Возможно ли пройти виа-феррату на Ильяс-Кая новичку в скалолазании, почему при подъеме с собой нужно брать орехи и как научиться доверять страховке? У многих любовь к скалолазанию начинается с прохода по виа-феррате. Я испытала это на себе в Крыму и делюсь впечатлениями в отчете, написанном специально для проекта Dorogi-ne-dorogi.ru. Из статьи вы узнаете, что это за зверь такой и как с ним подружиться.
Первый раз я задалась этими вопросами, будучи уже привязанной к скале и висящей на высоте 500 метров. Небольшой лишний вес и неуверенность в себе я тогда имела, а опыта в скалолазании нет. Даже на скалодроме не была ни разу.

Первое, что я спросила у своего инструктора перед подъемом на скалы — нужно ли мне уметь подтягиваться. Я не умела и в моем представлении без этого навыка невозможно было взять высоту. Инструктор уверила, что это необязательно, добавив наставническим голосом, что куда важнее гибкость мышления. Я не поняла, что она имела ввиду, расспрашивать не стала и вместе с остальными новичками полезла на скалу. Карабин я также держала в руках в тот день впервые.
Свой опыт я описываю для того, чтобы перед подъемом на виа-феррату вы подготовились лучше меня, знали, с чем можно столкнуться на сложных участках и получили от своего восхождения только удовольствие.
Содержание:
- «Железными тропами сбитыми стопами» или что такое виа-феррата
- С какими знаниями на виа-феррату Ильяс-Кая поднималась я
- С какими знаниями надо начинать двигаться по виа-феррате
- Ваши действия при подъеме на виа-феррату
- Берем вершину Ильяс-Кая в Крыму
- Последовательность участников при подъеме на вершину
- Развязка и лавочка над пропастью в 600 метров
- Эпилог
- Как добраться до виа-ферраты Ильяс-Кая
- Где искать еще виа-ферраты в России
«Железными тропами сбитыми стопами» или что такое виа-феррата

Для упрощения скальных маршрутов альпинисты вбивают в горные породы металлические скобы и страховочные перила. Это нужно для того, чтобы даже новички в скалолазании смогли попасть в труднодоступные части горы, куда раньше дорога открывалась только альпинистам с опытом. Такие участки для скалолазания распространены в Европе. Их и называют виа-ферратами или железными тропами, в переводе на русский язык.
Подобные горные маршруты напоминают бесконечные лестницы в небо. Подниматься по ним людям безусловно легче и быстрее.
Это безопаснее, чем обычное скалолазание. Вдоль тропы проложены страховочные перила. Цепляясь к ним своей обвязочной системой, про которую сейчас поговорим подробнее, скалолаз всегда застрахован от падения.
Вы не тратите энергию на вбивание в камень скальных крюков, взбираетесь вверх как по спасательной лестнице, а потому у вас всегда есть точка надежной опоры в виде металлической ступени. В любой момент, вне зависимости от сложности проходимого участка, можно остановиться и дать отдохнуть рукам.
Но даже альпинистам с опытом некоторые виа-ферраты покажутся трудно преодолимыми, а потому интересными, так как расстояние между скобами намеренно велико. На сложных участках оно варьируется от 1,5 до 2 метров. Трудность в том, что человек среднего роста уже не может сделать обычный шаг на ступень выше.
Подобные отрезки виа-ферраты преодолеваются лазанием по скале. Поэтому будет хорошо, если вы заранее потренируетесь на скалодроме.
В легендах карт такие трудные участки обозначены черным цветом.
Единственная в России железная тропа высокого уровня сложности находится в Крыму — между Севастополем и Ялтой. Это вершина Ильяс-Кая.
С какими знаниями на виа-феррату Ильяс-Кая поднималась я

Мы арендовали снаряжение у знакомого. На каждом человеке в итоге было по одной поясной обвязке с двумя страховочными веревками — усами. На шлемах сэкономили.
Уже у подножия горы мне показали движение карабином, которым можно зацепиться за стальную стационарную скобу. Кто-то предупредил, что я всегда обязательно должна быть пристегнута одним из усов к скобе. С этими двумя знаниями и с верой, что все закончиться в любом случае хорошо, я полезла по самому тяжелому по сложности участку виа-ферраты.
знаем интересные места,
ищем новые маршруты
С какими знаниями надо начинать двигаться по виа-феррате
На какой по сложности участок вы поднимаетесь и какие они бывают
В большей части различных изданий и путеводителей используют австрийскую шкалу A-B-C-D-E, где A — участок, доступный даже детям, а Е — самый сложный.
Планируйте, сколько часов вы потратите на восхождение, берите всегда с запасом. Мы впятером поднимались по участку D почти 6 часов. Более опытные скалолазы возьмут эту высоту быстрее в 2 раза. На виа-феррате Ильяс-Кая был сложный момент, который я не могла пройти больше получаса.
Рассчитывайте свои силы и первый раз поднимайтесь с опытными инструкторами, которым вы доверяете.
Как работает страховка
Страховка состоит из обвязки, на которую прицеплены две страховочные веревки. Альпинисты называют их усами. На концах усов — карабины.
Чаще всего взрослые люди используют поясную обвязку, а для детей берут грудную страховочную систему. В случае срыва страховка в любом случае вас удержит. Главное — ежесекундно быть прицепленным к стационарным конструкциям, а соблюдение техники безопасности уже зависит только от вашей внимательности.
У каждого участника должен быть шлем, причем не велосипедный, а именно для скальных восхождений. Характер ударов о скалу отличается от удара при падении с велосипеда.
Удобная обувь, пусть и не предназначенная для скал, будет для вас лучше, чем новая трековая, которую вы не успели разносить.
Возьмите дополнительную страховочную веревку. Она нужна для того, чтобы более опытные участники смогли в сложных местах страховать новичков. Веревка должна находиться у человека, который идет первым. Как правило это инструктор или самый опытный участник команды.
Ваши действия при подъеме на виа-феррату
К страховочным перилам на виа-феррате нужно всегда быть пристегнутым как минимум одним карабином. Это обеспечит вам надежную страховку.
Присоединяйтесь к нашему сообществу:
Перила разделены на секции. Пройдя секцию, отстегните сначала один карабин переместите его на следующую, затем отстегните второй и также переместите на новую секцию. Таким образом вы будете защищены всегда как от порывов ветра, так и от случайности срыва.
Подниматься по виа-феррате нужно сконцентрировано. Манипуляции с карабинами наскучат вам очень быстро. Не переставайте быть бдительными и отслеживайте, чтобы один из усов всегда был прицеплен к страховочным перилам.
Берем вершину Ильяс-Кая в Крыму

Прохождение этого участка напоминает прочтение качественной драмы. Есть все элементы: завязка, развитие, кульминация и развязка.
Завязка, ожидание и реальность
На первом этапе мы стоим у подножия высокой горы. Страховочные перила здесь представлены в виде стального троса. Пробуем доверять страховке, висим на «усах». Видим детей с инструктором и это придает нам уверенности и сил. С отправной точки не видно, что предстоит пройти. На этом и зарождается своего рода конфликт, так как ожидания совершенно не соответствуют реальности. Черный участок Ильяс-Кая оказывается совсем недетским.
Кульминация и орехи

Недетский он по двум причинам. Во-первых, расстояние между стационарными скобами достигает двух с небольшим метров в некоторых местах. Если вы человек с невысоким ростом, все-таки желательно уметь подтягиваться. При приближении к кульминационному моменту сил у альпинистов становиться все меньше. Поэтому вторая причина заключается в стрессоустойчивости.
Паника может начаться, когда человек долго не может достать карабином до скобы. В таком случае пригодиться умение расслабляться и доверять своей страховке. Руки должны отдыхать. Я провисела на одном из этапов 40 минут и если бы рядом со мной кто-нибудь запаниковал, я бы тоже поддалась эмоциям.
В критический момент, прямо как в рекламе Twix, команда решила взять перерыв. Небольшие снеки, орехи и батончики очень питательны, но весят совсем мало. Они и придали нам новых сил.
Последовательность участников при подъеме на вершину

Про то, в какой последовательности идти группе альпинистов стоит говорить отдельно.
Впереди карабкался самый опытный — наша знакомая-инструктор. Следом — самое слабое по физическим меркам звено. Именно второй в очереди человек задавал темп всей команде. На него мы и равнялись. В середине нашей делегации шел человек, который не был хорошо подготовлен, зато создавал позитивную атмосферу для всей команды. Про таких говорят «душа компании». Далее двигался новичок — это была я. А самого нетерпеливого, но достаточно опытного альпиниста лидер нашей группы направила в конец делегации.
Развязка и лавочка над пропастью в 600 метров

После того, как мы прошли критический участок тропы, наступила развязка. Остается пара десятков метров.
В одном из скальных углублений на краю пропасти мы неожиданно увидели лавочку. Как она там оказалась и кто ее принес оставалось только догадываться. Но ее появление на пути было настоящим подарком, так как мы все устали. У одного участника нашей команды от перенапряжения тряслись запястья. Он не доверял своей страховке и свой вес держал только на руках весь путь. Другими словами, все пять с половиной часов он подтягивался каждую минуту.
Увидев лавочку, мы расслабились. Подумали, что самое сложное позади. Расстояние от нее до обрыва составляло метр, но все же это много больше, чем было у нас минуту назад. Я потеряла бдительность. И когда ко мне пришло осознание того, что я не пристегнута ни одним карабином к страховочному тросу, почувствовала на спине холодный пот.
В этом и есть различие литературного произведения и восхождения по виа-феррате. Если в первом после кульминации читатель ожидает счастливого конца, то при подъеме в горы человек должен быть бдительным всегда. Даже если до финала трека остались считанные метры и все самое сложное позади.
Когда мы добрались до вершины, увидели результаты нашего восхождения — сумасшедшей красоты вид во всех частях света. Облака, цепляющиеся за соседние вершины, и счастливые улыбки людей, которых уже могли назвать друзьями. Удивило количество людей, мирно и спокойно прогуливающихся по обустроенным тропкам. На Ильяс-Кая ведут несколько маршрутов, не только виа-феррата, но и обычные, прогулочные. По одной из таких тропинок мы и возвращались.
Дорога обратно заняла примерно 30 минут и мы успели в свой лагерь до заката солнца.
Эпилог
На следующее утро я поняла, что беспокойно спала и наверняка полночи разговаривала во сне, вспоминала щелканье карабинов, жжение солнца и Черное море за спиной. Со своей командой я общаюсь регулярно до сих пор — вместе карабкались по скале. Теперь мы как из песни Высоцкого.
Самое приятное в этой истории, что такой опыт может получить абсолютно каждый. Главное при покорении вершин — учиться доверять страховке и всегда брать с собой орехи.
Как добраться до виа-ферраты Ильяс-Кая

Добраться до подножья горы Ильяс-Кая можно на автобусе, который ходит между Севастополем и Ялтой. Нужно выйти на остановке «Ласпи». Рядом со съездом с южнобережного шоссе есть пункт проката снаряжения: goclimbing.ru. Рекомендую звонить и бронировать как снаряжение, так и услуги инструкторов заранее.
Чтобы добраться до начала маршрута, нужно идти в сторону поселка Ласпи. Ближе к подножию горы вам будут попадаться указатели с обозначением разных участков виа-ферраты, по ним и нужно ориентироваться.
Где искать еще виа-ферраты в России
Железные тропы в России можно встретить на Алтае в Чемале, недалеко от Ясной Поляны и в Крыму. Последняя считается самой продолжительной и сложной.
Советы перед восхождением
- Поднимайтесь налегке. Мы шли из стационарного лагеря, потому спрятали свои огромные походные рюкзаки в ветвях деревьев.
- Берите с собой 1,5 л воды на человека, питательные батончики и орехи.
- Не забывайте про солнцезащитный крем.
- Даже если вы находитесь на несложном участке, все равно надевайте шлемы. Иногда со скалы обваливаются мелкие камни. Если шлемов у вас нет, не забывайте про любые головные уборы, чтобы спастись от солнечного удара.
- Начинайте подъем как можно раньше до солнцепека и выбирайте не слишком жаркий день. Мы поднимались в начале мая и нам было комфортно.
- Привязывайте чехол от телефона к себе, так вы не потеряете его при сильном ветре.
Сколько это стоит
Виа-ферраты в России бесплатны.
Средняя цена услуги инструктора зависит от количества участников в вашей группе и от сложности участка. Преимущество при заказе гида в том, что аренда личной страховки, шлема и прохождение инструктажа входят в стоимость. Вам помогут преодолеть сложные участки с помощью страховочной веревки и справиться со страхом высоты.
Цены на услуги инструкторов и аренду снаряжения в Крыму
Цены на туры от компании, которая занималась строительством комплекса виа-феррат Ильяс-Кая: adventure.morcheka.ru
- Маршрут «Самый простой» — 4500 руб. за группу 1-3 человека.
- Маршрут «Сложный» — 7500 руб. за группу 1-3 человека.
У конкурентов цена ниже: goclimbing.ru
- Маршрут «Базовый» — 4000 руб. за группу из 2 человек.
- Маршрут «Экстремальный» — 5000 руб. за группу из 2 человек.
Заказать услуги инструктора можно на сайте или по телефону. Вас попросят уточнить свой вес, количество участников восхождения, наличие скалолазного опыта и желаемые даты похода.
Самые простые участки виа-ферраты Ильяс-Кая можно попробовать пройти и без инструктора.
Стоимость суточной аренды снаряжения следующая: adventure.morcheka.ru
- Полный комплект для виа-ферраты (шлем, обвязка, усы) — 1000 руб.
Другая компания: goclimbing.ru
- Полный комплект для виа-ферраты (шлем, обвязка, усы) — 800 руб.
Также можно рассмотреть покупку снаряжения, если намерены всерьез увлечься альпинизмом.
Средние цены в профильных магазинах:
- Обвязка — от 1000 руб.
- Усы — 3500 руб. (но можно сделать самому из альпинистской веревки).
- Шлем — 5000 руб.
- Карабин — 700 руб.
Кому подходит прохождение по виа-феррате
- Всем, кто любит активный отдых
- Кто готов к экстриму, но новичок в скалолазании
- У кого есть шлем
Не подходит тем:
- Кто не доверяет страховке
- Кто боиться высоты и не хочет учиться преодолевать свой страх
- Кто без шлема
Полезные ссылки:
- tramontana.ru — сайты с лицензионным снаряжением
- sport-marafon.ru
- alpindustria.ru
- petzl.ru
- risk.ru — блог о горах, разоблачения непрофессиональных гидов, описания маршрутов, разбор ошибок альпинистов.
- adventure.morcheka.ru — компания, которая строила крымскую виа-феррату. Организует туры с профессиональными гидами.
Автор: Елизавета Астафоркина для Dorogi-ne-dorogi.ru
Под этим автором публикуются статьи читателей нашего сайта.