Виа-феррата в Крыму — первый опыт восхождения на Ильяс-Кая

Отдых в Крыму

Возможно ли пройти виа-феррату на Ильяс-Кая новичку в скалолазании, почему при подъеме с собой нужно брать орехи и как научиться доверять страховке? У многих любовь к скалолазанию начинается с прохода по виа-феррате. Я испытала это на себе в Крыму и делюсь впечатлениями в отчете, написанном специально для проекта Dorogi-ne-dorogi.ru. Из статьи вы узнаете, что это за зверь такой и как с ним подружиться.

РЕКЛАМА

Первый раз я задалась этими вопросами, будучи уже привязанной к скале и висящей на высоте 500 метров. Небольшой лишний вес и неуверенность в себе я тогда имела, а опыта в скалолазании нет. Даже на скалодроме не была ни разу.

Крым, Ласпи, Виа феррата
Вот так выглядит трасса виа-феррата /фото автора

Первое, что я спросила у своего инструктора перед подъемом на скалы — нужно ли мне уметь подтягиваться. Я не умела и в моем представлении без этого навыка невозможно было взять высоту. Инструктор уверила, что это необязательно, добавив наставническим голосом, что куда важнее гибкость мышления. Я не поняла, что она имела ввиду, расспрашивать не стала и вместе с остальными новичками полезла на скалу. Карабин я также держала в руках в тот день впервые.

Свой опыт я описываю для того, чтобы перед подъемом на виа-феррату вы подготовились лучше меня, знали, с чем можно столкнуться на сложных участках и получили от своего восхождения только удовольствие.

«Железными тропами сбитыми стопами» или что такое виа-феррата

Виа феррата в Крыму
Виа-феррата в Крыму недалеко от Ласпи / фото автора

Для упрощения скальных маршрутов альпинисты вбивают в горные породы металлические скобы и страховочные перила. Это нужно для того, чтобы даже новички в скалолазании смогли попасть в труднодоступные части горы, куда раньше дорога открывалась только альпинистам с опытом. Такие участки для скалолазания распространены в Европе. Их и называют виа-ферратами или железными тропами, в переводе на русский язык.

РЕКЛАМА

Подобные горные маршруты напоминают бесконечные лестницы в небо. Подниматься по ним людям безусловно легче и быстрее.

Это безопаснее, чем обычное скалолазание. Вдоль тропы проложены страховочные перила. Цепляясь к ним своей обвязочной системой, про которую сейчас поговорим подробнее, скалолаз всегда застрахован от падения.

Вы не тратите энергию на вбивание в камень скальных крюков, взбираетесь вверх как по спасательной лестнице, а потому у вас всегда есть точка надежной опоры в виде металлической ступени. В любой момент, вне зависимости от сложности проходимого участка, можно остановиться и дать отдохнуть рукам.

Но даже альпинистам с опытом некоторые виа-ферраты покажутся трудно преодолимыми, а потому интересными, так как расстояние между скобами намеренно велико. На сложных участках оно варьируется от 1,5 до 2 метров. Трудность в том, что человек среднего роста уже не может сделать обычный шаг на ступень выше.

Подобные отрезки виа-ферраты преодолеваются лазанием по скале. Поэтому будет хорошо, если вы заранее потренируетесь на скалодроме.

В легендах карт такие трудные участки обозначены черным цветом.

Единственная в России железная тропа высокого уровня сложности находится в Крыму — между Севастополем и Ялтой. Это вершина Ильяс-Кая.

С какими знаниями на виа-феррату Ильяс-Кая поднималась я

Подъем на Виа феррату
Подъем по самому сложному участку виа-ферраты /фото автора

Мы арендовали снаряжение у знакомого. На каждом человеке в итоге было по одной поясной обвязке с двумя страховочными веревками — усами. На шлемах сэкономили.

Уже у подножия горы мне показали движение карабином, которым можно зацепиться за стальную стационарную скобу. Кто-то предупредил, что я всегда обязательно должна быть пристегнута одним из усов к скобе. С этими двумя знаниями и с верой, что все закончиться в любом случае хорошо, я полезла по самому тяжелому по сложности участку виа-ферраты.

С какими знаниями надо начинать двигаться по виа-феррате

На какой по сложности участок вы поднимаетесь и какие они бывают

В большей части различных изданий и путеводителей используют австрийскую шкалу A-B-C-D-E, где A — участок, доступный даже детям, а Е — самый сложный.

Планируйте, сколько часов вы потратите на восхождение, берите всегда с запасом. Мы впятером поднимались по участку D почти 6 часов. Более опытные скалолазы возьмут эту высоту быстрее в 2 раза. На виа-феррате Ильяс-Кая был сложный момент, который я не могла пройти больше получаса.

Рассчитывайте свои силы и первый раз поднимайтесь с опытными инструкторами, которым вы доверяете.

Как работает страховка

Страховка состоит из обвязки, на которую прицеплены две страховочные веревки. Альпинисты называют их усами. На концах усов — карабины.

Чаще всего взрослые люди используют поясную обвязку, а для детей берут грудную страховочную систему. В случае срыва страховка в любом случае вас удержит. Главное — ежесекундно быть прицепленным к стационарным конструкциям, а соблюдение техники безопасности уже зависит только от вашей внимательности.

У каждого участника должен быть шлем, причем не велосипедный, а именно для скальных восхождений. Характер ударов о скалу отличается от удара при падении с велосипеда.

Удобная обувь, пусть и не предназначенная для скал, будет для вас лучше, чем новая трековая, которую вы не успели разносить.

Возьмите дополнительную страховочную веревку. Она нужна для того, чтобы более опытные участники смогли в сложных местах страховать новичков. Веревка должна находиться у человека, который идет первым. Как правило это инструктор или самый опытный участник команды.

Ваши действия при подъеме на виа-феррату

К страховочным перилам на виа-феррате нужно всегда быть пристегнутым как минимум одним карабином. Это обеспечит вам надежную страховку.

Перила разделены на секции. Пройдя секцию, отстегните сначала один карабин переместите его на следующую, затем отстегните второй и также переместите на новую секцию. Таким образом вы будете защищены всегда как от порывов ветра, так и от случайности срыва.

Подниматься по виа-феррате нужно сконцентрировано. Манипуляции с карабинами наскучат вам очень быстро. Не переставайте быть бдительными и отслеживайте, чтобы один из усов всегда был прицеплен к страховочным перилам.

Берем вершину Ильяс-Кая в Крыму

Ильяс-Кая
Ильяс-Кая / фото автора

Прохождение этого участка напоминает прочтение качественной драмы. Есть все элементы: завязка, развитие, кульминация и развязка.

Завязка, ожидание и реальность

На первом этапе мы стоим у подножия высокой горы. Страховочные перила здесь представлены в виде стального троса. Пробуем доверять страховке, висим на «усах». Видим детей с инструктором и это придает нам уверенности и сил. С отправной точки не видно, что предстоит пройти. На этом и зарождается своего рода конфликт, так как ожидания совершенно не соответствуют реальности. Черный участок Ильяс-Кая оказывается совсем недетским.

Кульминация и орехи

Вид на Черное море с вершины
Вид на Черное море с вершины / фото автора

Недетский он по двум причинам. Во-первых, расстояние между стационарными скобами достигает двух с небольшим метров в некоторых местах. Если вы человек с невысоким ростом, все-таки желательно уметь подтягиваться. При приближении к кульминационному моменту сил у альпинистов становиться все меньше. Поэтому вторая причина заключается в стрессоустойчивости.

РЕКЛАМА

Паника может начаться, когда человек долго не может достать карабином до скобы. В таком случае пригодиться умение расслабляться и доверять своей страховке. Руки должны отдыхать. Я провисела на одном из этапов 40 минут и если бы рядом со мной кто-нибудь запаниковал, я бы тоже поддалась эмоциям.

В критический момент, прямо как в рекламе Twix, команда решила взять перерыв. Небольшие снеки, орехи и батончики очень питательны, но весят совсем мало. Они и придали нам новых сил.

Последовательность участников при подъеме на вершину

Подъем нашей команды на Ильяс-Кая
Подъем нашей команды /фото автора

Про то, в какой последовательности идти группе альпинистов стоит говорить отдельно.

Впереди карабкался самый опытный — наша знакомая-инструктор. Следом — самое слабое по физическим меркам звено. Именно второй в очереди человек задавал темп всей команде. На него мы и равнялись. В середине нашей делегации шел человек, который не был хорошо подготовлен, зато создавал позитивную атмосферу для всей команды. Про таких говорят «душа компании». Далее двигался новичок — это была я. А самого нетерпеливого, но достаточно опытного альпиниста лидер нашей группы направила в конец делегации.

Развязка и лавочка над пропастью в 600 метров

На вершине Ильяс-Кая
На вершине Ильяс-Кая / фото автора

После того, как мы прошли критический участок тропы, наступила развязка. Остается пара десятков метров.

В одном из скальных углублений на краю пропасти мы неожиданно увидели лавочку. Как она там оказалась и кто ее принес оставалось только догадываться. Но ее появление на пути было настоящим подарком, так как мы все устали. У одного участника нашей команды от перенапряжения тряслись запястья. Он не доверял своей страховке и свой вес держал только на руках весь путь. Другими словами, все пять с половиной часов он подтягивался каждую минуту.

Увидев лавочку, мы расслабились. Подумали, что самое сложное позади. Расстояние от нее до обрыва составляло метр, но все же это много больше, чем было у нас минуту назад. Я потеряла бдительность. И когда ко мне пришло осознание того, что я не пристегнута ни одним карабином к страховочному тросу, почувствовала на спине холодный пот.

В этом и есть различие литературного произведения и восхождения по виа-феррате. Если в первом после кульминации читатель ожидает счастливого конца, то при подъеме в горы человек должен быть бдительным всегда. Даже если до финала трека остались считанные метры и все самое сложное позади.

Когда мы добрались до вершины, увидели результаты нашего восхождения — сумасшедшей красоты вид во всех частях света. Облака, цепляющиеся за соседние вершины, и счастливые улыбки людей, которых уже могли назвать друзьями. Удивило количество людей, мирно и спокойно прогуливающихся по обустроенным тропкам. На Ильяс-Кая ведут несколько маршрутов, не только виа-феррата, но и обычные, прогулочные. По одной из таких тропинок мы и возвращались.

Дорога обратно заняла примерно 30 минут и мы успели в свой лагерь до заката солнца.

Эпилог

На следующее утро я поняла, что беспокойно спала и наверняка полночи разговаривала во сне, вспоминала щелканье карабинов, жжение солнца и Черное море за спиной. Со своей командой я общаюсь регулярно до сих пор — вместе карабкались по скале. Теперь мы как из песни Высоцкого.

Самое приятное в этой истории, что такой опыт может получить абсолютно каждый. Главное при покорении вершин — учиться доверять страховке и всегда брать с собой орехи.

Как добраться до виа-ферраты Ильяс-Кая

Вид на Ильяс-Кая
Вид на Ильяс-Кая / фото автора

Добраться до подножья горы Ильяс-Кая можно на автобусе, который ходит между Севастополем и Ялтой. Нужно выйти на остановке «Ласпи». Рядом со съездом с южнобережного шоссе есть пункт проката снаряжения: goclimbing.ru. Рекомендую звонить и бронировать как снаряжение, так и услуги инструкторов заранее.

Чтобы добраться до начала маршрута, нужно идти в сторону поселка Ласпи. Ближе к подножию горы вам будут попадаться указатели с обозначением разных участков виа-ферраты, по ним и нужно ориентироваться.

Где искать еще виа-ферраты в России

Железные тропы в России можно встретить на Алтае в Чемале, недалеко от Ясной Поляны и в Крыму. Последняя считается самой продолжительной и сложной.

Советы перед восхождением

  • Поднимайтесь налегке. Мы шли из стационарного лагеря, потому спрятали свои огромные походные рюкзаки в ветвях деревьев.
  • Берите с собой 1,5 л воды на человека, питательные батончики и орехи.
  • Не забывайте про солнцезащитный крем.
  • Даже если вы находитесь на несложном участке, все равно надевайте шлемы. Иногда со скалы обваливаются мелкие камни. Если шлемов у вас нет, не забывайте про любые головные уборы, чтобы спастись от солнечного удара.
  • Начинайте подъем как можно раньше до солнцепека и выбирайте не слишком жаркий день. Мы поднимались в начале мая и нам было комфортно.
  • Привязывайте чехол от телефона к себе, так вы не потеряете его при сильном ветре.

Сколько это стоит

Виа-ферраты в России бесплатны.

Средняя цена услуги инструктора зависит от количества участников в вашей группе и от сложности участка. Преимущество при заказе гида в том, что аренда личной страховки, шлема и прохождение инструктажа входят в стоимость. Вам помогут преодолеть сложные участки с помощью страховочной веревки и справиться со страхом высоты.

Цены на услуги инструкторов и аренду снаряжения в Крыму

Цены на туры от компании, которая занималась строительством комплекса виа-феррат Ильяс-Кая: adventure.morcheka.ru

  • Маршрут «Самый простой» — 4500 руб. за группу 1-3 человека.
  • Маршрут «Сложный» — 7500 руб. за группу 1-3 человека.

У конкурентов цена ниже: goclimbing.ru

  • Маршрут «Базовый» — 4000 руб. за группу из 2 человек.
  • Маршрут «Экстремальный» — 5000 руб. за группу из 2 человек.

Заказать услуги инструктора можно на сайте или по телефону. Вас попросят уточнить свой вес, количество участников восхождения, наличие скалолазного опыта и желаемые даты похода.

Самые простые участки виа-ферраты Ильяс-Кая можно попробовать пройти и без инструктора.

Стоимость суточной аренды снаряжения следующая: adventure.morcheka.ru

  • Полный комплект для виа-ферраты (шлем, обвязка, усы) — 1000 руб.

Другая компания: goclimbing.ru

  • Полный комплект для виа-ферраты (шлем, обвязка, усы) — 800 руб.

Также можно рассмотреть покупку снаряжения, если намерены всерьез увлечься альпинизмом.

Средние цены в профильных магазинах:

  • Обвязка — от 1000 руб.
  • Усы — 3500 руб. (но можно сделать самому из альпинистской веревки).
  • Шлем — 5000 руб.
  • Карабин — 700 руб.

Кому подходит прохождение по виа-феррате

  • Всем, кто любит активный отдых
  • Кто готов к экстриму, но новичок в скалолазании
  • У кого есть шлем

Не подходит тем:

  • Кто не доверяет страховке
  • Кто боиться высоты и не хочет учиться преодолевать свой страх
  • Кто без шлема

Полезные ссылки:

  • tramontana.ru — сайты с лицензионным снаряжением
  • sport-marafon.ru
  • alpindustria.ru
  • petzl.ru
  • risk.ru — блог о горах, разоблачения непрофессиональных гидов, описания маршрутов, разбор ошибок альпинистов.
  • adventure.morcheka.ru — компания, которая строила крымскую виа-феррату. Организует туры с профессиональными гидами.

Автор: Елизавета Астафоркина для Dorogi-ne-dorogi.ru

РЕКЛАМА
Мы помогаем путешествовать
интересно и легко
Присоединяйтесь к Dorogi-ne-dorogi.ru
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Dorogi-ne-dorogi.ru
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.