Среди венецианских церквей, а их в городе множество, церковь Сан-Заккариа (San Zaccaria) выделяется особо. Выделяется и архитектурой своей, и историей, и наполнением, и местоположением. Она, эта церковь, необычна во всём.
Церковь стоит практически в самом центре, в двух шагах от Дворца Дожей и Славянской набережной, но как-то умудряется находиться в благонравной тишине и спокойствии на одноимённой площади. Она полна художественных шедевров и предметов прикладного искусства, сделанных древними мастерами с изумительным мастерством, в ней такие хранятся древности и располагаются таинственные строения, что любая другая церковь может позавидовать, но церковь эта не входит в список церквей-музеев Венеции, куда вход платный.
Странностей тут вообще много, противоречий и нестыковок, но так кажется только на первый взгляд. Потому что церковь эта венецианская, а Венеция могла и может себе позволить собственный взгляд, мнение и решение того или иного вопроса.
Кто такой этот Заккария и почему он святой? Заккариа (в нашем написании – Захария), согласно библейским текстам, отец Иоанна Крестителя. В Венеции, кстати сказать, вообще хватает церквей, посвящённым самым древним библейским персонажам, которые жили задолго до появления Христа и Нового Завета. Например, в Каннареджо стоит церковь Сан-Джоббе — церковь святого Иова, героя ветхозаветной Книги Иова.
Захария всё же в Новый Завет вошёл. И церковь эту именно для хранения его мощей и построили. И относится эта постройка аж к IX веку, так что церковь эта очень старая. Хотя и тут всё не так просто. Но к этому вопросу мы вернёмся буквально через пару разделов. А пока скажу, что зайти в неё стоит не только ради осмотра её архитектурных особенностей. Внутри она напоминает, скорее, художественный музей, чем церковь. А если пройтись по тем её частям, где за вход надо заплатить, то я бы назвал Сан-Заккариа даже художественно-историческим музеем.
Как добраться до Сан-Заккариа
Если смотреть на карты, то кажется, что найти эту церковь трудно, поскольку она стоит где-то во дворах, хоть и недалеко от Славянской набережной. На самом деле поиски пути к ней особого труда не составят.
От Дворца Дожей идите по Славянской набережной (Riva degli Schiavoni) прямо, переходите через Соломенный мост, идите дальше, потом следующий мост, и вот вы выходите на ту часть набережной, где располагаются остановки вапоретто, объединённые одним названием – «San Zaccaria». Это дебаркадеры для вапоретто нескольких маршрутов, так что пусть вас это не вводит в заблуждение.
Дебаркадеры эти будут по правую руку, а по левую руку вам нужно после сошествия со второго моста отсчитать второй проход во дворы между домами. Следуя этим вторым проходом (он довольно узкий, имейте в виду) от Славянской набережной, вы выйдете прямиком на Кампо Сан-Заккариа, и церковь эта откроется перед вами во всей своей мраморной красоте. Дорога от Дворца Дожей до церкви Сан-Заккариа займёт пять минут.
Время работы церкви:
- понедельник — суббота: с 10:00 до 12:00 и с 16:00 до 18:00,
- воскресенье: с 16:00 до 18:00.
Вход в саму церковь бесплатный, но осмотр ризницы, капелл и крипты стоит 1,5 евро.
Что смотреть в Сан-Заккариа
Во-первых, у этой церкви чудесный фасад. Он совмещает сразу две эпохи в архитектуре: готику и ранний Ренессанс, но это поразительно гармоничное творение. Над входом установлена статуя святого Захарии работы Алессандро Витториа. Ему же принадлежат статуя Иоанна Крестителя и алтарь с захоронением мощей святого Захарии внутри церкви.
Во-вторых, обилие картин в главном зале церкви. Неспроста я сравнил церковь с художественной галереей: картины так плотно развешаны по стенам, что возникает ощущение, будто стены из них и состоят.
Алтарь хранит в себе шедевр Джованни Беллини «Мадонна с младенцем и святыми». У этой картины, как правило, всегда есть люди. Поэтому будьте готовы подождать, чтобы подойти ближе. К тому же лучше её осветить, для этого в устройство рядом с алтарём нужно вложить 50 евроцентов. Поверьте, это того стоит. Среди авторов, чьи полотна украшают стены церкви и её капелл, назову Андреа дель Кастаньо, Пальма Веккьо, Тинторетто, Джузеппе Порта, Пальма иль Джиоване, Антонио Вассилаччи, Антона ван Дейка, Андреа Целести, Антонио Занчи, Антонио Балестра, Анджело Тревизани и Джованни Доменико Тьеполо.
В ризнице вы тоже увидите интересное собрание полотен, но если пройдёте дальше, то художественные впечатления дополнятся впечатлениями от исторических открытий. У церкви Сан-Заккариа есть две капеллы: Сан-Тарасио и Сан-Атаназио. Во второй капелле хранится уникальный золотой алтарь, сотворённый венецианскими мастерами XV века, а через первую капеллу вы сможете спуститься в крипту церкви. Она полузатоплена, но затопление придаёт ей больше таинственности и древности. В крипте находятся усыпальницы восьми дожей Венеции, которые правили городом с IX по XII века.
История церкви Сан-Заккариа
Церковь Сан-Заккариа была построена в IX веке специально для упокоения мощей этого святого, которые городу подарил византийский император Лев V. Но в 1105 году сильнейший пожар практически уничтожил церковь, так что её пришлось строить, можно сказать, заново. А между 1458 и 1515 годами здание церкви перестроили. Начинал постройку Антонио Гамбелло, заканчивал Мауро Кодуччи, известный венецианский архитектор, знакомый нам по Кампаниле Сан-Марко и зданию Скуолы Гранде ди Сан-Марко. Так что планировка у церкви готическая, декор ренессансный.
Церковь принадлежала бенедектинскому монастырю, стены которого до сих пор возвышаются на Кампо Сан-Заккариа. После того, как монастырь в XII веке пожертвовал земли для строительства базилики Сан-Марко, установилась традиция: дож на Пасху всегда посещал эту церковь. Традиция эта прервалась лишь с падением Венецианской Республики и упразднением института дожей.
Что же касается шедевра Беллини, хранящегося в алтаре, то с 1797 года картина эта двадцать лет провела в Париже. Такое впечатление она произвела на Наполеона, что тот не постеснялся увезти её с собой.