Мы любим истории о путешествиях. Расскажите как съездили и мы опубликуем вашу историю на Dorogi-ne-dorogi.ru

Путешествие в Йемен: как я побывала в гареме и по воле Аллаха успела на самолет

Идеи путешествий

Всем привет. Меня зовут Анна. Я живу в Екатеринбурге и очень люблю путешествовать. Иногда случаются и совсем неожиданные маршруты. Я расскажу вам про самостоятельное путешествие в Йемен. Это было настоящее приключение.

Путешествие в Йемен, Сана

Самостоятельное путешествие в Йемен было настоящей авантюрой.

Мы с другом обсуждали этот вариант скорее в шутку, но чем больше смотрели фотографии в интернете, тем больше хотелось оказаться там на самом деле. Направление странное, но когда Европа и морские курорты уже изучены вдоль и поперек, тянет на экзотику.

Перелет и трансфер

Мы ездили в Йемен в ноябре.

Погода там в это время отличная — около +20°С. Еще одно преимущество: это один из наименее туристических месяцев, поэтому можно купить билеты немного дешевле средней цены.

Мы летели из Москвы авиакомпанией Люфтганза с пересадкой во Франкфурте. Других вариантов с одной пересадкой не было. Билет туда-обратно обошелся около €600 на человека.

Понимая, что страна очень особенная, мы полетели всего на 3 дня. Как потом оказалось, этого было более чем достаточно.

Визу оформили по прилету: гражданам России ее вклеивают в аэропорту в течение нескольких минут. Никакие дополнительные документы у нас не просили.

В аэропорту мы взяли такси за $30 и поехали в отель.

Мы прилетели вечером, поэтому знакомство с городом оставили на следующий день.

Проживание

Самостоятельное путешествие в Йемен: вид из номера нашего отеля
Вид из номера нашего отеля

Отель бронировал мой друг через Букинг. Номер обошелся в $30 за ночь.

Главным критерием было расположение в центре города. В брони мы указали, чтобы нас поселили на максимально высокий этаж с видом на город с его необыкновенной архитектурой. Резные окна и расписные фасады зданий хотелось видеть вживую прямо из отеля.

По приезду мы поняли, что лучше бы жили на первом этаже. В классических йеменских зданиях старой постройки лифтов нет, а ступеньки раза в полтора выше наших стандартных. На наш 6 этаж подняться — целая история.

В первый вечер мы ужинали в отеле традиционной арабской едой: лаваш с разными начинками и соусами. Кухня на любителя, но мы такое обожаем, поэтому все понравилось.

Первый день в Сане: исторический центр, Президентская мечеть и паранджа

Самостоятельное путешествие в Йемен: прогулка по Сане
Прогулка по Сане

Следующим утром мы позавтракали примерно тем же, и началось самое интересное.

Про интернет в Йемене и речи не было. Мы попросили на стойке отеля бумажную карту города — оказалось, что такой не существует. Нам нарисовали от руки подобие карты центра — три главные улицы.

Уже через 5 минут мы поняли, что заблудились: на улицах никаких табличек, а если где-то что-то и написано, то по-арабски. Мы пошли интуитивно искать центр.

В лабиринте улиц Саны мы встретили местного мужчину лет 60. Его звали Абдул.

Очень колоритный персонаж: в традиционной одежде с кинжалом за поясом, шумный и активный.

Кинжал называется джамбия — распространенный мужской аксессуар в некоторых арабских странах. В Йемене его многие носят. сам

Абдул сам начал с нами диалог. Как ни удивительно, он отлично говорил по-английски. Позже он рассказал, что мы его заинтересовали, так как туристов у них почти не бывает, тем более европейцев. Ему было просто любопытно узнать, кто мы и откуда.

Завязался разговор, и мы рассказали, что первый день в Сане и уже заблудились. Абдул тут же предложил показать нам город. При этом он не попросил ни цента. Возможно, опрометчиво доверять первому встречному, но он вызывал абсолютное доверие. В любом случае гулять с ним казалось намного безопаснее, чем самим.

Примерно через час нашей прогулки Абдул сообщил, что мы немедленно идем на рынок покупать мне местную одежду, потому что меня вслед комментируют плохими словами. Это было очень неожиданно. В других арабских странах такой проблемы не возникало, и я была в джинсах и рубашке, ничего супер открытого.

Рынок представлял из себя торговые улицы и небольшие магазинчики, где вперемешку продавалось все подряд: фрукты, одежда, обувь. Здесь же гончар лепил керамическую посуду, что-то ковали, пекли лепешки. Практически все продавцы, незанятые активной деятельностью, лежали за прилавком на подушках и жевали кат. Это какой-то супер легкий наркотик, который они жуют каждый день с 12 часов дня и до ночи, а мужчины встречаются специально «пожевать кат», как наши идут попить пивка.

Мы купили паранджу и хиджаб. Я сразу все это надела — прямо на рынке.

Впечатления были странные: сначала немного забавно, но потом это стало сильно раздражать, но выхода не было. По моим личным ощущениям, когда надеваешь глухое черное платье до пола и еще сверху платок, который в идеале нужно намотать на лицо, становишься как будто тенью: мужчины — люди, а женщины ходят с ними, будто тени — без лица и какой-либо индивидуальности. Дискомфорт для меня невероятный.

Весь день мы гуляли по историческому центру Саны. Абдул подробно все рассказывал. Город абсолютно непохож ни на один другой: как будто находишься в какой-то восточной сказке. Особенно это чувствовалось на рынке.

Абдул отвез нас в главную мечеть Йемена — президентскую. Это очень красивое, величественное здание.

Президентская мечеть в Йемене
Президентская мечеть — главная достопримечательность Саны. Заходить в мечеть можно только босиком

По пути нам встретился фургон, полный женщин в паранджах. Выглядит колоритно, но мне в парандже стало еще более некомфортно.

Вечером Абдул пригласил нас в «лучший ресторан города», где бывают знаменитости, самые богатые люди страны и важные иностранные гости. К нашему удивлению, ресторан очень напоминал столовые 90-годов: простенькая мебель и столы, покрытые клеенкой. Меню ничем не отличалось от отельного: лаваш с разными начинками и соусами. Было очень вкусно.

После ужина Абдул проводит нас в отель.

Нам просто невероятно повезло, что мы его встретили. Понятия не имею, как бы мы ориентировались сами и как бы прошло наше самостоятельное путешествие в Йемен.

Второй день в Сане: в гостях у местной семьи

Самостоятельное путешествие в Йемен: в гостях у местных
В гостях у брата Абдула

На следующий день Абдул пригласил нас в гости к своему брату. Конечно, мы не могли отказаться: когда еще увидишь, как живет настоящая мусульманская семья.

Абдул попросил меня быть в обычной одежде. Он уже рассказал родственникам про нас, и им было интересно посмотреть, как мы выглядим и как одеваемся. Брат оказался достаточно продвинутым и открытым человеком, который совершенно спокойно отнесся к тому, как я одета. Он был приветливым и общительным, что очень порадовало.

Моя радость длилась недолго: сразу же после знакомства меня отправили в гарем. С одной стороны, было любопытно, что это, с другой — идти куда-то одной совсем не хотелось.

Гарем — это комната, где находятся все женщины в семье.

Несмотря на то, что эта семья была среднего достатка, они жили в отдельном доме на 3 или 4 этажа. Гарем находился в самом низу, в полуподвальном помещении. В небольшой комнате находились около 10 женщин: жены, сестры, дочери и 90-летняя мама брата Абдула.

Они меня рассматривали как музейный экспонат. Так себе атмосфера. Мне было очень неудобно.

Их английский ограничивался примерно 10 словами на уровне «Как тебя зовут?», поэтому говорить было совершенно не о чем. Да и, откровенно говоря, хотелось поскорее сбежать оттуда.

Выдержав 20 минут, я пошла к мужчинам. Конечно, это не совсем правильно, но в тот момент меня это абсолютно не волновало. Мужчины сидели на подушках и жевали кат. Потом мы пили чай, ели лаваши и общались — было очень интересно с ними разговаривать. Все-таки для нашего европейского менталитета мусульманские женщины кажутся ущемленными, а мужчины живут в свое удовольствие.

Вечером мы попросили Абдула в последний день свозить нас куда-нибудь за город, в деревню. Хотелось увидеть реальную жизнь в йеменской глубинке. Он договорился со знакомым таксистом.

Все оказалось не так просто. Чтобы выехать за пределы Саны, Абдул повел нас в главную полицию. Там нужно было подписать документ, что мы едем добровольно, и нас не взяли в заложники.

Это было солидное здание на одной из центральных улиц. Все выглядело серьезно — главный полицейский участок страны все-таки. Но даже здесь полицейские на рабочем месте, в рабочее время, в своем кабинете жевали кат.

Третий день в Сане: поездка в деревню, Барби в парандже и йеменская свадьба

Самостоятельное путешествие в Йемен: я и Абдул
Я и Абдул

На следующий день нашего самостоятельного путешествия в Йемен мы поехали на импровизированную экскурсию в йеменскую горную деревню.

К счастью, Абдул сказал, что я могу ехать в обычной одежде. Дорога лежала через горы. Пару раз мы выходили сделать фотографии и полюбоваться горными пейзажами. Ехать было очень комфортно, несмотря на местами встречающиеся холмы и серпантин. Машина была современная, что удивительно контрастировало со страной.

В деревне больше всего нас удивила девочка, которая продавала одетых в паранджу Барби. Интересно, кто их там у нее мог купить, кроме нас? Мы купили — лучший сувенир из Йемена.

Куклы Барби в парандже, Йемен
Куклы Барби в парандже

Перед выездом обратно Абдул завез нас в гости к знакомому попить традиционный йеменский чай в малюсеньких чашках — очень крепкий и очень сладкий. Мы пили чай, общались, а в 11 вечера у нас был рейс домой. На наши намеки, что пора бы выдвигаться в аэропорт, иначе опоздаем, Абдул колоритно отвечал: «На все воля Аллаха!» В итоге наша взяла, и мы поехали в Сану.

Время до рейса еще оставалось, и Абдул решил красочно завершить наш тур, пригласив на свадьбу друга. Мне снова пришлось надеть паранджу.

Свадьба проходила очень оригинально по нашим меркам. На улице веселился жених с друзьями и родственниками-мужчинами. Невесты не было. Абдул показал мне на малюсенькое окно на верхнем этаже соседнего дома и сказал: «А вон там невеста с подружками. Хочешь пойти к ним?» — и начал прикрывать мне лицо хиджабом.

В этот момент меня переполнили эмоции: невеста сидит в коморке вдали от веселья на своей свадьбе, и меня хотят отправить туда же как человека второго сорта. Я отдаю себе отчет в том, что в мусульманской культуре это в порядке вещей, но для меня это абсолютно неприемлемо. Даже мой друг, который сначала не понимал моих негативных эмоций в связи с хиджабом, в тот момент не выдержал и сказал, что этого достаточно и нам пора в аэропорт.