Среди венецианских церквей, а их в городе множество, церковь Сан-Заккариа (San Zaccaria) выделяется особо. Выделяется и архитектурой своей, и историей, и наполнением, и местоположением. Она, эта церковь, необычна во всём.
Церковь стоит практически в самом центре, в двух шагах от Дворца Дожей и Славянской набережной, но как-то умудряется находиться в благонравной тишине и спокойствии на одноимённой площади. Она полна художественных шедевров и предметов прикладного искусства, сделанных древними мастерами с изумительным мастерством, в ней такие хранятся древности и располагаются таинственные строения, что любая другая церковь может позавидовать, но церковь эта не входит в список церквей-музеев Венеции, куда вход платный.
Странностей тут вообще много, противоречий и нестыковок, но так кажется только на первый взгляд. Потому что церковь эта венецианская, а Венеция могла и может себе позволить собственный взгляд, мнение и решение того или иного вопроса.
Кто такой этот Заккария и почему он святой? Заккариа (в нашем написании – Захария), согласно библейским текстам, отец Иоанна Крестителя. В Венеции, кстати сказать, вообще хватает церквей, посвящённым самым древним библейским персонажам, которые жили задолго до появления Христа и Нового Завета. Например, в Каннареджо стоит церковь Сан-Джоббе — церковь святого Иова, героя ветхозаветной Книги Иова.
Захария всё же в Новый Завет вошёл. И церковь эту именно для хранения его мощей и построили. И относится эта постройка аж к IX веку, так что церковь эта очень старая. Хотя и тут всё не так просто. Но к этому вопросу мы вернёмся буквально через пару разделов. А пока скажу, что зайти в неё стоит не только ради осмотра её архитектурных особенностей. Внутри она напоминает, скорее, художественный музей, чем церковь. А если пройтись по тем её частям, где за вход надо заплатить, то я бы назвал Сан-Заккариа даже художественно-историческим музеем.
Как добраться до Сан-Заккариа
Если смотреть на карты, то кажется, что найти эту церковь трудно, поскольку она стоит где-то во дворах, хоть и недалеко от Славянской набережной. На самом деле поиски пути к ней особого труда не составят.
Церковь на карте
Вид на церковь
От Дворца Дожей идите по Славянской набережной (Riva degli Schiavoni) прямо, переходите через Соломенный мост, идите дальше, потом следующий мост, и вот вы выходите на ту часть набережной, где располагаются остановки вапоретто, объединённые одним названием – «San Zaccaria». Это дебаркадеры для вапоретто нескольких маршрутов, так что пусть вас это не вводит в заблуждение.
Дебаркадеры эти будут по правую руку, а по левую руку вам нужно после сошествия со второго моста отсчитать второй проход во дворы между домами. Следуя этим вторым проходом (он довольно узкий, имейте в виду) от Славянской набережной, вы выйдете прямиком на Кампо Сан-Заккариа, и церковь эта откроется перед вами во всей своей мраморной красоте. Дорога от Дворца Дожей до церкви Сан-Заккариа займёт пять минут.
Время работы церкви:
- понедельник — суббота: с 10:00 до 12:00 и с 16:00 до 18:00,
- воскресенье: с 16:00 до 18:00.
Вход в саму церковь бесплатный, но осмотр ризницы, капелл и крипты стоит 1,5 евро.
Что смотреть в Сан-Заккариа
Во-первых, у этой церкви чудесный фасад. Он совмещает сразу две эпохи в архитектуре: готику и ранний Ренессанс, но это поразительно гармоничное творение. Над входом установлена статуя святого Захарии работы Алессандро Витториа. Ему же принадлежат статуя Иоанна Крестителя и алтарь с захоронением мощей святого Захарии внутри церкви.
Во-вторых, обилие картин в главном зале церкви. Неспроста я сравнил церковь с художественной галереей: картины так плотно развешаны по стенам, что возникает ощущение, будто стены из них и состоят.
Алтарь хранит в себе шедевр Джованни Беллини «Мадонна с младенцем и святыми». У этой картины, как правило, всегда есть люди. Поэтому будьте готовы подождать, чтобы подойти ближе. К тому же лучше её осветить, для этого в устройство рядом с алтарём нужно вложить 50 евроцентов. Поверьте, это того стоит. Среди авторов, чьи полотна украшают стены церкви и её капелл, назову Андреа дель Кастаньо, Пальма Веккьо, Тинторетто, Джузеппе Порта, Пальма иль Джиоване, Антонио Вассилаччи, Антона ван Дейка, Андреа Целести, Антонио Занчи, Антонио Балестра, Анджело Тревизани и Джованни Доменико Тьеполо.
В ризнице вы тоже увидите интересное собрание полотен, но если пройдёте дальше, то художественные впечатления дополнятся впечатлениями от исторических открытий. У церкви Сан-Заккариа есть две капеллы: Сан-Тарасио и Сан-Атаназио. Во второй капелле хранится уникальный золотой алтарь, сотворённый венецианскими мастерами XV века, а через первую капеллу вы сможете спуститься в крипту церкви. Она полузатоплена, но затопление придаёт ей больше таинственности и древности. В крипте находятся усыпальницы восьми дожей Венеции, которые правили городом с IX по XII века.
История церкви Сан-Заккариа
Церковь Сан-Заккариа была построена в IX веке специально для упокоения мощей этого святого, которые городу подарил византийский император Лев V. Но в 1105 году сильнейший пожар практически уничтожил церковь, так что её пришлось строить, можно сказать, заново. А между 1458 и 1515 годами здание церкви перестроили. Начинал постройку Антонио Гамбелло, заканчивал Мауро Кодуччи, известный венецианский архитектор, знакомый нам по Кампаниле Сан-Марко и зданию Скуолы Гранде ди Сан-Марко. Так что планировка у церкви готическая, декор ренессансный.
Церковь принадлежала бенедектинскому монастырю, стены которого до сих пор возвышаются на Кампо Сан-Заккариа. После того, как монастырь в XII веке пожертвовал земли для строительства базилики Сан-Марко, установилась традиция: дож на Пасху всегда посещал эту церковь. Традиция эта прервалась лишь с падением Венецианской Республики и упразднением института дожей.
Что же касается шедевра Беллини, хранящегося в алтаре, то с 1797 года картина эта двадцать лет провела в Париже. Такое впечатление она произвела на Наполеона, что тот не постеснялся увезти её с собой.