Мы любим истории о путешествиях. Расскажите как съездили и мы опубликуем вашу историю на Dorogi-ne-dorogi.ru

Русский Север 2015. Часть 1: Петрозаводск и водопад Кивач

Карелия

Привет! В последней поездке на Русский Север мы попробовали писать отчет прямо во время путешествия. Текст получился огромным, поэтому мы будем выкладывать его частями. Целью нашей поездки был поход на островов Кижи на байдарке и посещение Соловецкого архипелага, с попутным заездом в Петрозаводск, на водопад Кивач и подводную лодку в Вытегре. А теперь обо всем по порядку…

День 1. Ферапонтово

Наш план доехать за первый день до Петрозаводска, с треском провалился. Потому, что проснулись мы в 8 утра, а выехали только в половину одиннадцатого: пока собирались, вспоминали что забыли, убирались в квартире перед отъездом. В итоге в первый вечер мы в Ферапонтове. Это то самое место, где находится знаменитый Ферапонтов монастырь. До Петрозаводска от сюда еще километров 350. Мы решили остановиться раньше. И мы были рады тому, что здесь оказались — покой, тишина, красивое озеро и монастырь на высоком берегу. Иначе неслись бы мы в сумерках по трассе еще не одну сотню километров до Петрозаводска.

Ферапонтов монастырь

На ночь остановились в летнем домике во дворе одной из местных жительниц. Ночевка здесь стоит 300 рублей с человека. В домике два помещения: предбанник объединенный с кухней и спальня, рассчитанная на четверых. Комнаты внутри обиты деревом, на кухне стоит большой холодильник. Однако, туалет и умывальник на улице.

Ночлег в Ферапонтово найти не трудно: спросите любого из местных, они подскажут. В центре есть гостиница, самая низкая цена тут 1800 рублей за ночь. Мне кажется, что это перебор для деревни. Немного отъехав от центра, мы зашли в местный магазин и поинтересовались, не сдает ли кто комнату. Нас направили к замечательной женщине, которая нас разместила и еще помидорок с грядки принесла.

Ферапонтов монастырь, как вы помните из отчета про Белозерский монастырь, основал монах Ферапонт, который пришел в эти земли вместе с Кириллом.

В монастыре можно посмотреть музей фресок Дионисия. Это иконописец, последователь Андрея Рублева. Жил и работал во второй половине 19-го века в Москве. В Ферапонтовом монастыре Дионисий работал над стенными росписями и иконостасом собора Рождества Богородицы. Это, кстати, последняя из точно установленных его работ.

Музей фресок Дионисия работает с 9 до 18 часов, касса закрывается на час раньше.

Но тут и без Дионисия очень красиво. Справа и слева от монастыря –  живописные озера с прозрачной водой. Мне кажется, что у нас из-под крана вода хуже течет)) Здесь любят останавливаться рыбаки. Мы рыбной ловлей не увлекаемся, но думаю они не зря сюда ездят. В деревне стоит такая умиротворенная атмосфера, что не хочется ни торопиться, ни думать о недоеханных до Петрозаводска километрах. Это все будет завтра.

День 2. Петрозаводск

Утром мы выехали из Ферапонтово, предполагая, что уже к двум часам мы будем в Петрозаводске. Оказалось, однако, что после Вытегры дорога только грейдерная со стиральной доской. Не вздумайте снижать скорость — машина развалится. Держите 50-60 км/ч и будете чувствовать только вибрацию. Если сбросить до 20-25 км/ч, то машина начнет подпрыгивать. Если ехать быстрее, то зад начинает обгонять перед. Короче говоря, в Петрозаводск мы приехали только в 17 часов. Быстро нашли квартиру и пошли гулять.

Монумент Рыбаки в Петрозаводске

Вечером мы вышли на городскую набережную. Несмотря на то, что это север, набережная напоминает наши южные курорты. Однако, мне здесь не очень понравилось: во-первых, я не люблю наши южные курорты, во-вторых, после вчерашнего тихого Ферапонтово здесь слишком многолюдно, а в-третьих, вдоль набережной тянутся уличные рестораны, из которых доносится музыка в разных стилях, которая сливаясь образует шум. Очень понравились уличные тренажеры, расположенные здесь же. Здесь они пользуются популярностью.

Кстати. Самый простой способ попасть на остров Кижи — сесть на Метеор в Петрозаводске. Причал и касса на набережной. Подробнее об этом написано в главе Кижи.

Здесь можно купить билет на Метеор на Кижи в Петрозаводске

На фото сверху касса, где продают билеты на Метеор. В этой будке можно взять бесплатную карту центра Петрозаводска.

Метеор на Кижи в Петрозаводске
СПК “Метеор” – жаль, что на реках их становится все меньше. Но в Петрозаводске они по прежнему эксплуатируются на Онежском озере. Пока мы гуляли по набережной к причалу подошел один из них. Здесь они зеленые – в фирменном цвете перевозчика. Мне в белом больше нравятся.

Почему-то, в Петрозаводске нет пешеходных переходов и дорожной разметки. Разметка, фиг с ней, водители люди опытные — разберутся. А пешеходы? Люди бегают через дорогу где придется — странно как-то.

Вернемся в квартиру. Штык не всегда молодец и в этот раз с жильем мы промахнулись. Малосемейка с фанерной дверью, липким полом, грязная… запах какой-то стоит. Взяли с нас 1100 рублей за ночь и еще 1000 рублей залога. Балкон размером с дверь и шириной в полступни. Хорошо хоть душ есть. Хозяин сказал, что у него дни из самых низких  цен в городе.

День 3. Полярный одиссей и водопад Кивач

Третий день прошел без больших переездов. Утром в Петрозаводске поехали в клуб Полярный одиссей. Вот, что действительно стоит посетить, особенно если в вашей компании есть мужчины в возрасте от 12 лет. За 300 (за обоих) рублей нам показали все, что есть в клубе и рассказали все, что можно о нем рассказать. Клуб занимается организацией парусных походов по Онежскому озеру. Все суда они строят сами, своими силами и с помощью волонтеров. Сами разрабатывают чертежи по описаниям и изображениям реально существовавших парусников. На причале клуба пришвартованы суда размером от маленьких учебных лодок до крупных лодий пассажировместимостью 10 человек. Для них на борту есть спальные места, кухня, место для отдыха и гальюн (туалет то есть). Все эти суда выглядят очень красиво, впечатляет то, что это все сделано руками группы энтузиастов.

Полярный Одиссей. Парусные корабли в Петрозаводске.

У клуба есть своя интересная история, есть путешествия, которыми можно гордится и интересные увлеченные люди. Так что, советуем всем: будете в Петрозаводске, съездите к ним обязательно.

Единственный минус в том, что походы на этих судах осуществляются через тур агентство. И как мы не пытались разговорить нашего гида на эту тему, на все вопросы она отсылала нас к сайту, на котором написано в какое тур агентство обратиться. Это значит, что цена путешествия на борту одно из судов будет завышена за счет посредника — жалко. Но думаю, что путешествие будет стоить затраченных на него средств.

Во второй половине дня мы переместились к водопаду Кивач. До него от Петрозаводска километров 60. Кивач не очень впечатлил. Водопад Юканкоски красивей, больше и интересней. Кивач популярен потому, что он близко к Петрозаводску, а до Юканкоски нужно далеко ехать, а потом, если у вас не внедорожник, идти пешком. Пусть и говорят, что Кивач второй по величине водопад Европы, но это суждение основано только на расходе воды; а высота Юканкоски больше — 17 метров, против 10,7 у Кивача. К тому же Кивач не такой красивый.

Водопад Кивач

В начале 20-го века Кивач посетил С.М. Прокудин-Горский (мы уже писали о нем) На одной из фотографий он запечатлен на фоне водопада и надписи ELISE, на камне. Эта надпись видна до сих пор, найти ее оказалось не сложно — она на самом высоком камне над водопадом. Кивач с того времени сильно изменился. Воды стало меньше. Беседка с противоположной стороны исчезла.

Проход к водопаду стоит 140 рублей. После того, как купите билет вас пропустят на стоянку. От нее до водопада две минуты по лесенке.

Неподалеку есть малюсенький краеведческий музей. Там собраны насекомые, растения и чучела животных, обитающих в этих местах. Зайдите обязательно.

От водопада Кивач мы поехали на базу отдыха Сандал – это еще километров 10 на север. Там переночевали в палатке. Тихо, хорошо, красиво. Можно на лодочке покататься по озеру. Народу много, но база большая — никого не видно. За палатку берут 600 рублей.