История клиппера Катти Сарк – легенды чайных гонок

До открытия Суэцкого канала в 1869 году морской путь из Европы в Азию тянулся вокруг всей Африки. Торговые суда шли этим маршрутом долгие месяцы: сначала на юг вдоль западного африканского побережья, огибали мыс Доброй надежды и, минуя Мадагаскар, попадали в Индийский океан. За время плаванья корабли дважды пересекали экватор и делали крюк вокруг Африки длиною в 5000 миль.

Этот маршрут принадлежал чайным клиперам – парусникам с узким и длинным корпусом. Гончьи псы океана, – они могли пройти от Китая до Англии за рекордный для того времени срок – за 3 месяца, когда обычному кораблю требовался почти год.

Среди клиперов была настоящая гонка, в которой было только одно первое место и один главный приз – прибыль с продажи свежего чая. Были в этой гонке и свои звёзды – клиперы «Ариэль», «Сэр Ланселот», «Титания», «Фермопилы» и другие. Единственным чайным клипером, дошедшим до наших дней, стала «Катти Сарк».

Клиперы лучше всего подходят для скорости. Узкий длинный корпус форштевнем резал океан как горячий нож режет масло, высокие, мощные мачты парусами цеплялись за ветер. Особенностью клиперов было и то, что почти в полный штиль, когда экипажи других судов маялись от безделия, они могли продолжать движение.

Визуально отличить клипер от других кораблей можно по длинному корпусу и, часто, заваленным назад мачтам. Внешне судно напоминает шхуну, однако клипера имеют более развитое парусное вооружение.

Само название «клипер» придумали американцы, они так называли особую разновидность шхун из балтиморских верфей.

Чайные гонки

Чайные традиции, которые сейчас ассоциируются с Англией, сложились в Викторианскую эпоху – в 19-м веке. Всё началось с высшего общества. Одна из подруг королевы Виктории – Анна Рассел – предложила заполнить чаепитием промежуток между ланчем и обедом. Английский обед в то время сместился к 7 часам вечера и больше был похож на ужин. Обед, в обычное для него время, заменили ланчем. Чаепитие приходилось примерно на 17:00. Ээто дало название Five o’clock Tea – аналог нашего полдника. Чайный перекус быстро распространился среди аристократии.

Маршрут чайных клиперов
Маршрут чайных клиперов

В это время Англия вела войну с империей Цин (Китай) за возможность торговать опием на территории Китая. Цель не слишком благородная, в результате победы Англии, Китай захлестнула повальная наркомания. Тогда китайский чай попал в солдатский паёк.

Франсуа Буше - Завтрак
Франсуа Буше – Завтрак

Прославленная известным голливудским фильмом Ост-Индская торговая компания в 1834 году  потеряла монопольное право торговать чаем в Англии. Вместе с растущей популярностью напитка это привело к росту конкуренции. Англичане на своих кораблях не могли доставить чай свежим, – на доставку требовалось 10, а то и 12 месяцев. Как ни старались перевозчики уберечь чай от сырости, за это время он всё равно успевал набрать влаги. К тому же воздух в трюме изменял вкус чая.

Ост-Индская компания использовала для перевозки чая традиционные суда того времени. Широкий массивный корпус не позволял им развивать большую скорость. Новшество придумали американцы. Пожертвовав объёмом трюмов ради скорости, они сделали узкий, длинный корпус, поставили на него паруса увеличенной площади и получили новый тип судна – клипер. Англичане сразу заметили преимущество новых кораблей.

Зафрахтованные американские клиперы могли доставить чай в Англию всего за 3 месяца.

 Сняв размеры с одного из американских судов, англичане начали производить собственные клиперы.

В 1859 году из китайских портов с грузом чая на борту почти одновременно отправились в Англию 11 клиперов. Тот, кто доставит товар раньше остальных, получит преимущество в цене за более свежий чай. Это была первая чайная гонка.

Катти Сарк специально строилась для чайных гонок. И хотя заказчик возлагал на неё большие надежды, особенно выдающихся результатов она не показывала. Лучший результат Катти – 3-е место в 1871 году.

Катти Сарк
Катти Сарк в море

Самая интересная чайная гонка произошла в 1866 году. 30 мая из китайского порта Фучжоу одновременно вышли 16 судов. Через 99 дней два фаворита – клиперы «Ариэль» и «Тайпинь», которые в течение всего плавания не выпускали друг друга из виду, вошли в Темзу. Клипер «Тайпинь» опередил «Ариэль» всего на 12 минут. Разницу установили по времени, когда каждый из кораблей принял на борт лоцмана для захода в порт.

Кстати, война Англии с Китаем закончилась поражением империи Цин. В результате англичане получили контрибуцию, право торговать в порту Тяньцзынь, а Цзюлунский полуостров перешел в подчинении Великобритании. Впоследствии на нём вырастет один из крупнейших городов мира – мегаполис Гонконг.

Клипер «Ариэль» ждал трагический конец. 1872 году во время последней чайной гонки судно пропало. О судьбе судна и экипажа ничего не известно до сих пор.

Авария Катти Сарк

Этот корабль прославился не только тем, что дожил до нашего времени. Он был известен и среди современников.

Катти Сарк успела поучаствовать всего лишь в трёх последних чайных гонках. Её построили в тот же год, что и Суэцкий канал, и она застала лишь закат гонок. Звезда Катти Сарк взошла, когда она занималась перевозкой шерсти из Австралии. Но об этом чуть позже.

В 1872 году с клипером случилась авария. Это произошло во время гонки с клипером Фермопилы. 18 июня оба корабля вышли из Шанхая. Через две недели плавания они прошли Зондский пролив между островами Суматра и Ява. Начался сильный шторм и Катти Сарк потеряла руль. Находившийся на борту брат владельца судна приказал капитану поставить Катти на ремонт в Кейптаун. Но судовой плотник Генри Хендерсон сумел изготовить новый руль из запаса материала, имевшегося на борту. Работу по восстановлению руля вели прямо в море, не смотря на штормовой ветер и сильное волнение. Для ковки металла на палубе разбили временную кузницу.

Однажды, из-за сильной качки, горн в кузнице опрокинулся и сын капитана, который в тот момент там работал, получил сильные ожоги.

Иллюминнатор Катти Сарк
Вид в иллюминатор на носу корабля.

В результате, Катти пришла в Лондон 18 октября – на неделю позже Фермопил и через 122 дня после выхода из Китая. Плотник Хендерсон получил премию в 50 фунтов за свою работу. Этот эпизод в истории Катти Сарк расценивается как героический поступок всего экипажа – вместо того, чтобы отказаться от гонки и встать на ремонт, они продолжили плаванье.

Новая работа

В 1860 году первый пароход совершил рейс из Китая в Англию. Основным его грузом был чай. В то время пароходы ещё не составляли жёсткой конкуренции парусным клиперам. Через девять лет ситуация изменилась. 17 ноября 1869 года императрица Франции — жена Наполеона III, император Австро-Венгрии, а так же представители других государств, торжественно открыли Суэцкий канал. Теперь не надо было огибать всю Африку, чтобы попасть из Средиземного моря в Индийский океан. Это событие положило конец чайным гонкам и заставило владельцев клиперов искать им другую работу.

Катти Сарк в порту Сиднея
Катти Сарк в порту Сиднея

Для Катти Сарк этой новой работой стала перевозка шерсти из Австралии. По-правде говоря, этот корабль устарел ещё до его спуска на воду. Просто пароходы не сразу успели захватить сферу перевозок чая, и чайные гонки были в самом расцвете. Этому способствовал устойчивый стереотип о том, что на пароходах чай меняет свой аромат и вкус из-за копоти, масла и металлического корпуса.

Коммерческое преимущество пароходов быстро развеяло предрассудки и клиперы потеряли работу. Катти Сарк тоже была переброшена на перевозку шерсти из Австралии. Тут шипящие железные монстры ещё не могли соперничать с быстрыми парусными клиперами.

Среди прочих судов на линиях перевозки шерсти Катти Сарк была лучшей. Она была быстрее остальных, крепче остальных и красивей остальных. Даже нет, в это время она была лучшим кораблём в мире. Конечно, были рекордсмены, которые делали и 25 и даже 30 узлов, но они были построены лишь для рекорда и вряд ли могли удерживать такую скорость продолжительное время. В Катти Сарк же красота сочеталась практичностью. За сутки, с трюмами полными шерсти, она могла пройти до 350 миль.

В 1895 году португальская компаний Феррейра купила Катти Сарк. Кораблю сменили имя и использовали для разных целей: перевозка шерсти, угля, чая и касторового масла. Во время первой мировой войны она возила уголь в Италию и Францию, к тому времени она уже осталась последним клипером. Все её чайные конкуренты давно умерли, их разобрали на дрова и металлолом.

Клипер Фемопилы в 1907 году в торжественной обстановке был затоплен португальцами.

В 1915-м случился спорный эпизод в жизни Катти Сарк. Он упоминается только в повести Ивана Ефремова. В других источниках об этом нет ни слова. Клипер встретил торпедированный немецкой подлодкой пароход с ранеными. Капитану парусника удалось спасти всех пассажиров и часть экипажа тонущего судна. Когда Кати Сарк уже начала отходить от него, из под воды показалась та самая субмарина. В надводном положении она атаковала парусный клипер из палубного орудия. Экипаж подлодки успел выстрелить несколько раз и даже один раз попасть по клиперу, но Катти удалось уйти благодаря начинающемуся шторму. Капитан Феррейра погиб.

Повесть Ивана Ефрмова

Одним из факторов, повлиявшим на популярность Катти Сарк, была одноимённая повесть Ивана Ефремова. Впервые он опубликовал своё произведение в 1944 году в Советском Союзе. После того как о ней узнало «Общество Сохранения Катти Сарк», Ефремов получил от них дополнительные материалы о судьбе судна. Через несколько лет, в 1957, вышла новая версия повести Катти Сарк с новыми подробностями биографии корабля.

Ефремов много путешествовал по работе и писал свои рассказы под впечатлением от увиденного. Он был палеонтологом, философом, в 40-е — 50-е годы сформулировал основные положения  тафонимии — науки о процессах, которые приводят ископаемые останки организмов к тому виду, в котором их находят палеонтологи.

Имя Катти Сарк

Молодая ведьма Нэн

Странное название – Катти Сарк – для русского уха оно похоже на красивое женское имя. На родном шотландском, однако, это имя всего лишь означает «Короткая рубашка» – действительно странно. Что это? Чайный клипер называется «Короткая рубашка» – как так вышло?

Нэн Короткая рубашка
Нэн Короткая рубашка

В 1869 году новый Клипер был почти готов и инженер Геркулес Линтон, строивший корабль попросил заказчика сообщить ему имя нового судна. Скорее всего, Уиллис был вдохновлён картиной, изображающей летящую ведьму Нэн из поэмы Роберта Бёрнса «Тэм О’Шентер», которая висела в его кабинете. Молодая девушка по прозвищу Короткая Рубашка держит в руках клок волос из конского хвоста. Она успела ухватить кобылу Мэгги за хвост, когда та вместе с хозяином — пьяницей и бабником, удирала в ужасе. Поймать их не получилось, в руке остался лишь пучёк конских волос.

Как вздрогнула она, бедняжка,

Когда Короткая Рубашка,

Вдруг вынырнув из-за куста,

Вцепилась ей в репей хвоста…

В последний раз собравшись с силой,

Рванулась добрая кобыла,

Взлетела на скрипучий мост,

Чертям оставив серый хвост.

Сейчас можно только предполагать, что творилось в голове капитана Джона Уиллиса, когда он придумывал название своему новому клиперу и какими такими умозаключениями он увязал имя ведьмы Нэн Короткая рубашка с доставкой чая из Китая.

Видимо образ молодой ведьмы тронул Уиллиса и он дал кораблю имя Катти Сарк. Стремительный, летящий над волнами клипер, гроза конкурентов. К тому же имя ведьмы добавляло мистики в обыденную торговлю. Деревянная фигура Нэн с протянутой вперёд рукой заняла почётное место под бушпритом корабля. Поначалу он планировал назвать корабль Морской Ведьмой, но оказалось, что такой уже зарегистрирован в Англии.

Эра паровых машин

В 1869 году Суэцкий канал соединил Средиземное и Красное моря. Путь в Индийский океан стал намного короче. К этому времени морские компании по всему миру уже использовали пароходы. Они ещё не заменили парусные суда. На чайных линиях пароходы ходили начиная с 1960-го года, но серьёзно конкурировать с парусными клиперами они не могли. С открытием Суэцкого канала всё изменилось. Пароходы получили преимущество в 8000 километров. Обогнать их под парусом стало не возможно.

Паровые машины стремительно проникали во все отрасли промышленности. Их использовали для приводов станков и генераторов. На суше паровые машины приводили в движение трактора и локомотивы, на море – корабли.

Управлять пароходом гораздо проще, чем парусным судном. Пароходы более маневренные, они быстрее и не зависят от ветра.

Парусники стали уходить с коммерческих перевозок.

Катти Сарк – корабль музей

Сегодня Катти Сарк единственный сохранившийся чайный клипер. В 1922-м она, укрываясь от шторма, зашла в Фалмут. Здесь её купил капитан Уилфред Доумен. Катти была его давней мечтой и когда он увидел её в порту и узнал, что португальский капитан продаёт судно, – тут же купил. Катти было трудно узнать — к тому времени она уже сменила несколько имён, а оригинальное парусное вооружение корабля было заменено на вооружение баркентины. Судно было не в лучшем виде.

«Степсы расшатались, швы палубы расходятся. Капитан-португалец напуган штормом, считает, что едва спасся, укрывшись в Фальмуте, и думает, что судно разваливается…»

Доумен долго восстанавливал клипер. Он вернул кораблю оригинальное имя и восстановил парусное вооружение. Средства на восстановление он собирал сам с друзьями и единомышленниками. Доумен потратил все свои деньги на то, чтобы вернуть Катти Сарк былую красоту и возможность снова ходить в море. Он мечтал об этом всю свою жизнь, с тех пор, когда впервые увидел Катти Сарк. Мечтал хотя бы раз вывести этот клипер в море. И теперь он был её капитаном и владельцем.

Он восстановил клипер и даже успел несколько раз выйти на нём в море. После его смерти Катти Сарк использовалась как учебное судно для морских кадетов. Однако со временем и там он пришла в негодность. За деревянным корпусом нужен постоянный уход.

В 1951 году её судьба Катти Сарк окончательно решилась. Вновь образованное Общество сохранения Катти Сарк сумело собрать нужную сумму денег на реставрацию клипера и превращение его в памятник.

Катти Сарк в Гринвиче
Катти Сарк в Гринвиче

Её поставили в Гринвиче в сухом доке, который переоборудовалии в музей Катти Сарк. Побывать на борту этого клипера  может любой желающий. В Гринвич из центра Лондона можно добраться на метро.

На борту клипера воссоздана обстановка времён чайных гонок в Викторианскую эпоху. Снаружи, вокруг её корпуса устроен стеклянный павильон, закрывающий док. Его стеклянная крыша напоминает поверхность моря. Корабль как будь-то плывёт по воде. Спустившись на дно дока можно осмотреть корпус клипера снизу — увидеть ту часть, которая обычно находится под водой.

Как обычно тут есть небольшое кафе и магазин с сувенирами.

Доступ на Катти Сарк открыт всем желающим, каждый день с 10:00 до 17:00 (без перерывов и выходных).

Последних гостей впускают не позднее 16:15. Один раз в году – с 24 по 26 декабря музей Катти Сарк закрывают.

Стоимость входного билета

  • 13,50 английских фунтов для взрослых,
  • 7,00 фунтов для детей.

Как доехать

От центра на метро нужно доехать до любой станции-пересадки на DLR (автоматическое лондонское метро) и далее ехать до станции Cutty Sark.

Далее смотрим схему (как найти Катти Сарк):

Из центра Лондона можно отправиться в Гринвич по Темзе. Небольшие прогулочные суда регулярно курсируют между причалами Гринвича (Гринвичский пирс) и причалом около смотрового колеса London eye.

Пожар

В 2007 году Катти сильно пострадала от пожара. Это случилось утром 21 мая, сначала в корме судна появился дым, а уже через несколько минут горела вся корма. Огонь быстро распространялся по деревянному корпусу корабля. Катти Сарк почти полностью сгорела. Пожар начался из-за возгорания двигателя пылесоса, который забыли выключить после очередной уборки. Он работал с пятницы до понедельника, пока не загорелся в корме на нижней палубе.

Пожар случился во время работ по реконструкции судна и часть палубной надстройки а так же носовая фигура Нэн и штурвал с корабля были сняты. В итоге пришлось проводить более глубокую реконструкцию.

Заключение

На борту Катти Сарк
На борту Катти Сарк

Катти Сарк стала музеем и единственным сохранившимся клипером. Точнее, не совсем единственным. Есть ещё один, он называется «City of Adelaide», 1864 года постройки – судно стоит в Австралии в доках. Корпус в аварийном состоянии, а мачт и парусов нет и в помине. В настоящее время его восстанавливают волонтёры. Это судно использовалось для пассажирского сообщения между Австралией и остальным миром.

В России тоже есть энтузиасты, которые на собственные средства строят исторические парусники. Один из крупнейших проектов — фрегат «Штандарт», однако благодаря российской бюрократии, создатели фрегата вынуждены были зарегистрировать его в Германии. А судно, между прочим, копия фрегата времён Петра I.


Несмотря на развитие техники, парус не исчез. Суда, движимые силой ветра, остаются популярным средством путешествий не только по морю, но и по озёрам и даже рекам. Людей привлекает романтика парусных путешествий. Огромное количество любителей строят собственные яхты из фанеры, стеклопластика и даже бетона.

Редактор сайта Dorogi-ne-dorogi.ru. Специалист по медленным путешествиям. В европейской части России побывал везде от Баренцева до Черного моря. Год путешествовал по Средней Азии на машине. На поезде путешествовал по Франции, подробно изучил Великобританию и Прибалтику. Облазил всю Калининградскую область.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Dorogi-ne-dorogi.ru
Добавить комментарий