Венеция — сама по себе музей под открытым небом. История здесь поджидает и встречает вас на каждом шагу: дворцы на Канале Гранде и в венецианских сестьере, церкви всех эпох, статуи и барельефы то тут, то там, лепнина на зданиях, остатки средневековых изваяний на стенах церквей, старинная вязь улочек, названия этих улиц и площадей, включая дворы с колодцами, на мраморе которых выбиты узоры и штемпели тех времён, когда эти колодцы-поццо были созданы. На островах лагуны легко найти остатки первых венецианских поселений, да и сами острова, кажется, ещё дышат порой воздухом древнейших времён. Словом, гуляя по Венеции и островам лагуны легко можно перескакивать из одного времени в другое, переходить из эпохи в эпоху, как из одной комнаты в соседнюю.
Музеев в этом городе, ясное дело, много. Основные из них описаны в статьях Что посмотреть в Венеции за два дня, Венеция за неделю и Венеция с детьми. Подавляющее большинство венецианских музеев посвящено живописи, ваянию, прикладному искусству эпохи Ренессанса. Но есть в городе музей, который именно в эту эпоху возник, но внимание своё обратил на античность, на времена, когда человеческая цивилизация только-только поднимала голову и вставала на ноги. Речь идёт о Национальном археологическом музее.
Национальный археологический музей расположен в самом сердце Венеции — на Пьяцце Сан-Марко — и входит в единое музейное пространство этого места, наравне с Дворцом Дожей, Музеем Коррер, Монументальными залами Библиотеки Марчиана. Это один из старейших музеев Италии и Европы.
Как добраться до Археологического музея
Музей на карте
Фасад музея
Официальный адрес музея: Сан-Марко, 17. На самом деле искать номер дома на Пьяцце смысла нет. Вам необходимо оказаться на площади, встать спиной к базилике Сан-Марко. Слева от вас будут стоять столики кафе «Флориан». Это кафе и есть ваш ориентир. Вход в Археологический музей находится чуть дальше «Флориана», если идти по аркаде.
О том, как оказаться на самой Пьяцце, мне кажется, рассказывать не нужно. Но всё же напомню, что вапоретто довезут вас до остановок «San Zaccaria» (маршруты №№ 1, 2, 4.1, 4.2, 5.1, 5.2), «San Marco Vallaresso» (маршруты №№ 1 и 2) и «San Marco Giardinetti» (маршрут вапоретто из аэропорта Марко Поло), от которых до Пьяццы Сан-Марко со всеми её музеями рукой подать.
Пешком до Пьяццы добраться можно из любого района города. Нужно только отыскивать на домах указатель жёлтого цвета с надписью «Per San Marco» и следовать указанному направлению. В этом городе все дороги ведут на Сан-Марко.
Археологический музей открыт с 10:00 до 19:00 (с 1 апреля по 31 октября) и до 17:00 (с 1 ноября по 31 марта).
Отдельного билета в музей купить нельзя. Посещение Археологического музея входит в единый билет по музейному комплексу Сан-Марко. Об этом читайте в статье про Дворец Дожей или «Что посмотреть в Венеции за два дня» (ссылка была выше).
Что смотреть в Археологическом музее
Коллекция Археологического музея размещена в двадцати залах Новых Прокураций.
Первый зал выставляет для зрителей образцы критских надписей: указы, высеченные на мраморе, надгробные надписи.
Во втором зале — большая нумизматическая коллекция (порядка 9 тысяч экспонатов) с образцами монет времён от греческого периода до эпохи Византийской империи.
Третий, четвёртый и пятый залы представляют собрание скульптур: римские копии греческих изваяний, классическое греческое искусство.
В шестом экспозицию составляют скульптуры Лисиппа и греческие портреты из Малой Азии и Египта эллинистического периода.
Седьмой зал содержит бронзовые изделия, которые относятся к бронзовому веку, их нашли в районе Тревизо. Здесь же выставлены камеи, драгоценные камни, монеты из Далмации и Рима времён республики.
Восьмой зал заполнен римскими копиями греческих статуй эллинистического периода, оригиналы Пергамской школы.
Девятый и десятый залы выставляют скульптурные портреты римской эпохи, включая изображения императоров.
В четырёх следующих залах размещена большая коллекция саркофагов и ритуальной утвари: урны, алтари, рельефы с надгробий, – относящейся к началу нашей эры.
Пятнадцатый зал представит собрание керамики из Микен, Кипра и Греции.
Семнадцатый зал обратится к искусству Древнего Востока: ассирийские рельефы, таблички с клинописными знаками времён Навуходоносора II, египетские скарабеи, амулеты и прочие артефакты.
В остальных залах собраны предметы искусства и обрядовые артибуты, статуэтки и фрагменты скульптур Ассирии, Вавилона, Греции, Египта и Рима, мумии и папирусы.
Словом, вся древность, всё искусство древнего мира представлено в залах Археологического музея.
История Археологического музея
Годом создания музея считается год 1523-й. Кардинал Доменико Гримани завещал Венецианской Республике свою коллекцию древностей, большинство артефактов из которой отыскали на Квиринальском холме в Риме, где кардинал строил себе дом.
Племянник кардинала, Джованни, расширил коллекцию находками из близлежащих к Венеции земель, скульптурами из Греции и мраморами из Истрии.
В 1587 году эту коллекцию, размещённую в Палаццо Гримани в районе Кампо Санта-Мария Формоза, он также передал Республике, сенат которой постановил выставить некоторые её части в залах Библиотеки Марчиана.
Дальше, после смерти Джованни Гримани, расширением коллекции с одобрения и по поручению Совета Десяти, занимался Федерико Контарини. В XVII и XVIII веках коллекция пополнилась нумизматической коллекцией (её преподнёс Пьетро Морозини) и драгоценными камнями и древними вазами (этот вклад сделал Джироламо Дзулиан).
В 1700 году Антон Мария Дзанетти составил первую полную опись коллекции. В 1811 году коллекция статуй пополнилась ещё: некоторые экспонаты были выставлены во Дворце Дожей. Во время Первой мировой войны часть коллекции была эвакуирована во Флоренцию. После войны экспозицию было решено разместить в здании Новых Прокураций, расположив их соответственно эпохам и художественным направлениям. Коллекция музея пополняется до сих пор.