Как поехать на Валаам самостоятельно и что там смотреть – отчет

Карелия

Попасть на Валаам самостоятельно я хотела очень давно, еще во время летних поездок из родной Москвы в Санкт-Петербург, куда мы с мамой ездили в составе туристической группы. Однако ни одна попытка не увенчалась успехом из-за погодных условий. И вот, спустя несколько лет, когда я перебралась в город на Неве учиться и работать, я решила все же посетить этот известный остров.

Валаам самостоятельно

Мы поехали c моей коллегой, которая также очень много слышала об этом месте. И в этот раз самостоятельно посетить Валаам нам удалось не сразу – снова из-за погодных условий, на Ладожском озере был шторм. Мы отложили поездку на неделю, и во второй раз с погодой повезло. Наше маленькое самостоятельное путешествие заняло только один день, добирались мы из города Сортавала на тихоходе, их движение организует служба при монастыре.

На момент нашей поездки (май 2015 года) стоимость была 900 рублей в одну сторону (это будни, в выходные – 1000 рублей).

Поскольку вечером мы возвращались обратно, гостиницу бронировать не стали, однако на самом острове множество различных вариантов проживания. Конечно, нужно озаботиться этим заранее, поскольку наплыв туристов очень большой. Многие, чтобы сэкономить на проживании, договариваются с монастырем за помощь по хозяйству, но на этот вариант стопроцентно тоже не следует рассчитывать – в высокий сезон места в кельях занимают трудники, то есть те, кто приезжает в монастырь не с целью экономии, а чтобы духовно очиститься. Трудники живут при монастырях продолжительное время и выполняют посильные физические работы.

Красота Валаама, конечно, не может не вдохновить. Это совершенно другая эстетика, это красота севера, холодного, сурового, но очень манящего. Мы пожалели, что приехали сюда только на один день, осталось много неисхоженного и неосмотренного. С другой стороны, само посещение главной достопримечательности острова – Спасо-Преображенского монастыря – оставило двойственное ощущение. Конечно, трудно не восхититься удивительной архитектурой комплекса, его святыми иконами, атмосферой благочестия…которая полностью разрушается из-за наплыва туристов. К сожалению, культура посещения подобных мест еще не привита у многих наших путешественников. И, конечно, на мой взгляд, паломники здесь должны себя чувствовать не совсем уютно. Постоянно прибывают туристические автобусы, многие одеты более чем неуместно, кто-то употребляет алкоголь (!), гиды торопят свои группы “поскорее осмотреть святые иконы”. В общем, мы порадовались, что приехали на Валаам не в составе группы и отправились гулять по острову.

Природа радует красотой и относительной нетронутостью в глубине острова. И чем дальше уходишь от основных достопримечательностей, тем больше ощущаешь ее величие и в то же время своеобразное гостеприимство. На Валааме множество небольших красивых озер, много цветов, которые выдерживают суровый климат. Кстати, в глубине острова не меньше красивых церквей с богатой архитектурой и историей. Так, после длительной прогулки по испещренной корнями деревьев дороги мы набрели на Гефсиманский скит. Его жемчужина – церковь Успения.

Валаам

Еще одно яркое впечатление от самостоятельной поездки на Валаам – это смотровая площадка, с которой открывается удивительный вид на Малую Никоновскую бухту, зрелище совершенно “открыточное”. Рядом со смотровой площадкой находится Игуменское озеро, тоже довольно самобытное и живописное, но его интересность не в этом. Как нам рассказали случайно встреченные туристы, давным давно на берегах озера жил игумен Дамаскин (знаковая фигура для Валаама). Сейчас на месте его кельи лежат по периметру доски – так отмечено бывшее жилище игумена.

На обратный тихоход мы еле успели – расстояния на Валааме немаленькие, а желание обойти все и посмотреть тем сильнее, чем дальше за спиной остаются толпы туристов. Конечно, я обязательно приеду на остров еще раз, в этот раз присмотрев вариант проживания. И всем рекомендую посетить этот удивительный остров, сохранивший так много из нашей культуры и истории. Валам – место, вобравшее в себя всю красоту русского севера.