Мы любим истории о путешествиях. Расскажите как съездили и мы опубликуем вашу историю на Dorogi-ne-dorogi.ru

Как я побывала в экспедиции РГО в Балтийском море

Куда поехать в России

Журналист и участник экспедиции Русского географического общества, Алина Чемерис рассказывает о своей поездке к кладбищу затонувших кораблей недалеко от Санкт-Петербурга, у островов Мощный и Гогланд. Про подробности экспедиции и интересные факты о затонувших судах читайте ниже.

Финский залив давно стал настоящим кладбищем кораблей. Как подсчитали ученые, на его дне могут находиться около 40 000 затонувших судов.

Некоторые, как парусник с хлестким названием «Бутылочник», вызывают у исследователей лишь исторический интерес, а иные, как танкер Т-12, беспокоят с точки зрения экологии. Недавно из этого танкера, затонувшего почти 80 лет назад, начала вытекать нефть. Изучением обоих кораблей занимается Центр подводных исследований Русского географического общества.

В начале августа 2020 года к судам, которые уже много лет покоятся на дне залива, была организована экспедиция. Мне посчастливилось попасть в ее состав.

В отличие от ученых, в распоряжении которых был скоростной катер, к месту назначения мы шли на паруснике «Надежда», построенном в 1912 году. Путь наш длился почти сутки, зато балтийскими закатами налюбовались вдоволь. Курс лежал на остров Мощный, что в 50 км от финской границы. Там нас уже ждал палаточный лагерь, откуда мы и делали вылазки к затонувшим кораблям.

Сделано в Германии

Как я побывала в экспедиции РГО в Балтийском море
Водолазы / ЦПИ РГО

На скоростном катере до затонувших кораблей из Петербурга можно добраться за 2-3 часа.

Суда лежат на дне около островов Мощный и Гогланд.

В первый день экспедиции все внимание ученых было приковано к танкеру, который начал сочиться нефтью. Лежит он прямо на том месте, где почти 80 лет назад проходил маршрут Таллинского перехода.

Это была трагедия. Случилась она 27 августа 1941 года. В тот день, узнав, что Таллин заблокирован фашистами, люди в панике стали сбегаться в порт эстонской столицы. Именно здесь тогда находилась главная база Краснознаменного Балтийского флота. Корабли стояли на месте. Экипажи ждали. Ждали спасительного приказа об эвакуации. Но когда он поступил, было уже поздно. 225 кораблей вышли в сторону Кронштадта только на следующий день. Путь пролегал через минные поля и под авиабомбежками.

В этой огромной колонне был и танкер Т-12 с полными баками нефти и двумя сотнями людей на борту. До конца маршрута он не дожил из-за попадания в корму авиабомбы.

Есть сообщение с немецкого самолета, что все пространство юго-западнее Гогланда было залито нефтью, — рассказывает научный консультант ЦПИ РГО Андрей Лукошков. Сейчас этот танкер лежит на дне и торчит над грунтом на 10 метров. У него полностью раскурочена корма — место, куда ударила бомба, а вот все остальное неплохо сохранилось.

Танкер Т-12 ученые обнаружили в 2005 году. Тогда еще нефть из него не вытекала.

Как я побывала в экспедиции РГО в Балтийском море
На закладной доске танкера Т-12 значилось, что судно сделано в Любеке

Чтобы разобраться, как немецкий корабль оказался по нашу сторону минных полей, пришлось повозиться. Оказывается, танкер в 1938 году построили по заказу Норвегии, потом продали в Швецию, а затем — в СССР. В одно время даже гуляла байка, что Советы таким образом хотели заполучить высокотехнологичное судно, чтобы понять, как оно сделано. Однако жить танкеру оставалось год.

В этом году, когда на Балтике был штиль, мы заметили масляные пятна, поднимающиеся с места, где затонул Т-12, — поясняет исполнительный директор и водолаз ЦПИ РГО Сергей Фокин. А когда начали подводные исследования, столкнулись с удивительной картиной: на носу и в кабине танкера очень хорошая видимость, а вот на корме — марево, словно туман. Это говорит о том, что там постоянно происходит процесс растворения чего-то.

Опасный объект и братская могила

Пятна нефти
Пятна нефти / ЦПИ РГО

Чтобы понять, что именно вытекает из танкера, водолазам приходится нырять на глубину 63 м. В гидрокостюмах, «нашпигованные» оборудованием, которое весит десятки килограммов, они начинают погружение. Пробы воды и грунта, которые удалось взять, исследователи передают экологу.

Мы подозреваем, что если в танкере много топлива и металл постепенно изнашивается, может произойти единовременный выброс всех вредных веществ, — отмечает эколог и океанолог Ливия Ермакова. — Но сейчас если что-то и выливается, то в очень небольших количествах, и невооруженным глазом этого не видно. Помочь могут только лабораторные исследования.

Эколог за работой
Эколог за работой / ЦПИ РГО

Когда будут получены их результаты, специалисты ЦПИ РГО смогут понять, что же все-таки делать с танкером. Возможных вариантов два: если вытекающая смесь со временем теряет свои свойства и выпадает осадок, то ей просто дадут скоксоваться. А если же вещество летучее, ученые займутся разработкой противоаварийных мер.

Понимаете, Т-12 с одной стороны — братская могила, с другой — военный памятник, с третьей — опасный объект, — рассуждает Андрей Лукошков — учитывая все эти факторы и надо принимать решение.

Самое интересное — в трюмах

Ящики с бутылками на дне затонувшего судна
Ящики с бутылками на дне затонувшего судна. Подводная съемка ЦПИ РГО

Вторым интересным объектом для изучения стал грузовой парусник 300-летней давности.

Его случайно обнаружили в прошлом году военные. И, разумеется, сразу же доложили ученым. Когда водолазы впервые отправились его осматривать, то ахнули: на борту затонувшего судна было огромное количество ящиков с бутылками. Из-за этого корабль и получил свое забавное прозвище — «Бутылочник».

Это точно был торговый парусник, предположительно голландский тьялк, построенный в начале XVIII века, — отмечает Андрей Лукошков. Мы думаем, что судно шло в Петербург, попало в сильный шторм и затонуло вместе с товарами.

Немного покопавшись на палубе, исследователи подняли из-под воды множество любопытных предметов: старинные курительные трубки, кувшины с четырьмя ручками, керамические расписные тарелки, и, разумеется, бутылки. В изящных и хрупких в те годы перевозили аромамасла, а вот в массивных и квадратных — вероятно, хранился джин. На это указывает клеймо у горлышка.

Увы, попробовать напиток трехвековой давности не получится — содержимое не сохранилось. В отличие от апельсиновых корок, которые 300 лет пролежали в кувшине и до сих пор пахнут апельсинами.

Все эти находки — лишь вершина айсберга. Самое интересное может скрываться в трюмах.

Когда Петербург был только-только основан, всем необходимым он снабжался из-за границы, никакого сообщения с центральной Россией не было, — поясняет Андрей Лукошков. Поэтому на борту корабля может оказаться совершенно разнообразный груз. Там могут быть бочки с книгами или игральными картами — 300 лет назад их перевозили именно в бочках. Может, там есть мебель, табак. И раз на борту нашли бутылки с джином, возможно, в трюме хранятся и бочки с пивом и вином. Пока еще трудно сказать что-то точно.

Артефакты станут экспонатами

Артефакты, найденные на затонувшем корабле
Артефакты, найденные на затонувшем корабле

Трюмы, где могут храниться сокровища, забиты большим количеством ила, и попасть в них не так-то просто.

У нас есть практика раскопок на таких заиленных объектах, — отмечают в пресс-службе ЦПИ РГО. С помощью специального устройства наши сотрудники откачивают ил из помещений, и сразу становится ясно, что там находится. Мы так делали в прошлом году на другом корабле — на «Посуднике». Чтобы проделать то же самое на «Бутылочнике», нам нужно получить разрешение от Министерства культуры. И если все будет хорошо, в 2021 году мы намерены забраться в эти трюмы и выяснить, что же в них скрывается.

Читайте также: Одиночное автопутешествие в Норвегию

Судьба уже найденных артефактов, и тех, которые только предстоит поднять со дна, уже решена. Все они станут экспонатами в одном из музеев Петербурга. Но в каком именно — пока неясно. Исследователи только начали переговоры.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Dorogi-ne-dorogi.ru
Добавить комментарий