Большинство из нас в отпуск едет на юг — на море. Но куда едут те, кто живет на юге? Они едут на север. Нам написала Юлия из Сочи. Она ездила с друзьями в велопоход по Карелии по окрестностям Ладожского озера.
Привет, меня зовут Юля. Летом прошлого года я с компанией единомышленников путешествовала по территории республики Карелия.
Почему Карелия?
В 2012 —2013 годах мне довелось жить и работать на берегах Ладожского озера. По возвращении в Сочи меня все время тянуло снова прикоснуться к завораживающей северной природе.
Ладога хранит в своих водах память о Мировом океане, частью которого когда-то была.
В ее глубинах плещутся тюлени, а над гладью рассекают чайки. Местные леса устланы мягчайшим ковром из серебристого и зеленого мха, покрытого россыпью ягод. Гранитные острова, цепочкой уходящие к горизонту, напоминают сказочную Чудо-юдо Рыбу-кит. Ощущаешь себя не только частью дикой природы, но и героем древних легенд.
В состав нашей команды вошло 7 человек.
Все взрослые: 25 – 40 лет. Пятеро из Краснодарского края, двое — из столицы. Ехать решили в первой половине августа. В это время почти нет комаров и клещей, леса полны грибов и ягод, ночи еще теплые.
Где крутили педали
Маршрут велопохода разрабатывали исходя из трех пожеланий:
- передвигаться по возможности вне федеральных трасс,
- захватить большинство исторических и природных достопримечательностей,
- завершить поездку отдыхом на открытых берегах Ладоги.
Нитка маршрута
Наш велопоход по Карелии соединил эти точки: оз. Руокоярви – горный парк Рускеала — плотина на р. Тохма, — г. Сортавала — оз. Кортелаярви — г. Лахденпохья — п. Лумиваара — зал. Копоинлахти — о.Койнсаари
Протяженность — 150 км. Весь маршрут прошли за 6 дней.
Как добирались в Карелию
Из Краснодарского края отправились на личном автомобиле с велобагажником.
Благодаря чему сэкономили деньги на авиабилетах и время на ж/д. Машина все время следовала за нами весь велопоход. За рулем мы сидели поочереди. В автомобиле перевозили снаряжение, продукты и ремкомплекты. Движение на велосипедах, неотягощенных рюкзаками, позволяло развивать хорошую скорость. В день проезжали до 40 км.
По дороге до Карелии сделали 2 ночевки.
Первую ночь провели в мотеле у трассы Дон М4 в Ростовской области. Следующую — в палатке на берегу Волги, недалеко от Твери. На обратном пути на сон останавливались в одном из хостелов Санкт-Петербурга, мотеле под Москвой и на берегах Дона.
Двое участников из Москвы добирались поездом с пересадкой в Санкт-Петербурге (поезда Москва — Спб, Спб — Костомукша) до станции Маткаселькя.
Размещение на маршруте
Все наши ночевки в Карелии прошли в палатках на диких (бесплатных) стоянках:
- оз. Руокоярви. Любительские рыбацкие стоянки с костровищами и самодельными столиками;
- берег реки Тохма вблизи поселка Хелюля. Организованных стоянок не нашли, но в лесу много чистых и плоских участков;
- оз. Кортелаярви. На озере есть туристическая база «Кортела». Лагерь расположили на соседних скалах, а на самой базе прекрасно попарились в бане;
- зал. Копоинлахти. Любительская рыбацкая стоянка. Невероятные уединение и тишина. Место нетуристическое, редко кто добирается сюда;
- о-в Койнсаари, открытая Ладога. Центральная бухта. Оборудованная стоянка со столиками и туалетами рядом с песчаным пляжем. Много людей. В соседних бухтах было менее людно, но уж очень хотелось поесть за нормальным столом.
Питание
Приготовлением пищи занимались самостоятельно.
Мы готовили на газовых горелках из продуктов, заранее закупленных в Сортавале. В этом городе есть сетевые супермаркеты и местный рынок (выходной — воскресенье). В попутных сельских магазинах закупали свежий хлеб. Выбор там невелик, сильно полагаться на них не стоит.
У поселка Яккима купили свежую форель в фермерском магазине «Акуловка» (Ленинградское шоссе 8В). Здесь же можно попробовать финскую сливочную уху и традиционные пирожки калитки. Рекомендую.
В августе карельские леса изобилуют ягодами и грибами. Ежедневный рацион дополнялся свежей черникой и брусникой, а также блюдами из белых и подберезовиков.
Питьевую воду набирали в деревенских колодцах.
Связь, навигация и снаряжение
К счастью, сотовая связь вне населенных пунктов Южного Приладожья очень плохая. Мы раз в день связывались с семьями — этого было достаточно. Остальное время наслаждались тишиной. Для навигации использовали оффлайновое приложение OsmAnd для смартфонов (карты надо скачать заранее).
В велопоход по Карелии мы поехали на велосипедах типа ATB (all terrain bike). К каждому прилагался стандартный ремкомплект ходовой части и шин.
Погода в Карелии
Летом она часто бывает капризной. Солнечное утро может быстро смениться проливным дождем. В районе Ладоги нередки штормы и ураганные ветры. Изучение метеорологического прогноза будет полезно.
Что стоит захватить с собой:
- одежду для велоспорта на летние и осенние условия — 2 комплекта;
- сменную одежду для лагеря;
- защиту от дождя и ветра. У нас были мембранные куртки и брюки.
В нашем случае дождь шел почти каждый день, но было тепло.
Для лагеря мы брали:
- палатки с водонепроницаемостью тента не менее 3000 мм водяного столба (см. паспорт изделия);
- спальные мешки с температурой комфорта 0+5 ⁰С;
- походная аптечка, средства защиты от насекомых.
Нам повезло — ни комаров, ни клещей мы не встречали.
Не попадались нам на пути и другие знаменитые жители Карелии — медведи.
Косолапые изображены на гербах многих районов республики Карелия, но мы не видели ни самих мишек, ни следов их жизнедеятельности.
Мой ТОП мест и впечатлений от велопохода по Карелии
Романтика сельских дорог
Карельская глубинка изобилует разбросанными вдали от федеральной трассы А121 деревушками и хуторами. Поселения связаны между собой грунтовыми дорогами. Ехать по ним дольше, но куда приятнее.
Вокруг нас разворачивались картины сельского быта.
Фермеры завершали заготовку сена. Местная детвора носилась с криками. Бабушки торговали картошкой и сушеными грибами со дворов. В лугах догорал Иван-чай, а от края проезжей части начинался могучий северный лес.
Вдоль сельских дорог встретили прекрасно сохранившиеся образцы типичной финской деревенской архитектуры. Ярко-красные деревянные дома с белеными окладами окон и дверей. Сильно впечатлила заброшенная лютеранская церковь в п. Лумиваара. С верхнего этажа звонницы открывается прекрасный вид на ладожские шхеры.
Горный парк «Рускеала»
На месте бывшего мраморного месторождения в 2005 году был основан горный парк.
Здесь сохранились участки добычи полосчатого мрамора.
Именно в Рускеале были целиком вырублены колонны Исаакиевского собора.
В горном парке интересно пройтись по заброшенным штольням. Увидеть горнодобывающую технику прошлых веков. Прокатиться на лодке по затопленным частям карьера. Но главное — насладиться невероятной работой природы, рисунком благородных камней, игрой тени и света на поверхности.
В парке провели около 2 часов, и даже не заметили, как пролетело время.
Подробнее про Рускеалу читайте здесь.
Палитра карельских озер
Не одной Ладогой славна Карелия. Более 73 000 озер насчитывается на территории региона.
Минеральный состав и цветность сильно варьируются. Мы видели озера с водами темными, как пиво стаут. Другие водоемы были совершенно прозрачными, с легким голубым оттенком. Однако больше всего полюбилось озеро Тайрилампи. Расположено оно в 2,5 км после поворота у указателя «Вятиккя», если ехать со стороны трассы между поселками Лумиваара и Куркиёки. Вода в озере хорошо прогревается и прекрасно подходит для купания, чем мы и воспользовались.
Разнообразие ладожских берегов
Последние 2 дня пути мы крутили педали вдоль Ладоги.
Красоту Ладожских шхер не передать ни словами, ни фотографиями. Высокие гранитные скалы и натянутая между ними вода. В безветренные и пасмурные дни она напоминала разлитую ртуть, идеальным зеркалом отражая окружающие пейзажи.
На последних же километрах пути мы достигли открытых берегов озера у острова Койонсаари.
Здесь у Ладоги совсем иной характер. Она напоминает море. Пляжи с золотистым песком, пенные волны, шум прибоя и обилие туристов. Проведя на острове полные сутки, мы исколесили все окрестные бухты. Движение на автомобилях здесь запрещено, а вот велосипедистам самое раздолье.
С Койонсаари многие отправляются в походы на каяках и байдарках. В ближайших поселках Терву и Вятиккя расположено несколько прокатов. Помимо аренды, предлагают и услуги гидов.
Сколько стоит велопоход по Карелии
Цены указаны с учетом полного маршрута Сочи — Карелия — Сочи:
- Бензин 50000 руб. Автомобиль Ниссан Патрол, максимально загруженный, на полном приводе со средним расходом — 15 л на 100 км.
- Питание с учетом газа — 20000 руб.
- Гостиницы по пути в Карелию и обратно — 2000 руб на человека.
- Ж/д билеты для москвичей — 1500 руб на человека.
- Вход в горный парк «Рускеала» — 300 руб с человека.
- Баня на турбазе — 4000 руб за 2 часа.
Итого: 89100 руб. В среднем, по 13000 руб на каждого участника.
Кому подойдет подобное путешествие
Карелия — благодатный край для велоспорта.
Ландшафт здесь прост и доступен. Достаточно хорошей спортивной формы и умения ездить на велосипеде. Маршрут подходит для новичков. Половина участников первый раз в жизни была в велопоходе. Регион доступен с транспортной точки зрения, даже при отсутствии автомобиля.
Велопоход по Карелии — это прекрасная возможность для тех, кто хочет начать свое знакомство с Русским Севером.
Здравствуйте, а выложите, пожалуйста, трек своего похода 🙂
вы нашли трэк? можно мне тоже плиз?