Now Reading
Венецианский Арсенал

Венецианский Арсенал

Ворота Венции

Гуляя по улицам сестьере Кастелло, вы то и дело будете натыкаться на высокие кирпичные стены, которые укрывают от взора довольно большую территорию. То там, то здесь эта массивная стена с острыми зубчиками наверху будет вам встречаться, сопровождать какое-то время, исчезать из виду и появляться вновь.

Porta Magna - Великие Ворота
Вот так выглядят Porta Magna — Великая Дверь — главные ворота Арсенала.

Если же придётся плыть на вапоретто вокруг Венеции, то, оказавшись со стороны Фондаменте Нове, вы проплывёте мимо огромной стены, чем-то напоминающей стены Московского Кремля. Размеры ее так внушительны, что в принципе небыстро плывущее вапоретто идёт вдоль неё около 10 минут. Где-то в середине стены есть большая выемка, видимо, для выхода лодок и небольших судов в лагуну, тут можно успеть просмотреть широкую акваторию внутри.

Со стороны Славянской набережной ровный и довольно широкий канал приведёт вас к роскошным воротам с двумя башнями, перед которыми расположился деревянный островерхий мост, а вход слева украшен большим количеством статуй. Пространство за башнями закрыто мостиком, что наведён за ними: видно только, что вся территория там в основном покрыта водой, виднеются какие-то постройки, деревья, но что дальше, неизвестно.

Читайте также: Экскурсии по Венеции...

Это всё — Арсенал. Территория Арсенала занимает, пожалуй, бо’льшую часть Кастелло. И это не случайно, поскольку венецианский Арсенал, с исторической точки зрения, кузница венецианской морской мощи, а стало быть, и мощи политической, и коммерческой. Огромная корабельная верфь, сделавшая Венецию Венецией, давала работу каждому десятому жителю города, практически каждый из которых был первоклассным специалистом в своём деле — плотником, канатчиком, кузнецом. На содержание Арсенала тратились немалые деньги, гостям его показывали, как чудо, как диковинку, из числа рабочих (их называли «арсеналотти») составляли охрану дожа. После печально знаменитого пожара 1574 года, когда сильно пострадал Дворец Дожей, заседания Большого Совета Светлейшей Республики Венеции проходили именно в Арсенале. То есть значение Арсенала для Венеции переоценить сложно.

Сегодня Арсенал, как верфь, не используется. Большая часть его территории в запустении. Часть цехов и пакгаузов используется под мероприятия Венецианской Биеннале искусств, которая проводится по нечётным годам. Какая-то часть территории закрыта для посещений, поскольку принадлежит Министерству обороны и используется в качестве морской базы.

Как добраться до Арсенала

Вапоретто №№ 1, 4.1 и 4.2. останавливаются у «Arsenale». Выйдя с дебаркадера, поверните направо и пройдите немного вперёд, до моста через канал, впадающий в лагуну. Перейдите мост, поверните с него налево и идите прямо. Через пять-шесть минут ходьбы перед вами вознесутся ввысь башни главного входа Арсенала — парадной Porta Magna.

Арсенал. Вид со спутника.
Вид на Арсенал со спутника. Стрелкой помечены те самые ворота. Военная база расположена в правой части.

Арсенал закрыт для посещений. Попасть на его территорию можно только при осмотре выставок Биеннале, проводящихся в его помещениях. Для этого нужно смотреть афишу Биеннале. Вот сайт: labiennale.org.

В качестве компенсации Арсенал предлагает осмотр экспозиции Военно-морского музея, который располагается рядом с Арсеналом, прямо у спуска с моста, после которого вы повернули к главным воротам. Сайт музея: www.marina.difesa.it.

Музей открыт ежедневно с 8:45 до 17:00 (касса закрывается в 16:30), билет стоит 5 евро.

И ещё одна хитрость. Существует сайт «Друзья музеев Венеции»: www.amicideimuseivenezia.it. Обратившись к ним, можно узнать, а потом и заказать экскурсию по территории Арсенала. Информация об этом есть на сайте самого Арсенала: arsenale.comune.venezia.it (открыта как раз та страница, где речь идёт об организации экскурсий).

Что смотреть в Арсенале

Пока нет возможности ходить по территории Арсенала, остаётся наслаждаться видом Porta Magna. В дословном переводе — Великая Дверь. На самом деле, это так, потому что к моменту создания проекта этого входа (автор проекта Якопо Беллини) Арсенал был уже широко известен по миру. Поэтому архитектору Антонио Гамбелло пришлось создавать ворота, соответствующие репутации комплекса.

See Also

В Венецию с ребёнком

Читайте также: Венеция за неделю...

Эти ворота считаются первым ренессансным строением в Венеции. С 1460 года украшают они город. Фигуры львов у входа привезены из Греции в 1687 году. Сам вход выполнен в виде триумфальной арки, над которой располагается рельеф с изображением Крылатого Льва Святого Марка. Вокруг входа установлено несколько классических статуй. Есть также и бюст Данте Алигьери, который в незапамятные времена побывал в Венеции, посетил Арсенал и отразил свои впечатления в одной из песен «Божественной комедии» (часть I, «Ад»). Башни, венчающие водный вход в Арсенал, возведены в XVII веке.
Если всё же вам удастся проникнуть на территорию Арсенала, то вы сможете увидеть верфи, пакгаузы, склады, всю акваторию Арсенала, где создавали мощнейший венецианский флот, где делали оружие, где кипела жизнь и работа.

История Арсенала

Годом основания Арсенала считается 1104-й, хотя первая верфь на этом месте была построена ещё в VIII веке. Тогда она была одной из семи верфей в городе. Это сразу и изначально было большущее комплексное предприятие, созданное для постройки и оснастки боевых кораблей. Венецианская республика активно участвовала в Крестовых походах, флот её бороздил моря средиземноморской акватории, хозяйничал в Адриатике. В предприятия Арсенала входили не только верфи, но и кузницы, склады, оружейные и многие другие мастерские.

Арсенал занимал и занимает большую территорию в районе Кастелло. По сути, он достигает в итоге двух противоположных берегов. Арсенал имел два входа: сухопутный для рабочих и водный для судов. Сухопутный располагался там, где он существует и по сей день: ворота Porta Magna, видные со Славянской набережной, и есть этот вход. Водный расположен тут же рядом: это ровный длинный канал от лагуны, позволявший галерам входить в акваторию Арсенала.

В 1326 году верфь расширили, построив Arsenale Nuovo. Того требовала военная и политическая обстановка: театр боевых действий Венеции расширился, к тому же шло активное противостояние с Генуей. Арсенал выпускал теперь в четыре раза больше галер. К тому же Арсенал получил монополию на строительство торговых судов для городской коммуны. В тот же период в цехах Арсенала начали отливать пушки. В 1473 году заложили Arsenale Nuovissimo, строительство продолжалось почти сто лет, до 1570 года. Венецианские мастера-корабельщики произвели техническую революцию своего времени. Они отказались от технологий Древнего Рима, когда корабль строился, начиная с корпуса. Венецианцы решили строить сперва «оболочку» корабля, начиняя его всеми остальными частями. Они стандартизировали конструкцию кораблей, разделили изготовление частей по узким специалистам, и процесс пошёл так, что в день с верфей сходило по кораблю.

В лучшие свои времена Арсенал обеспечивал работой порядка 16 тысяч человек.

Во время захвата Венеции Наполеоном Арсенал подвергся обстрелу и был частично разрушен. В конце XIX века итальянское правительство вложило немалые суммы, чтобы превратить его в морскую базу, но Арсенал уже не мог соответствовать требованиям времени. Сегодня он лишь частично выполняет функции морской базы. Большинство его территорий заброшено.

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.

Без спама.

Комментариев нет

Leave a Reply

Your email address will not be published.