был особняк Оболенского — пустырь за забором. Последнее десятилетие жители столицы бьются, чтобы здание в стиле «московский ампир» воссоздали и сделали там какой-нибудь музей. Пока безуспешно.

«Московский дворик» Поленова

  • Художник: В. Д. Поленов
  • Год: 1878
  • Место: Старопесковская площадь (м. Смоленская)
«Московский дворик» / В. Поленов
«Московский дворик» / В. Поленов

Отправляемся в рисованное прошлое московских двориков. Самый солнечный и умиротворяющий находится на углу современной Композиторской ул. и Трубниковского пер.

Сквозь века

Столичную идиллию 150 лет назад изобразил Василий Поленов. Живописец только приехал в Москву и в поисках жилья зашел в дом Баумгартен. Это было наваждение: «Прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его».

За полуразвалившимся сараем виднеются изящная колокольня и купола пятиглавого храма Спаса Преображения на Песках. В стенах церкви в советские годы находились кукольные мастерские «Союзмультфильма»: здесь родились крокодил Гена, Шапокляк и Чебурашка.

Современная картинка

Современный вид на  «Московский дворик»
Современный вид на «Московский дворик» / фото автора

Если смотреть от домов на Трубниковском переулке, откуда писал картину художник, то мы увидим ремонт дороги и заставленную машинами парковку.

Но правда в десяток шагов в случае с «Московским двориком» не так важна. Напротив арбатской церкви 150 лет назад разбили уютный сквер. Сейчас там живописно: березы, лавочки, фонари, клумбы. И даже баннеры, рассказывающие историю места.

Памятник, спрятавшийся на фотографии за деревом, посвящен Пушкину, а не Поленову. Это было неожиданно.

«Вид на Воскресенские ворота» Алексеева

  • Художник: Ф. Я. Алексеев
  • Год: 1811
  • Место: Манежная площадь (м. Охотный ряд)
«Вид на Воскресенские ворота» / Ф. Я. Алексеев
«Вид на Воскресенские ворота» / Ф. Я. Алексеев

Не Манежная площадь, а река и Неглинный мост — так более 200 лет назад выглядела территория перед Воскресенскими воротами со стороны Тверской. Картина написана за год до наполеоновского вторжения.

Сквозь века

Воскресенский мост был первой в Москве каменной переправой. Его построили в 1601—1603 годах, при Борисе Годунове. Когда реку Неглинную заточили в трубу, мост не разобрали, а просто засыпали землей.

Кремлевские стены и Воскресенские ворота побелены. Это делали в течение двух веков, с 1680-х по 1880-е годы. Справа узнаваема Арсенальная башня Кремля. Воскресенские ворота, что на картине, снесли в 1931 году.

Современная картинка

Современный вид с Тверской улицы
Современный вид с Тверской улицы / фото автора

Новые Воскресенские ворота воссоздали по проекту Петрока Малого в 1995 году. В них Иверская часовня, перед ними — знак Нулевого километра. Справа здание Исторического музея и памятник Жукову.

А прямо под брусчаткой — тот самый древний Воскресенский мост. Его можно увидеть и даже потрогать. Каменные устои археологи раскопали в 1995—1997 годах, их отреставрировали и затем открыли подземный Музей археологии. Там не какие-то неинтересные камни, а именно мост 1603 года и другие столичные раритеты. Вход на Манежной площади, 1А.

«Дом Анны Монс в Немецкой слободе» Бенуа

  • Художник: А. Бенуа
  • Год: 1911
  • Место: Бауманская улица, д. 53, стр. 8 (м. Бауманская)
«Дом Анны Монс в Немецкой слободе» / А. Бенуа
«Дом Анны Монс в Немецкой слободе» / А. Бенуа

Анна Монс, дочь немецкого винодела, была любимой куртизанкой и фавориткой Петра I. Есть легенда, что император подарил избраннице роскошный особняк, когда начал открыто встречаться с ней.

Сквозь века

Картина — живописная реконструкция той эпохи. Бенуа писал ее в 1911 году, когда дом и все вокруг выглядело иначе. За основу он взял описание здания, сохранившееся в архивах Преображенского приказа.

Каменные палаты «в 8 окон» построили в Москве еще в 1690-х годах, когда царь Алексей Михайлович учредил Немецкую слободу. При Петре I их перестроили в духе нарышкинского барокко.

С 1706 года особняк принадлежал царским лекарям — отцу и сыну Ван-дер-Гульстам. После революции дом был жилым, неоднократно перестраивался. В ХХ веке его занял завод НИИТП.

Современная картинка

Современный вид на дом Анны Монс
Современный вид / фото автора

Особняк где-то там, в тисках промышленно-офисных построек. Туристу внутрь не попасть.

Здания соединены между собой воротами, закрытыми на замок. Обходить вокруг бесполезно — утыкаетесь в новые и новые преграды, увитые колючей проволокой. Через проходную Роскосмоса, которому принадлежит территория, без разрешающих документов не пускают.

Дом Анны Монс — единственное уцелевшее наследие Немецкой Слободы. Скрытый от посторонних глаз, он гибнет.

«Вид на Москву с Воробьевых гор» Айвазовского

  • Художник: И. Айвазовский
  • Год: 1849
  • Место: ул. Косыгина, 28 (м. Воробьевы горы)
«Вид на Москву с Воробьевых гор» / И. Айвазовский
«Вид на Москву с Воробьевых гор» / И. Айвазовский

Чтобы увидеть Москву Айвазовского, поднимаемся на Воробьевы горы — высочайшую точку столицы. А точнее, на смотровую площадку, что находится около станции канатной дороги. Москва-река здесь изгибается, подводя взгляд к куполам Храма Христа Спасителя и Новодевичьего монастыря.

Сквозь века

На картине Айвазовского Москвой любуются крестьяне. Интересно, что Храм Христа Спасителя они видят еще в строительных лесах.

Это был скандал того времени. Собор заложили в 1817 году на Воробьевых. На строительство император Александр I выделил миллион рублей, но собор не рос — за 7 лет расхитили все деньги. Архитектора Витберга сослали в Сибирь. Второй храм заложили в 1837 году, он изображен на картине в момент возведения.

Современная картинка

Тот же вид в наше время
Тот же вид в наше время / фото автора

Старинные церкви затерялись в беспорядке новостроек. Но главное, что мешает обзору — громадина «Лужников». За стадионом еле различим уже третий храм Христа Спасителя, построенный в 1999 году на месте снесенного . А Новодевичий найдете на фотографии?

Если бы Айвазовский писал вид с Воробьевых гор сейчас и повернул голову налево, то обнаружил бы витиеватое великолепие башен «Москвы-Сити», подпирающих столичное небо.

«Вид на Москву с Воробьевых гор» Куинджи

  • Художник: А. И. Куинджи
  • Год: 1882
  • Место: пересечение ул. Косыгина и пр-та Вернадского (м. Воробьевы горы)
«Вид на Москву с Воробьевых гор» / А. И. Куинджи
«Вид на Москву с Воробьевых гор» / А. И. Куинджи

Через 33 года после Айвазовского Куинджи решил написать свою Москву. Художник также поднялся на Воробьевы горы, но чуть выше своего предшественника и где-то на километр правее.

Сквозь века

Архип Иванович не стал распыляться на прорисовку городской застройки. Он выбрал главное достояние златоглавой —Храм Христа Спасителя.

На переднем плане территория Лужников — заливные луга, в честь которых и назвали местность. Белокаменную Тихвинскую церковь, которая выделяется на зеленом ковре, построили в 1762 году. Ее снесли в советское время, когда строили стадион.

Современная картинка

Теперь это выглядит так. Вдалеке храм Христа Спасителя / фото автора
Теперь это выглядит так. Вдалеке храм Христа Спасителя / фото автора

Место с похожим видом находится рядом со станцией метро «Воробьевы горы». Там, где мост «Лужники» упирается в проспект Вернадского. Если подниматься от метро, то придется карабкаться в горку по протоптанной местными тропинке, корням деревьев и основанию моста.

Но нужно ли? Теплые оттенки просторных лугов стерла холодная серость автомобильных дорог. Прогресс.

РЕКЛАМА

«Москворецкий мост» Коровина

  • Художник: К. А. Коровин
  • Год: 1914
  • Место: отель «Балчуг Кемпински» (м. Китай-город)
«Москворецкий мост» / К. Коровин
«Москворецкий мост» / К. Коровин

Вид Московского кремля и Москворецкого моста узнаваем. Коровин писал картину в 1914 году из дома Осипова и Романова, верхние этажи которого сдавали под мастерские художникам.

Сквозь века

На холсте старый город, которого больше нет. Дома, окружающие кремлевские стены, снесли в 1936 году. Не стало и Николаевского храма, колокольня которого возвышается перед храмом Василия Блаженного. Деревянный мост с картины заменили на новый каменный в 1938 году.  

Современная картинка

Современный вид с моста на Московский Кремль
Современный вид с моста на Московский Кремль / фото автора

Как на ладони карамельный храм Василия Блаженного, кремлевские башни и колокольня «Иван Великий». Открылась Красная площадь и даже видно ГУМ. Но Москва кажется оголенной, в ней меньше жизни и души.

Фотография сделана с самого моста, потому что на месте дома Осипова и Романова построили элитный отель «Балчуг Кемпински», попасть на верхние этажи могут только постояльцы.

«Вид Моховой и дома Пашкова» Делабарта

  • Художник: Ж. Делабарт
  • Год: 1795
  • Место: ул. Воздвиженка, 3/5, стр. 1 (м. Боровицкая)
«Вид Моховой и дома Пашкова» / Ж. Делабарт
«Вид Моховой и дома Пашкова» / Ж. Делабарт

Держим путь в екатерининскую Москву. Акварелист Жерар Делабарт писал облик столицы по заказу императрицы с 1787 по 1810 годы. Дом Пашкова тогда только построили.

Сквозь века

Мне не удалось найти информацию о церквях, расположенных по обе стороны от Пашкова Дома. Возможно, вдалеке виден Алексеевский женский монастырь. Если вы знаете, что это за храмы, напишите в комментариях к статье.

В войну 1812 особняк-легенда горел так, что после пришлось отстраивать заново бельведер. В 1930-х  решили расширить Моховую, поэтому разобрали изящную ограду дома. Тогда же уничтожили пейзажный сад, который еще в 1799 году восхищал немецкого путешественника Иоганна Рихтера.

Современная картинка

Современный вид на дом Пашкова
Сейчас этот вид легко узнать / фото автора

Сейчас в Доме Пашкова работают отделы Российской Государственной библиотеки. Напротив особняка возвышается величественный памятник крестителю Руси князю Владимиру.

Вдалеке виднеется Храм Христа Спасителя — самый большой православный собор России.

«Лубянская площадь зимой» Юона

  • Художник: К. Ф. Юон
  • Год: 1905
  • Место: Лубянская площадь (м. Лубянка)
«Лубянская площадь зимой» / К. Юон
«Лубянская площадь зимой» / К. Юон

Москва 1905 года. Чувство предреволюционной тревоги на картине еле уловимо в надвигающихся снежных тучах и полчищах птиц.

Сквозь века

Главное украшение Лубянской площади того времени — Проломные Владимирские ворота, построенные вместе с Китайгородской стеной в 1535—1538 годах. Рядом красуются изящная Владимирская церковь XVII века и Пантелеймоновская часовня  XIX века.

Необычен и фонтан, возведенный по проекту скульптора Джованни Витали. В него поступала питьевая вода из Мытищинского водопровода. Памятники архитектуры разобрали и демонтировали в 1933—1934 годах.

Современная картинка

Современный вид Лубянской площади
Современный вид Лубянской площади / фото автора

Сегодня площадь замурована в плитку и асфальт. На месте величественной Пантелеймоновской часовни вырос спорный по архитектурной значимости ТЦ «Наутилус», на фото он в центре.

На здании метро есть вывеска, объясняющая название Лубянской площади: в XV веке здесь жили новгородцы и псковичи, которые назвали место в честь главной улицы Новгорода Великого — Лубяницы.

«Ильинские ворота Китай-города» Алексеева

  • Художник: Ф. Я. Алексеев или ученики
  • Годы: 1800—1809
  • Место: Ильинский сквер (м. Китай-город)
«Ильинские ворота Китай-города» / Ф. Алексеев
«Ильинские ворота Китай-города» / Ф. Алексеев

Картину этого исторического места живописец немного исказил. Ильинские ворота и дворец Разумовской не стояли настолько близко. Скорее всего, художник устроил пленэр на территории будущего Политехнического музея.

Сквозь века

Дом Варвары Разумовской, что на картине слева, в 1812 был резиденцией наполеоновского губернатора Москвы — маршала Эдуарда Адольфа Мортье.

Рукотворный ров, выкопанный в 1535 году всего за полтора месяца, засыпали после Отечественной войны с французами.

За Ильинскими проездными воротами выглядывают главки церкви Николы Большой Крест (XVI в.). «Гнилую старую стену» Китай-города снесли вместе с церковью в 1934 году.

Современная картинка

Современный вид на Ильинские ворота
Сейчас это место выглядит так / фото автора

На месте Ильинских ворот и Китайгородской стены устроили Ильинский сквер. Его окружают здания Министерства труда, администрации Президента РФ, Политехнического музея.

Самое интересное в Ильинском сквере — это 130-летняя часовня героям Плевны, но сейчас она огорожена реставрационным коконом.

Дворец Варвары Разумовской сохранился. Он находится с противоположной стороны Ильинского сквера, по адресу: ул. Маросейка, дом 2/15.

«Красная площадь в Москве» Алексеева

  • Художник: Ф. Я. Алексеев
  • Год: 1801
  • Место: Красная площадь (м. Охотный ряд, Театральная, Площадь Революции).
«Красная площадь в Москве» / Ф. Алексеев
«Красная площадь в Москве» / Ф. Алексеев

Это первая картина Москвы, которую живописец Алексеев написал по поручению императора Павла I.

Сквозь века

Красная площадь в начале XIX века еще была торговой. От Кремля ее отделял Азизов ров, заросший поверху деревьями.

Самое любопытное здание на картине — несохранившаяся библиотека Василия Киприянова, сподвижника Петра I. Это двухэтажный домик между собором Василия Блаженного и Спасской башней.

Неизменно Лобное место, сооруженное на Красной площади в 1549 году. Спустя два столетия памятник архитектуры перестраивал Казаков.

Современная картинка

Современная Красная площадь
Современная Красная площадь / фото автора

Красная площадь шумна и многолюдна.

Торговые ряды, сцена и даже биотуалеты появляются здесь во время проведения фестивалей «Спасская башня» и «Путешествие в Рождество».

Правее главной башни Кремля построен Мавзолей. Перед храмом Покрова на Рву установлен памятник Минину и Пожарскому.

«Лубяной торг на Трубе» Васнецова

  • Художник: А. М. Васнецов
  • Год: 1926
  • Место: Трубная площадь, м. Трубная 
«Лубяной торг на Трубе» / А. Васнецов
«Лубяной торг на Трубе» / А. Васнецов

Завершаем наше путешествие по картинам старой Москвы, отправляясь в Белый город в районе современной Трубной площади. Так он выглядел 500 лет назад.

Сквозь века

В XVII веке здесь находился лубяной торг, где продавали деревянные срубы.

Для реки Неглинной в глухой крепостной стене пробили пятиметровое отверстие — так называемую «трубу». Поэтому площадь затем получила название Трубная.

В левом верхнем углу картины блестят главки одного из древнейших монастырей Москвы — Высоко-Петровского, основанного около 1325 года.

Современная картинка

Современный вид на Трубную площадь
Современный вид / фото автора

Монастырские купола можно увидеть и сегодня, если идти по Рождественскому бульвару в сторону Петровского. Фото сделано около здания Центрального рынка.

Главная достопримечательность Трубной площади сейчас — 32-метровый памятник солдатам правопорядка. Колонна похожа на Александрийский столп на Дворцовой площади Санкт-Петербурга.

_______

Как вы думаете, какие из современных видов исторических мест Москвы вдохновили бы знаменитых художников на написание новых шедевров?

РЕКЛАМА
Мы помогаем путешествовать
интересно и легко
Присоединяйтесь к Dorogi-ne-dorogi.ru
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Dorogi-ne-dorogi.ru
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

  1. Алина

    Ах, люблю и Москву и искусство – а вы совместили всё в одном замечательном посте!

    Ответить
    1. Анна

      Алина, большое спасибо за такой тёплый отклик. Это очень приятно и важно для нас. Ценим))

      Ответить
  2. ирина

    спасибо большое за ваш труд, очень люблю виды старой москвы, спасибо!

    Ответить
    1. Анна

      Ирина, Вам огромное спасибо за отклик, очень приятно!

      Ответить
  3. Дмитрий

    Большое спасибо, Анна! Очень интересно.
    Ранее думал, что “Лубянский торг…” это Кремль))), а “Московский дворик” Поленова на Таганке.

    Ответить
  4. Анна

    Спасибо огромное, Дмитрий! Да, для меня “Лубяной торг на Трубе” тоже был неожиданным)) Но еще больше Арбат: я настолько привыкла, что эта улица наполнена искусством и творчеством, что никак не ожидала Дома с привидениями и храма из “Войны и мира”. Благодарю вас за теплые слова, и что читаете нас! Москву можно узнавать бесконечно. И она не перестает нас удивлять.

    Ответить