Россия настоящая

Мой коллега по работе спросил меня: «Куда тут в округе можно съездить, посмотреть что-нибудь?» В моей голове сразу представилась карта, и побежали варианты: на юге – Владимир и Суздаль, на востоке Нижний Новгород, на севере Кострома, Ярославль, да и еще много всего. Да хоть Плес. Но, что ему посоветовать такого, что бы отличалось оригинальностью от церквей, монастырей и памятников Ленину. Это все тоже не плохо, но хочется еще чего-то.

После майского автопутешествия по России есть что вспомнить. Уникальных мест много, но добраться до них, как оказалось в процессе, не просто.

Что касается поездки

Мы путешествуем по России на нашем семейном автомобиле Great Wall Hover 5. Из доработок только радиостанция, работающая в Си-Би диапазоне. По дороге слушаем 15-й канал, иногда спрашиваем, как проехать. Этот автомобиль и составлял основу нашего быта на протяжении недели.

Каждое утро начиналось с завтрака у открытого багажника и заканчивалось ужином возле него же. Вместо обеда холодный перекус, часто прямо на ходу. Особенно увлекательно так обедать пробираясь по убитой дороге. То есть почти каждый раз. Времена, когда Ивановская область была краем самых плохих дорог в округе давно прошли. Теперь в нашей области почти все основные дороги в отличном состоянии.

В других же областях России не все так хорошо. Как только мы проехали Кострому, трасса Р-98 явила лунный пейзаж с кратерами. Колеса застучали.

Дорога уходящая в даль

Трасса Галич-Буй. Хороший участок дороги ближе к Галичу.

В Чухломе ночевали в гостинице «Березка». Размещение в ней стоит от 600 рублей за кровать в четырехместном номере, до 950 рублей за одноместный номер. В гостинице чисто и тепло. Номера как везде: кровать, тумбочка, стол, телевизор. В телевизоре два канала. Администратор обещал горячую воду в душе, но извлечь ее из крана так и не удалось. Даже бойлер, который висит рядом, включается, когда воду открываешь, но все равно течет холодная – что он там греет – не понятно.

Hover 5 автопутешествие по России

Ночевка около Сиверского озера.

Как и во всех гостиницах, еду там приготовить негде. Мы пользовались туристической газовой горелкой – штука очень удобная. Отъезжали от дороги, туда, где потише, и располагались на ужин. Воду и все продукты брали с собой из дома. Не потому, что мы ездили в непролазную глушь, докупать продукты можно было и по пути, просто не хотелось тратить на это время. Для воды у нас есть пятилитровая пластиковая канистра, которой хватило на всю поездку, конечно, учитывая, что она иногда пополнялась из родников. Продукты разложены в два пластиковых контейнера. Один из них стоит за водительским креслом, так, что пассажир в любой момент может дотянуться до еды. Второй стоит в багажнике и лежит в нем то, что невозможно есть на ходу – макароны, тушенка, соль и пр. Там же путешествует газ и горелка, вместе со столовыми приборами. То есть, получается боекомплект на ужин.

Следующей точкой после Чухломы была Вологда. Как я не пытался найти на карте дорогу, которая соединяла бы Чухлому с Вологдой через Солигалич, — ничего не вышло. Поэтому решили вернуться к Галичу и оттуда, через Буй и Любим, ехать на Вологду. От Галича на запад ведет дорога, которая впоследствии примыкает к трассе М8 «Холмогоры» в поселке Пречистое. Со стороны Галича вводит в заблуждение знак «тупик», на самом деле никакого тупика нет. За несколько километров до Буя идеально ровная дорога резко кончается и превращается в извилистый грейдер.

Грейдер. Песчаная дорога

Та же трасса Углич-Буй. Но теперь уже ближе к городу Буй. В центре кадра виден банер за ним тропинка ведет к святому источнику.

Эта дорога (от Галича до Вологды) оказалась самой сложной за все наше автопутешествие. Вначале все было хорошо. Ровная прямая дорога, уходящая в горизонт, холмы и озера украшают пейзаж. Но, не доезжая нескольких километров до города Буй, все закончилось. Дорога превратилась в грейдер, петляющий по лесу от деревни к деревне. Ближе к городу асфальт вернулся, но уже совершенно разбитый. В добавок, навигатор вел нас несуществующими дорогами.

От Буя до Пречистого тоже мало хорошего. Во-первых, там яма на яме. Во-вторых, всю дорогу нас заливало дождями. Едешь, вроде все ровно, и вдруг, глухой удар в подвеску, за ним еще один, брызги вылетают из под колес в обе стороны и вперед — на лобовое стекло. Машина на секунду теряет управление. Все ямы залило водой под самый верх, и дорога кажется ровной.

Скорость приходилось сбавлять местами до 30 км/ч. И кто его знает, что там, на дне очередной лужи.

Ближе к Вологде дождь начал бить редкими крупными каплями. Так весь вечер и капал.

Галич. Стелла.

Стелла на въезде в Галич.

В Вологде мы провели полтора дня. Посмотрели исторический центр и выехали к Кирилло-Белозерскому монастырю.

Деревянный мост

Деревянный мост под дорогой на Ферапонтов монастырь.

В Вологодской области дороги тоже не идеальны, но по сравнению с костромскими гораздо лучше.

Кирилло-Белозерский монастырь находится на территории национального парка Русский север. Вокруг него сосредоточены еще несколько монастырей и интересных мест. К северу — Ферапонтов Монастырь, на западе — Горицкий монастырь и гора Маура. Сам Кирилло-Белозерский монастырь стоит на берегу Сиверского озера в  городе Кириллове.

Кирилло-Белозерский монастырь

Вид на Кирилло-Белозерский монастырь.

Из Кириллова в Белозерск невозможно проехать короткой дорогой, минуя паромную переправу. В течении Шексны от Белого озера до впадения в Рыбинское водохранилище работают две переправы – обе в северной части. Мы оказались на Кирьяновской – той, что чуть южнее, точно ко времени – сразу после того, как паром отчалил. Пришлось ждать. Интервал между рейсами парома примерно час. Очередей тут нет, кроме нас была еще пара машин.

Кирьяновская паромная переправа через Шексну. Расписание парома.

Расписание парома на Кирьяновской переправе — единственной бесплатной в России.

Переправа бесплатная, как сказал один из паромщиков, единственная в России. Ребята тут работают колоритные: смятая беломорина стиснута между зубами, лицо смуглое, морщинистое с небрежной седой щетиной. Старая промасленная рубашка свисает с плеч, ниже ее продолжают такие же промасленные, заношенные портки с вытянутыми коленками, а ноги всунуты во что-то непонятное, стоптанное на разные стороны, похожее на калоши. «У нас тут еще советская власть!» — сказал он. Судно в это время с силой ударило в пристань, паромщики накинули цепи на ржавые кнехты. Причалили. «Вот так и работаем за зарплату 9000, у капитана 11800» — иногда кажется, люди говорят такие слова с надеждой услышать в ответ, что все будет хорошо, жизнь у нас наладится, осталось только немного подождать.

Вот она – Россия настоящая – наша родина, не по телевизору, без айфонов и планшетов. Старый советский паром между востоком и западом, несколько мужиков и прогнившая, на половину деревянная пристань. А мы тут нанотехнологиям умиляемся.

Ховер 5 экспедиция

Стоим. Ждем паром.

Шексна совсем не похожа на привычную мне Волгу. Она извилистая: то резко сужается, то разливается или впадает в очередное озеро, воды ее омывают множество островов.

От переправы к Белозерску тянется пыльная грунтовка, на которой ближе к городу появляется асфальт. Дорога по большей части ровная.

На нашем маршруте Белозерск – самая северная точка и формально — это окончание поездки. Отсюда мы делаем один длинный бросок (280 км) до Весьегонска и оттуда уже домой (еще 350 км).

Автопутешествие по России

Вид трассы Вологда — Новая Ладога около Череповца.

Тут дороги уже лучше. На трассе Р-6 асфальт хороший, но нужно быть внимательным – иногда встречаются выбоины. После выезда на А-144 дорога становиться идеальной: отличный ровный асфальт без дефектов, разметка, длинные прямые участки. После проезда Череповца становиться меньше транспорта. Фуры идут с большой скоростью на приличном расстоянии друг от друга, и если сильно не торопитесь, то можно встроиться в этот караван и комфортно двигаться со скоростью 100 – 110 км/ч.

Череповец. Пормзона. Северсталь

А это красавец Череповец. Работники этого предприятия делают 8 ошибок в слове «экология».

Удовольствие кончается после поворота на Устюжну. Хотя по сравнению с прошлым годом, тут стало гораздо лучше. Дорогу отремонтировали. Но очень оригинально, творчески – 100-метровыми участками. То есть 100 метров ровного, нового асфальта, потом 20 метров с колдобинами, за тем еще 100 метров нового. И так несколько километров. Пропущенные места водители объезжают по обочине – получается змейка. Дальше в тверской области только песчаники с рельефом «стиральная доска». Зато очень живописно. Деревья вокруг дороги местами образуют свод, через который на дорогу пробивается солнце.

Вот так мы и доехали до дома. Отдохнувшие и полные новых впечатлений! Закончилось наше автопутешествие по России... Но впереди еще отпуск в Санкт-Петербурге!

Путешествуйте сами!

Сергей Махлов

Чем больше сделаешь сегодня, тем больше завтра исправлять.

Комментариев нет

Пока без комментариев

Вы можете быть первым кто прокоментирует эту запись!