В этой статье я подробно расскажу про различные виды городского транспорта в Париже и постараюсь дать максимум полезной информации по каждому из них.
Метро
Вход в парижскую подземку обычно обозначен буквой «М» либо табличкой с надписью “METRO”. Написание и цвет этой буквы, в отличие от метро московского, может быть каким угодно (красным, желтым, золотым и т.д.). Билеты для проезда покупают в кассе либо через автомат. Но привычные всем кассы есть далеко не на каждом входе.
Автоматы по продаже билетов установлены при входе в метро и сверху обозначены изображением билета с логотипом. Меню автомата на 5-ти языках, в том числе на английском. Для проезда нужно приобрести Ticket t+ (одна поездка для проезда на любом виде транспорта в Париже).
По этому билету можно ездить в метро (с любым количеством пересадок), RER (с возможностью пересадки с RER на метро), на фуникулере, а также на автобусе и трамвае (с неограниченным количеством пересадок в течение 90 мин, но только наземным транспортом). Также через автомат можно купить билет в аэропорт. Для оплаты автоматы принимают монеты либо карты, редко – бумажные деньги.
Наиболее выгодно по цене приобретать билеты не на 1 поездку, а на 10 поездок (Carnet). Советую не выбрасывать билеты до конца поездки. При переходе со станции метро в RER и при выходе они вам могут пригодиться.
Линии парижского метро выглядят несколько запутаннее, чем в московском. Но главный принцип тот же – каждая линия имеет свой номер, цвет и название.
Главный ориентир на станциях пересадок – указатели с кружочками нужного цвета и цифрой. Время прихода поезда отображается на табло. Выход из метро обозначен надписью “Sortie”.
Внимание: двери в вагоне метро не открываются автоматом, как в Москве. Здесь необходимо дернуть за ручку (исключения – линии 14 и 1).
Часы работы парижской подземки: 6:00 – 00:30 (в выходные и праздники метро работает на час дольше).
Официальный сайт метро Парижа: ratp.fr
Схема метро Парижа
Посмотреть и скачать схему в pdf можно здесь.
Информация по стоимости и типам билетов: ratp.fr
RER
Этой аббревиатурой в Париже обозначают сеть скоростных пригородных электричек. («Региональное экспресс-метро»). Линии RER изображены на общей схеме с линиями метро (их можно узнать по значку RER). Это 5 линий – A, B, C, D, E. Каждая имеет свой цвет и обозначена буквой. Маршруты RER проходят как по самому городу, так и за его пределами.
С помощью RER удобно добираться из центра города до вокзалов и аэропортов, до Диснейленда и других объектов.
Часы работы RER: 6:00 – 00:30 (в отличие от метро RER не продлевает работу по выходным дням).
Зоны метро и RER
1 зона – Париж
2 зона – Stade de France и Венский лес
3 зона – аэропорт Orly
4 зона – Версаль
5 зона – Диснейленд и аэропорт Charles de Gaulle
Виды билетов
- Single Use Tickets (1 поездка в черте города) – 1,90 €
- Carnet (10 поездок в черте города) – 14,50 €
- Mobilis (проездной на 1 день) – 7,30 € (город), 20 € (город + все пригороды, вкл. Версаль и Фонтенбло)
Paris Visite (туристический билет сроком от 1 до 5 дней) – от 11.65 до 63.90 € (в зав-ти от кол-ва дней и охвата зон). Дает право на получение скидок в некоторых музеях и на автобусе L’Open Tour.
Для детей до 4 лет проезд бесплатный. От 4 до 10 лет – специальный тариф, составляющий ½ стоимости от взрослого билета.
Фуникулёр
Ровесник парижского метро и самый экзотичный вид городского транспорта в городе. В Париже есть один фуникулер, он находится на Монмартре. Маршрут его короткий, но очень живописный. Если вам лень подниматься по крутым ступенькам Монмартра, воспользуйтесь фуникулером, который поднимет вас наверх за 1 мин.
Часы работы фуникулера: 6:45 – 00:45.
Автобусы и трамваи
Вход в автобус осуществляется через переднюю дверь по билетам t и t+. Билет Ticket t можно купить непосредственно у водителя (в отличие от Ticket t+ он не дает право пересадки на другой наземный транспорт). На автобусных остановках висят схемы с маршрутами автобусов. Также на остановках есть табло с расписанием и временем прибытия автобуса.
По городу курсируют автобусы с двухзначными номерами (автобусы с трехзначными номерами едут в пригороды). В Париже также есть ночные маршруты автобусов – Noctilien. Они работают с 00:30 до 5:30 утра.
Трамваи – старейший вид транспорта в Париже. Сеть трамваев состоит из 4-х линий, три из которых соединяют пригороды Парижа. Выглядят парижские трамваи очень современно, а двигаются практически бесшумно. Для проезда действует единый билет, такой же, как в метро и автобусе.
Прокат велосипедов
Этот весьма популярный во многих городах Европы вид городского транспорта нельзя обойти вниманием и в Париже. Принцип его функционирования максимально прост – берем велосипед в любом из пунктов проката, возвращаем также в любой удобный для нас пункт.
Здесь можно посмотреть схему, где расположены пункты общественного велопроката в Париже, а также узнать цены: velib.paris.
Первые 30 мин прокат велосипеда бесплатный, далее возможны различные варианты в зависимости от длительности аренды. Прокат Velib работает круглосуточно.
Такси
Голосовать и ловить машины на ходу в Париже не принято. Такси можно брать на официальных стоянках, обозначенных табличкой с надписью “Taxis”. Эти места видно сразу по скоплению машин с характерными значками “Taxi Parisien” с цветными лампочками сверху.
Садиться нужно в самую первую из очереди машину. Имейте в виду, во Франции не принято садиться в такси на переднее сидение рядом с водителем.
Оплата проезда – по счетчику (что совсем невыгодно, если маршрут пролегает по пробкам).
Популярные сервисы по заказу такси:
- www.paris-taxi.com,
- такси с русскоговорящими водителями: www.paris-cab.com/ru/,
- www.kiwitaxi.ru
- Сервис Uber предлагает наиболее выгодные по цене варианты: www.uber-tarifi-paris-fr.ubertarif.ru.
Во избежание неприятностей лучше не пользоваться частными такси, предлагающими свои услуги близ вокзалов и в местах большого скопления туристов.
Последнее время активно развивается новый вид транспорта – Taximoto (мото-такси). Он особенно удобен в местах, где необходимо объезжать пробки, но воспользоваться этим немного экстремальным средством передвижения может далеко не каждый.
Удачи!)